ГЛАВА 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ  .............................................................................................. 7

Особенности употребления форм настоящего времени .......................... 8

Особенности употребления форм прошедшего времени ........................ 11

Особенности употребления форм будущего времени   ........................... 13

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ...... 17

Настоящее время и особенности его употребления ............................... 17

Прошедшее время и особенности его употребления ............................. 19

Будущее время и особенности его употребления ................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................. 26


ВВЕДЕНИЕ

 

Пространство и время - основные категории художественного текста, отображающие объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время показаны в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Определение категории времени, прежде всего, проблема мировоззренческая, гносеологическая. Для филологического исследования актуальность концепции пространства и времени в художественном произведении заключена, прежде всего, в поиске способов отображения бытия писателем, в возможности синтеза картины мира автора и картины национального сознания путем анализа языковых средств.

Ядром языкового выражения категории времени являются спрягаемые глагольные формы, обозначающие отнесенность процесса к одному из трех временных планов – настоящему, прошедшему и будущему. Значение времени может быть выражено не только глагольными формами, но и другими – лексическими и синтаксическими – средствами. Поэтому некоторые лингвисты (А.В. Бондарко и др.) выделяют функционально-семантическую категорию темпоральности, включая сюда и категорию времени глагола как грамматическое ядро этой категории. В своей работе мы рассматриваем временные формы спрягаемых форм глагола как основное (ядерное) средство языкового выражения категории времени, не ставя своей задачей рассмотреть языковое выражение функционально-семантического поля темпоральности.

Учение о времени глагола является одним из центральных разделов морфологии. Существование множества точек зрения на данную проблему препятствует построению четкой видо - временной классификации. Например, в книге В.В.Виноградова «Русский язык» указаны важные вопросы теории глагольного времени, в частности о синтаксических функциях времени, об их взаимоотношении с другими глагольными формами, об относительном употреблении времени. В.В.Виноградов выделяет семь временных форм: четыре формы прошедшего времени (прошедшее совершенное, прошедшее несовершенное, давнопрошедшее время, «прошедшее время мгновенно-произвольного действия»), описательную форму будущего времени несовершенного вида, форму настоящего времени несовершенного вида и форму настоящего-будущего времени совершенного вида. Этот взгляд на парадигму времен не принимают и оспаривают А.В. Бондарко, Л.И. Ушакова и другие ученые. Они считают, что нет достаточных оснований для выделения «прошедшего времени мгновенно-произвольного действия», а также не соглашаются с включением «давнопрошедшего времени» в состав парадигмы активно употребляющихся, регулярных форм.

На исследования в области категории времени А.В.Бондарко опираются такие ученые, как М.Я. Гловинская, Н.В. Перцов, Л.И. Ушакова и другие лингвисты.

Проблемой выявления грамматических средств выражения и рассмотрением оттенков значения форм настоящего, будущего и прошедшего времени занимались Н.С. Поспелов, Н.М. Шанский, М.А. Шелякин и многие другие ученые.

Однако при наличии большого количества исследований данная тема тем не менее не получила достаточного освещения, так как проблематика времени неоднородна. Для русской грамматики остается актуальным вопросом описание и систематизация тех позиционных условий, в которых возникают те или иные значения временных форм в абсолютном и относительном употреблении. В контексте грамматическая форма времени не всегда имеет значение действия, определяемого относительно момента речи (абсолютное время). Существуют контексты, где форма времени глагола ориентирована не на момент речи, а на время другого глагольного действия (относительное время).

В этом отношении изучение временных глагольных форм, а также их языковое выражение в произведении М.Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет особый интерес.

Актуальность исследования, учитывая важность изучения категории времени в современном русском литературном языке, в том числе языке художественных произведений, определяется теоретической и практической значимостью выявления и анализа глагольных временных форм в столь сложном для интерпретации романе.

Цель исследования заключается в определении всего многообразия значений временных глагольных форм в тексте, а также в выявлении их языкового выражения в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в двух аспектах – семантическом и функциональном.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1) изучить основные понятия глагольной категории времени в теоретическом аспекте;

2) выявить и систематизировать основные временные формы спрягаемых глаголов, участвующих в языковом выражении категории времени романа;

3) проанализировать языковое выражение глагольной категории времени в произведении М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" в двух аспектах – семантическом и функциональном;

4) сформулировать выводы.

В качестве основного объекта исследования взят роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Предметом исследования явились спрягаемые формы глагола, связанные с абсолютным и относительным способом выражения категории времени в тексте художественного произведения.

В работе использовались следующие методы и приемы научного исследования: описательный, сопоставительный метод теоретического анализа литературы, обобщения, классификации.

Новизна определяется введением в научный оборот нового языкового материала, его семантическим анализом и выявлением основных текстовых функций глагольных временных форм в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке приемов комплексного анализа (семантического и функционального) глагольной категории времени в художественном тексте.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования материалов данной работы в процессе вузовского обучения, в спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых изучению глагольной категории времени, а также в школьной практике при проведении уроков, факультативных занятий по русскому языку.

Содержание работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

 


ГЛАВА 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Употребление форм времени с точки зрения момента речи носит название абсолютного употребления, а сами формы называются формами абсолютного времени.

Употребление форм времени по отношению ко времени другого действия называется относительным, а сами формы называются формами относительного времени. Относительное время, например, характерно для сказуемого придаточного изъяснительного предложения. Так, в предложении Я видел, как он идёт по улице форма идёт обозначает действие, одновременное действию видел (одновременность в плане прошедшего); в предложении Я сообщу, что он приехал форма приехал обозначает действие, предшествующее действию сообщу (предшествование в плане будущего); в предложении Я подумал, как встречусь с ним форма встречусь обозначает действие, следующее за действием подумал (следование в плане прошедшего).

Формы относительного времени в русском языке не имеют особых морфологических показателей. Форма идёт, выступающая в одном случае как относительная (Я видел, как он идёт по улице), в другом случае (Смотрите, вот он идёт по улице) является абсолютной.

Помимо абсолютного и относительного употребления форм времени, можно выделить ещё переносное употребление. При переносном употреблении наблюдается несоответствие основного значения форм времени и значения контекста. Примером этого является использование форм настоящего несовершенного в рассказе о прошлом, т. е. настоящее историческое, например: Выхожу я вчера из дому и вижу… Здесь форма настоящего времени обозначает действие, происходившее до момента речи, на что указывает наречие вчера.

Употребление форм времени в переносном значении несёт в основном стилистические функции. Настоящее историческое, например, широко используется как форма оживлённого повествования о событиях прошлого, которые развиваются как бы на глазах у говорящего: Вечером, в часов восемь, просыпаюсь, свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, - право, у меня сердце вот так и запрыгало (Достоевский).

Другая разновидность переносного употребления настоящего несовершенного – это настоящее намеченного действия, обозначающее действие, в осуществлении которого в ближайшем будущем говорящий совершенно уверен: Завтра я покупаю билеты и еду на юг. (Наречие завтра указывает, что действие совершится после момента речи.)

В разговорной речи встречается переносное употребление форм прошедшего совершенного в контексте будущего: Теперь мы погибли, мы пропали. Формы будущего совершенного могут употребляться для передачи событий прошлого. Например, в сочетании с усилительной частицей как они обозначают внезапное, стремительно наступившее действие: Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнёт, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то, как притопнет (Пушкин).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!