Произведений русской классики

Содержание

1. Введение …….......................................................................... 1

2. Понятие "любовь" с биологической точки зрения ................ 2

2.1. Химическая любовь

2.2. Физическая любовь

2.3. Взаимодейсвие физической и химической любви ....... 2

3. Любовь в русской художественной литературе .................... 3

3.1. И.С. Тургенев "Ася" ...................................................... 5

3.2. Н.В. Гоголь "Невский проспект" ................................... 7

3.3. М.Ю. Лермонтов "Демон" ............................................ 10

4. Заключение ............................................................................. 15

5. Список литературы
Введение

Любовь - это одна из самых могущественных и влиятельных сил в этом мире. В любой точке земного шара люди живут для любви, убивают из-за любви и умирают во имя любви. Они поют песни, пишут стихи, рисуют картины, создают скульптуры, а также слагают мифы и легенды посвященные любви.Думаю следствием из этого можно сделать , что каждый человек хоть раз в жизни испытывал это загадочное чувство приносящее и горе, и счастье.А может ли любовь быть комплексом чувств? Ведь ревность, влечение направленные на объект любви, счастье и страх разлуки и другие чувства выдают влюбленного человека.Чем же это обосновано? Процессом химических реакций в мозге или физиологическими потребностями и природными инстинктами воспроизводить себе подобных?

Цель: В своей работе я хочу ответить на заданные вопросы опираясь на научную литературу, в частности это будут труды ученого-антрополога Хелен Фишер и её книгу над которой она работала 30 лет "Почему мы любим : природа и химия романтической любви", а так же на литературу художественную. На примерах персонажей произведений Тургенева, Гоголя, Лермонтова, Пушкина я рассмотрю проявления и последствия любви, отношение к любви представителей мужского и женского пола.

2.Понятие любовь с биологической точки зрения

Многие люди ощущают, что существует химия любви. При чтении древней японской или китайской поэзии или при прослушивании песен и мифов людей из культур разных цивилизаций, очень часто встречаешь утверждение, что любовь - это глубокая неконтролируемая страсть. То есть люди все и всегда чувствовали, что любовь - это часто неподконтрольное ФИЗИЧЕСКОЕ явление, вытекающее из активности участков мозга при влиянии гормонов.Значит,любовь нельзя сводит только к химическому или физическому,они тесно связаны.

Физическая любовь подрозумевает любовь основаную на половом влечении и инстинкту самовоспроизведения.К этому можно добавить изменения в физиологии и физиологических процессов.Базисом физической любви является химическая любовь.

Химическая любовь рассматривается как выделение гормонов мозгом формирующие чувство любви.Этот процесс делят на 3 этапа:

6.    Влюбленность

На первом этапе сознанием движут половые гормоны - эстраген и тестостерон у обеих полов соответсвенно.Они влияют на желание связанные с объектом вожделения : например желание чаще видеться.При виде возлюбленного человек теряет аппетит,сон,начинает нервничать,ладони потеют,учащаютя сердцебиение и обменнные процессы.с точки зрения науки,химия любви происходит следующим образом - обект вожделения активизирует выработку веществ норадреналина ,серотонина и допамина.Первые два заставляют волноваться,последний приносит чувство счастья и удовлетворения. 

7.    Привязанность

Вторым этапом становится смена активной и экспрессивной влюбленности на что-то более спокойным и умиротворенным. Химия любви на этом этапе заключается в других гормонах – в окситоцине и вазопрессине. Первый гормон очень специфический. Его присутствие «замечено» в процессе схваток при родах, а также он активно выделяется при оргазме. Этот гормон отвечает за то, чтобы закрепить взаимную связь между влюбленными, и количество оргазмов между ними еще больше закрепляет эту связь.        Вазопрессин – гормон, который регулирует моногамность, то есть постоянство партнера.

Существует также еще один этап, который состоит в выборе партнера.На подсознательном уровне мы стремимся найти такого партнера, с которым возможно продуктивное и качественное воспроизведение потомства. Для этого партнер должен быть сильным и здоровым, с крепкой иммунной системой. Благодаря этому этапу обрели популярность духи с феромонами, так как все эти данные о здоровье передаются посредством запаха.Но пока не доказано,что феромоны влияют на людей,это связнно с эволюцией человечества ходом которой подавлялись инстинкты людей на запахи.

 

3.Любовь в русской художественной литературе

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин. Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других талантливых писателей. 

Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви не малое место. Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира.Русская литература поднимает никогда не стареющие, так называемые проклятые вопросы: смысла жизни, существования Бога, души,редко мы встретим в русской литературе тему любви в чистом виде, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами.Русские писатели отвечают на эти вопросы и характеризуют любовь через призму своих произведений с характерными каждому из них мировозрением.Стоит отметить еще одну черту прослежевамую в большинстве произведений русской литературы касаемой темы любви - любовь не приносит счастья.Чаще всего она становится причиной смерти духовной или же физической.Причина такой серьезности одна: любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса.Даже казалось счастливый конец истории любви Мастера и Маргариты в произведении Михаила Афанасиевича Булгакова ,обрелся лишь после смерти главных героев.Счастливым завершением в таком контексте можно считать финал Пушкина "Евгения Онегина" - Татьяна, будучи верной женой другого, будет вечно любить человека, недостойного ее, Онегин вечно будет одинок, но по крайней мере они остались живы.

Так у меня возник вопросы, что повлияло на развитие трагизма в русской литературе? Какая закономерность влияет на судьбу главных героев?

Трагизм в разработке любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним и главным является народная традиция. Только в русском фольклоре любовные частушки называются "страдания", только в русской деревне синонимом слова "любить" было слово "жалеть". Заметьтим акцент делается на на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится не половое желание,духовное начало -жалость.Это ярко показано в " Демоне " Михаила Юрьевича Лермонтова, в сцене признания любви Демона к Тамаре.Путем жалости к себе он добивался взаимности.

Влияние так же дало прошлое народа ,например период язычества.Одной из традиций языческих свадеб на русском Севере: в архангельских селах невеста, пышно наряженная на свадебном пиру, под венец шла в том же "синяке", простом синем сарафане, в котором кладут в гроб. Таким образом, вступление в брак по значению находилось на том же уровне, что и рождение и смерть. Интересно сопоставить этот обычай с мыслью Толстого, что жениться надо как умирать, только когда нельзя иначе.

Тысячелетние устои хранятся в русской литературе,ей присущ дуализм , разделение человека на грешную плоть и стремящийся горе дух. В Европе этот дуализм преодолели в эпоху Возрождения. Новый человек целен и жизнерадостен, он спокойно воспринимает и понимает свои потребности считая их естественными, и не видит большого греха в их удовлетворении. В русской культуре Возраждение не произошло.Средневековое противопоставление плоти и духа пережило петровские реформы и радикальные эксперименты позитивистов-нигилистов XIX века, дожило до XX века и все еще неплохо чувствует себя сегодня.

Единственный дозволенный путь реализации грешных желаний плоти - брак , но и к нему отношение строгое.Еще с древности в русском фольклоре отсутствует образ возлюбленной девушки.Героиня его либо незамужняя, невинная девица, либо жена, либо вдова.Разумеется в мире имеющий четкое разделение на святость и грех все, что происходит вне супружеского ложа определяется как блуд.

Наиболее полно и ярко это средневековый дуализм воплощен в Катерине ,героиня пьесы Александра Николаевича Островского "Гроза", для нее нет оправдания ее грешной страсти, потому что такого оправдания в рамках традиционной, патриархально-средневековой этики не существует.У нее было два пути либо жить с Борисом в незаконной связи,чего и просила ,либо умереть,что и происходит.

Так же в русской литературе я не наблюдаю "золотой средины".Чувства героев или высоки и прозрачно чисты, или являются гнусным развратом , или же и тем и другим одновременно,что характерно для героев Достоевского.Но практически не возможно сохранить запредельную чистоту чувств , и оттого каждая вторая русская история любви - трагедия.Кто-то погибнет, кто-то сойдет с ума,а многие расстанутся навеки.Встает новый вопрос : зачем нужно впадать в крайности?Но именно они создают контрас "высокого" и "низкого" и персонажи не то чтобы не могут не страдать, они именно хотят страдать.

"Но что же делать, если мне даже муки от него - счастье? Разве я на радость иду к нему?" говорила Наташа из "Униженных и оскорбленных" романа Фёдора Михайловича Достоевского.В её вопросах уже непонятно, где страдание и где счастье, и можно ли их разделить.Страдание - неотъемлимая, а может быть, и главная часть любви.В страданиях, мучительстве и самомучительстве почти не остается времени для счастья. Но формула русской любви и не содержит такого элемента. Здесь мы видит поистине уникальное отношение к счастью.

Нежелание быть счастливым и принципиальный трагизм любовных историй невозможно объяснить только средневековой этической парадигмой или влиянием русского фольклора. Трагическая тема любви в русской классике неразрывно связана с общими ее тенденциями, такими, как мучительный поиск гармонии в мире, идеала любви и человека.Такое понимание любви есть и в русской традиции, когда через любовь и страдание человек поднимается к более высоким уровням сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Мир русской литературы - мир трагичный, мир вечных вопросов, не имеющих ответов.

 4.И.С.Тургенев " Ася"

«Я переживаю – или, может быть, доживаю нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый вдребезги, либо… обновлённый!» - писал Тургенев своему товарищу , одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову.В июне писатель приезжает в Зинциг на Рейне лечиться от невралгии и совершает большую прогулку.Именно во время этой прогулки зарождается идея написания "Аси". Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже.Вдохновила его,как вспомнит сам писатель,внезапно выглянувшая девушка из окна второго этажа дома ,у которого сидела старуха.

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси подобна жизни его внебрачной дочери.Из за такого положения дочь Тургенева воспитывалась в семье крепостных,куда отдала ее бабушка. Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясён сиротской судьбой девочки. По совету Полины Виардо Тургенев увез дочь в Париж.

Окончив учение во французском пансионе,Полина жила в Париже со своим отцом до замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти, хотя духовной близости между отцом и дочерью не возникло.

Хоть и судьба Аси и Полины похожи,Тургенев свою героиню в отличии от дочери повести наделил богатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве, в человеческих отношениях.Показывая Асю писатель отбирает такие детали портрета, поведения героини, обстановки, в которую её помещает, которые как бы опредмечивают в себе определённые движения души девушки. Психологический анализ предстает здесь как внешнее выражение чувств, переживаний, постепенного изменения состояния внутреннего мира полюбившей девушки – в мимике, жестах, во всё новых нюансах портретных зарисовок героини, внимании к интонациям её голоса и поведении при виде объекта воздыхания :

"Ася покраснела, когда я вошел в комнату; я заметил, что она опять принарядилась, но выражение ее лица не шло к ее наряду: оно было печально. А я пришел таким веселым! Мне показалось даже, что она, по обыкновению своему, собралась было бежать, но сделала усилие над собой – и осталась."

" Она казалась спокойною, а мне, глядя на нее, все хотелось сказать ей, чтобы она не волновалась. Я любовался ею, я находил трогательную прелесть в ее побледневших чертах, в ее нерешительных, замедленных движениях – а ей почему-то воображалось, что я не в духе"

"– Я желала… – начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, – я хотела… Нет, не могу, – проговорила она и умолкла. Действительно, голос ее прерывался на каждом слове.Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… "

От начала к концу повести физическое и психологическое состояние Аси изменяется и становится характерным для влюбленного человека:

 "– Нет, не ошибаюсь. Вчера, вы знаете, она почти целый день пролежала, ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется. Я не беспокоился, хотя к вечеру у нее сделался небольшой жар. Сегодня, в два часа ночи, меня разбудила наша хозяйка: «Ступайте, говорит, к вашей сестре: с ней что-то худо». Я побежал к Асе и нашел ее нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у нее горела, зубы стучали. «Что с тобой? – спросил я, – ты больна?» Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых… Я ничего не понимаю, стараюсь ее успокоить… Рыдания ее усиливаются… и вдруг сквозь эти рыдания услышал я… Ну, словом, я услышал, что она вас любит."

Всё выше написанное признаки первой стадии .Организм героини поддался дейсвиям гормонов,которые проявляются через изменения в поведении, настроении и физическом состоянии:

" Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе – покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…Я украдкой взглянул на Асю… лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. Уже не досада меня грызла, – тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал… нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! – самую нежную любовь."

В этом отрывке мы наблюдаем и чувства главного героя господина Н.Н. от лица которого ведется повествование.Хоть он и любил Асю искренне,но испугавшись ответственности и принятие чувств слишком поздно помешало остаться ему и его возлюблеенной счастливыми.

"...я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю ее… Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви: оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… "

Да, нелязя понять сразу любишь ты человека или нет, но со стороны виднее, я считаю что Н.Н. любил Асю с самой первой встречи,и с каждой встречей и знаками внимания оказываемые ему только разжигали это чувство, что вскоре казалось бы обычная записка сбила с толку нашего героя:

 "Следующее утро прошло в каком-то полусне сознания. Я хотел приняться за работу – не мог; хотел ничего не делать и не думать… и это не удалось. Я бродил по городу; возвращался домой, выходил снова.Я пришел к себе в комнату, сел и задумался. Сердце во мне сильно билось. Несколько раз перечел я записку Аси. "

И в изображении внутреннего мира Аси, и внутреннего мира господина Н. Н. сказываются особенности таланта, личности писателя: свойственные ему элегизм, поэтизация и взаимоотношений героев, и окружающей их обстановки – пейзажей, романтичность художественного мира Тургенева.Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Изображение любви было для него важным творческим приёмом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», то есть богатство духовной жизни, сила характера, или нет её .Он был убежден что его герои невиноваты в своем несчатье ,вина лишь на природе любви ,что она капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня».

 

5.Н.В.Гоголь " Невский проспект"

Петербургские повести Гоголя проникнуты чувством гуманности, исполнены глубокого сострадания к простому человеку, бедному труженику, беззащитному перед лицом жестокой действительности. В "Невском проспекте" переплетаются темы и мотивы, развитые затем в других повестях: тема трагической гибели идеала, краха надежд, мечты при столкновении с действительностью.

 Так же присутствует тема любви,она не только присутствует ,но и сопоставляется .Любовь Пискараева является противоположной любви Пирогова,поэтому исход героев различен.

Пискарев мечтательный художник,романтик по душе,он принимает девушку с Невского проспекта за «святыню» и «божество».

"Она взглянула на Пискарева, и при этом взгляде затрепетало его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования; но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен. Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза; но как утерять это божество и не узнать даже той святыни, где оно опустилось гостить? Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать. "

"...сердечное биение, непреодолимая сила и тревога всех чувств стремила его вперед. Он даже не заметил, как вдруг возвысился перед ним четырехэтажный дом"

Учащенное сердцебиение, активация чувств,что привело к тому ,что герой даже не замечал в каком направлении движется,уже знакомые признаки любви.

Предубеждение молодого художника было ложным,девушка обладала злой красотой ,вела низкую жизнь.Злая красота нашего мира губит, возбуждая в сердцах людей «ужасную, разрушительную» силу — любовь.Именно Пискарев ,из всех выбранных произведений ,становится для меня образом непорочной искренней любви.

"Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист, как девственный юноша, еще дышащий неопределенною духовною потребностью любви. И то, что возбудило бы в развратном человеке дерзкие помышления, то самое, напротив, еще более освятило их."

Полон разочерования и любви поведение и внешний вид героя меняется ,что повествуется в следующих отрывках:

"Проникнутый разрывающею жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою. Уже и полночь давно минула, колокол башни бил половину первого, а он сидел неподвижный, без сна, без деятельного бдения."

"Все откинувши, все позабывши, сидел он с сокрушенным, с безнадежным видом, полный только одного сновидения. Ни к чему не думал он притронуться; глаза его без всякого участия, без всякой жизни глядели в окно..."

"Такое состояние расстроило его силы, и самым ужасным мучением было для него то, что наконец сон начал его оставлять вовсе. Желая спасти это единственное свое богатство, он употреблял все средства восстановить его. Он слышал, что есть средство восстановить сон — для этого нужно принять только опиум."

"Ни о чем он не думал, даже почти ничего не ел и с нетерпением, со страстию любовника ожидал вечера и желанного видения."

"...он подошел к зеркалу и испугался сам впалых щек и бледности своего лица..."

Внешний и какое впечатление от него ппроизведед перед предметом любви очень важны для любого человека.Мы принаряживаемся ,стараемся скрыть изъяны внешности.Пискарев не стал исключением ему было стыдно показаться при любимой девушке в запачканном сюртуке:

" ...вот он продрался-таки вперед и взглянул на свое платье, желая прилично оправиться. Творец небесный, что это! На нем был сюртук и весь запачканный красками: спеша ехать, он позабыл даже переодеться в пристойное платье. Он покраснел до ушей и, потупив голову, хотел провалиться, но провалиться решительно было некуда: камер-юнкеры в блестящем костюме сдвинулись позади его совершенною стеною. Он уже желал быть как можно подалее от красавицы с прекрасным лбом и ресницами. Со страхом поднял он глаза посмотреть, не глядит ли она на него: Боже! она стоит перед ним... "

Так же намерение художника показаться себя с лучшей стороны показано в отрывке предоставленном ниже :

" Тщательно начал он принаряжаться; приумылся, пригладил волоса, надел новый фрак, щегольской жилет, набросил плащ и вышел на улицу. Он дохнул свежим воздухом и почувствовал свежесть на сердце, как выздоравливающий, решившийся выйти в первый раз после продолжительной болезни. Сердце его билось, когда он подходил к той улице, на которой нога его не была со времени роковой встречи."

Так же как и в двух предыдущих произведениях описана первая стадия - влюбленность,но в отличии от них в этой повести я вижу лишь химическую любовь Пискарева.Он не думал о интимной близости с возлюбленной,его мечтой был общий быт и взаимоподдержка,но этому не суждено было свершится.Гоголь предназначил своему герою трагический конец, Пискарев начала сходит с ума ,а по возвращению домой покончил жизнь суицидом.

 " Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он весь день. Никто не мог знать, ночевал он где-нибудь или нет; на другой только день каким-то глупым инстинктом зашел он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрепанными волосами, с признаками безумия на лице. Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал. Протекли четыре дня, и его запертая комната ни разу не отворялась; наконец прошла неделя, и комната все так же была заперта. Бросились к дверям, начали звать его, но никакого не было ответа; наконец выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом. Окровавленная бритва валялась на полу. "       

Любови Пирогова можно дать термин -«людус»— любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий.В произведении не описывается химия любви и ее прояылений.Симпатия проявляется лишь в нескольких отрывках и не понятно любовь это или плотское желание:

"... уходя, Пирогов влепил нахально в самые губки хорошенькой блондинки..."

"он предложил ей танцевать. Немка согласилась в одну минуту, потому что немки всегда охотницы до танцев. На этом Пирогов очень много основывал свою надежду: во-первых, это уже доставляло ей удовольствие, во-вторых, это могло показать его торнюру и ловкость, в-третьих, в танцах ближе всего можно сойтись, обнять хорошенькую немку и проложить начало всему; короче, он выводил из этого совершенный успех. Он начал какой-то гавот, зная, что немкам нужна постепенность. Хорошенькая немка выступила на средину комнаты и подняла прекрасную ножку. Это положение так восхитило Пирогова, что он бросился ее целовать. Немка начала кричать и этим еще более увеличила свою прелесть в глазах Пирогова; он ее засыпал поцелуями."

После провала с немкой ,Пирогов не долго негодовал,что еще раз подтверждает ,что его чувство всего лишь людус.

 

6.             М.Ю.Лермонтов "Демон"

В романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба.

В начале поэмы автор сочувствует своему персонажу,образ демона был притягателен дляя Лермонтова.Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Пролетая над долинами Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Он влюбляется в молодую княжну,но та не может ответить ему взаимностью, она ждет своего жениха — отважного князя Синодала,который погибает.

Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру.Ему не приносила удовольствие его вечная жизнь и в Тамаре он видит свое спасение.Выше было сказано ,что Тамара равнодушна к демону, но строки :

"С глазами, полными печали,

И чудной нежностью речей.

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться -

А сердце молится ему" ,переубеждают меня в этом. В следующих фразах Тамары,я понимаю что героиня невольно жалеет Демона :

"Зачем мне знать твой печали,

 Зачем ты жалуешься мне?"

Вспомним ,что из давна в русском народе жалость сапоставима с любовью.Тамара, слушая исповедь Демона, как бы заново переживает весь путь своего внутреннего освобождения. Вначале рассказ Демона о его одиночестве и страдальческой жизни пробуждает в ней «мечту» — непосредственное сочувствие. Картина «скорби и труда» человеческого общества взывает к ее «думам», к проснувшемуся чувству справедливости.И тогда Тамара принимает свои чувства ,а вместе с ними и смерть.Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Рай не поверил чувствам ,мечтам Демона и его преображению,поэтому он возвращает его к прежней роли злодея.Демон побежден

"И проклял Демон побежденный

 Мечты безумные свои..."

Разрыв между мечтой и действительностью, отчужденность романтических переживаний героев лермонтовской поэзии, драматургии— один из ведущих мотивов творчества Лермонтова. Так же характерны противопоставления героев ,так происходит контрас между Тамарой и Демоном.

Демону с его душевным раздвоением противостоит Тамара — воплощение естественности, духовной цельности и детской непосредственности. Эта детская непосредственность — одна из главных черт лермонтовской героини. Она «свободы резвое дитя», «улыбается она, веселья детского полна». Внутренний мир Тамары до встречи с Демоном — это воплощение того райского блаженства неведения, той ангельской чистоты, против которых восстал когда-то Демон. Недаром он любуется Тамарой, «прежних братий вспоминая». Недаром поэт говорит:

 

"С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела."

 

"В ней было хладное презренье

Души, готовой отцвести..." 

 В этих двух строках я вижу объеденение образа мертвой Тамары и Демона.Возникает сопоставление живой улыбки пляшущей Тамары в начале поэмы с описанием ее мертвого, застывшего лица. Оно раскрывает тернистый путь духовного прозренья, пройденный героиней.

 Путь познания, пройденный в поэме Тамарой, — это путь человека, одаренного органической способностью любить. Когда Тамара рыдает над телом погибшего жениха — это не дань обычаю, а искреннее проявление ее чувства к молодому «властителю Синодала». Но и внезапно вспыхнувшая страсть к Демону столь же естественна для нее, как и любовь к «отважному князю». Воплощение «живой жизни», Тамара не может и не способна любить мертвого. Ее любовь естественна, поэтому жажда «гордого познанья», зароненная в ее сердце Демоном, соединяется у нее с проявлениями жгучей страсти.

 

"Пылают грудь ее и плечи,

Нет сил дышать, туман в очах,

Объятья жадно ищут встречи,

Лобзанья тают на устах..."

Очень ярко выраженно изменение Демона под воздействием любви.Помним «туманный и немой», полубесплотный облик Демона первых строф поэмы — облик вечного странника среди звездных миров и бесконечных тысячелетий.

Но после того, как любовь овладела его существом, герой как бы обретает плоть. Это уже не прежний бестелесный фантом, он ходит, плачет и говорит.

"Задумчив у стены высокой

Он бродит, от его шагов

Без ветра лист в тени трепещет"

Едва ли эта тяжкая, земная поступь бесплотного ранее героя — случайность в стройном художественном мире поэмы Лермонтова. Любовь как бы приковывает Демона к земле с ее чувственной жизнью. И одновременно одаривает его неведомой до того глубиной страстей и человечностью.

"Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз;

Он хочет в страхе удалиться...

Его крыло не шевелится!

И, чудо! Из померкших глаз

Слеза тяжелая катится..."

В итоге я вижу великую силу любви ,которая способна воскресить тепло в самой холодной душе.

 

Заключение
Сравнительная характеристика героев литературных

произведений русской классики

Персонаж Произведение Принятие чувства Проявление любви Итог любви
Господин Н.Н. «Ася» И.С.Тургенев Способствовало Боязнь потери любимой девушки,принял свои чувства во время поисков Аси. Снижение работоспособности, Учащенное сердцебиение и дыхание Не забывает Асю,хотя были женщины после нее,Н.Н. признается ,что не сильно тосковал
Ася «Ася» И.С.Тургенев Частые посещения Н.Н. способствовали приязни Потеря аппетита,лихорадка,румянец на щеках, сердцебиение и дыхание учащались при посещении Н.Н. Уезжает от господина Н.Н.
Демон «Демон» М.Ю. Лермонтов Любовь с первого взгляда Глобальное изменение личных качеств,влечение к Тамаре Рушаться все мечты и надежды быть счастли- вым
Тамара   «Демон» М.Ю. Лермонтов Жалела судьбу Демона Влечение к Демону Умерла. Бог простил ее за ее искушение и она попала в рай.
Пискарев «Невский проспект» Н.В.Гоголь Любовь с первого взгляда Бессонница,похуде-ние,бесцельность Самоубийство
Пирогов  « Невский проспект» Н.В.Гоголь      Любовь с первого взгляда Нет проявлений любви Кратковремен-ное унижение чувства достоинства

           

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!