Главные и побочные трезвучия лада
Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.
Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.
Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:
До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты
Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.
Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.
На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:
218
VI I T III
Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.
|
|
Таблица трезвучий мажорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. 5/3 | I(Т), IV(S), V(D) | I(Т), V(D) | I(Т), VII |
м. 5/3 | II, III, VI | III, IV (sг) | IV(s), V (d) |
ум. 5/3 | VII | II, VII | II, III |
ув. 5/3 | нет | VI | VI |
Таблица трезвучий минорного лада
Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. 5/3 | III, VI, VII | V, VI(Dг) | IV(Sм), V (Dг) |
м. 5/3 | I(t), IV(s), V(d) | I(t), IV(s) | I(t), IIм |
ум. 5/3 | II | II, VII | VI , VII |
ув. 5/3 | нет | IIIг | IIIм |
Разрешение неустойчивых трезвучий
Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:
219
Ш Т 6 Ш 6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т 6
При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:
|
|
220
Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:
221
II (VII 6) T II (VII 6) T6
В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.
Септаккорды лада
Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.
Таблица септаккордов мажорного лада
Виды септаккордов | На каких ступенях строятся
| ||||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |||
б. маж. 7-акк. | I. IV | I | нет | ||
м. маж. 7-акк. | V | V | I, VII^ | ||
б. мин. 7-акк. | нет | IV | IV | ||
м. мин. 7 акк. | II, III, VI | III | V | ||
м. 7-акк. с ум. 5 | VII | II | II, III | ||
ум. 7-акк. | нет | VIIг | нет | ||
ув. 7-акк. | нет | VI | VI |
Таблица септаккордов минорного лада
Виды септаккордов | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. маж. 7-акк. | III, VI | VI | нет |
м. маж. 7-акк. | VII | Vг | IVм, Vг |
б. мин. 7-акк. | нет | Iг | Iг |
м. мин. 7-акк. | I, IV, V | IV | IIм |
м. 7-акк. с ум. 5 | II | II | VI , VII |
ум. 7-акк. | нет | VII | нет |
ув. 7-акк. | нет | IIIг | IIIг |
Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:
а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;
б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:
малый мажорный септаккорд — на V ступени,
|
|
малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,
уменьшенный септаккорд — на VII ступени;
эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;
в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.
Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!