Практическое занятие № 7 (2 занятия)



Тема: Поэтика «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Литература:

1). Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988.

2). Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.

3). Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956. С. 433-457.

4). Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145-162.

5). Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000; 2003.

 

Задания:

1). На основании эпиграфа, посвящения, «Слова о Ломоносове», анализа фонвизинских мотивов в главах «Любани», «Хотилов», «Выдропуск» («Копии с отписок»), «Новгород» («Вопросы г-ну сочинителю «Былей и небылиц»), «Завидово» («Всеобщая придворная грамматика») письменно ответить на вопросы: «Каковы идеологические и эстетические моменты сближения Радищева с Тредиаковским? с Ломоносовым? с Фонвизиным?» (по выбору).

2). В главах от «Выезда» до «Спасской Полести» выбрать и прокомментировать эпизоды, в которых фигурирует мотив сна и сновидения. Подготовить письменную работу на тему: «Смысловые и композиционные функции мотива сна в «Путешествии из Петербурга в Москву».

План

1). Структура повествования в «Путешествии»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

2). Проблема автора и героя.

3). Литературно-ассоциативный фон сюжета.

4). Вводные жанры: авторские включения (посвящение, ода «Вольность», «Слово о Ломоносове»), рассказ встречного («Чудово», «Зайцово»), сон («Спасская Полесть»), найденная рукопись («Хотилов», «Выдропуск», «Торжок»), письмо («Зайцово»), подслушанный разговор («Спасская Полесть», «Крестьцы»).

5). Особенности сюжетосложения и композиции.

6). Жанровое своеобразие «Путешествия» в контексте национальной литературной традиции.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Литература:

1). Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1.

2). Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44-60.

3). Павлович С.Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII в. Саратов, 1974. С. 148-158.

4). Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148-158.

5). Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-205.

6). Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000; 2003.

Задание:

Пользуясь указанной литературой, подготовить реферат на тему: «Средства выражения авторской позиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

План

1). Сентименталистская концепция личности в повести «Бедная Лиза» (идеи чувствительности, внесословной ценности, противоречивости человека).

2). Особенности конфликта

3). Средства и приемы художественного воссоздания действительности: образ автора-повествователя и функции читателя в образной структуре повести, средства организации читательского восприятия; своеобразие сюжета и композиции; внесюжетные элементы текста; характер хронотопа, функции пейзажа.

 

Практическое занятие № 9 (2 занятия)

Тема: Поэтика русского романа XVIII века

Литература:

1). Тредиаковский В.К. «Езда в Остров Любви», Тилемахида»  // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.

2). Эмин Ф.А. Письма Эрнеста и Доравры // Русская литература XVIII в. 1770-1775. Хрестоматия. Сост. В.А. Западов. М., 1979.

3). Чулков М.Д. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины // Чулков М.Д. Пересмешник. М., 1987.

4). Карамзин Н.М. Рыцарь нашего времени // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. М.; Л., 1986. Т. 1.

5). Курилов А.С., Шаталов С.Е., Лебедев Е.Н., Сахаров В.И. Роман // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

6). Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

7). Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.

8). Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

9) Дерюгин А.А. В.К. Тредиаковский – переводчик: становление классицистического перевода в России. Саратов, 1985.

Задания:

Дать определение жанра романа, используя справочную, учебную и исследовательскую литературу.

Описать место романа в системе жанров литературы XVIII века.

Подготовить сообщение на тему «Жанровые формы раннего русского романа (эпистолярий, автобиографические записки, авторское повествование).

План

1). Основные жанровые признаки романа. Типология жанра в современном литературоведении.

2).Опыты перевода западноевропейского романа в творчестве В.К. Тредиаковского: особенности проблематики и поэтики.

3) Первый русский романист Ф.А. Эмин. Особенности жанровой формы эпистолярного романа и элементы сентиментализма в проблематике и поэтике.

4). Авантюрный роман и автобиографические записки в «Пригожей поварихе» М.Д. Чулкова. Особенности морализма в романе Чулкова. Концепция жизни и специфика мирообраза. Проблема путешествия и духовного пути.

5). «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина. Типология героя («рыцарь»). Образ времени и его нарративные функции («время»). Авторская позиция и формы ее проявления («нашего»). Образ читателя и его функции в романе.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!