Построение интерфейса пользователя



 

Приложения Delphi позволяют человеку работать на компьютере в визуальном, удобном для него режиме. Это реализуется компонентами графического интерфейса: меню, кнопками, полями ввода, диалоговыми панелями и т. д., которые либо устанавливаются на форме, либо появляются на экране динамически при работе приложения. Такие видимые на экране компоненты называются визуальными, или управляющими. Другие компоненты также используются для организации взаимодействия с пользователем, но являются невидимыми, например, компонента Table, используемая для доступа к наборам данных.

При построении интерфейса пользователя для каждой визуальной или  не визуальной компоненты необходимо:

а) найти компоненту в палитре компонент, состоящей из нескольких страниц вкладок;

б) щелкнуть один или два раза левой клавишей мыши по найденной компоненте;

в) после одного щелчка курсор установить в заданное положение на форме и еще раз щелкнуть левой клавишей мыши, в результате чего на форме появится изображение компоненты, например, поле ввода или ее пиктограмма, например, пиктограмма меню;

г) после двойного щелчка появившееся изображение или пиктограмму в центре формы перенести в заданное положение;

д) в окне инспектора объектов Object Inspector на вкладке свойств Properties изменить заданные по умолчанию значения необходимых свойств, например, имени компоненты Name;

е) в том же окне на вкладке событий Events выбрать требуемое событие, например, OnClick и щелкнуть два раза левой клавишей мыши для перехода в модуль конструируемой формы, чтобы написать желаемый обработчик для выбранного события, при этом заголовок обработчика и операторы «begin- end;» формируются автоматически.

 

Работу по созданию интерфейса пользователя называют визуальным объектно-ориентированным программированием, или конструированием. Таким образом, в среде Delphi приложение находится либо в режиме конструирования, либо в режиме отладки, либо в режиме выполнения. Переход из режима в какой-либо другой осуществляются следующим образом:

а) режим конструирования устанавливается сразу после открытия проекта, после закрытия окна работающего приложения или по команде Run/ Program Reset, когда оно находится в отладочном режиме;

б)  режим выполнения устанавливается командой Run/ Run;

в) отладочный режим устанавливается либо автоматически при возникновении ошибок во время выполнения приложения, либо командами отладки Run/ Run To Cursor, Run/ Trace Into и Run/ Step Over, при этом выход из режима можно осуществить только командой Run/ Program Reset.

При размещении визуальных компонент на форме следует задавать положение и размер с помощью курсора, а также свойство выравнивания Align по сторонам формы. Не визуальные компоненты можно размещать где угодно на форме, так как их пиктограммы исчезают при работе приложения.

В таблицах 2-8 приведены краткие списки визуальных и не визуальных компонент, которые будут использоваться при выполнении лабораторных работ и курсовом проектировании, а также дано их описание.

 

Таблица 2 – Компоненты страницы Standart

Имя Название Описание
MainMenu Главное меню Для построения главного меню формы и ее команд.
Label Метка Для размещения статического текста.
Edit Однострочный редактор Для ввода, отображения и редактирования строки текста.
Memo Многострочный редактор Для ввода, отображения и редакти-рования нескольких строк текста.
Button Кнопка Для выполнения команд.
Panel Панель Для группирования управляющих элементов.

 

Таблица 3 – Компоненты страницы Additional

Имя Название Описание
SpeedButton Инструментальная кнопка Для создания инструментальных панелей.
StringGrid Таблица строк Для ввода, отображения и редакти-рования таблицы текстовых строк.
Image Изображение Для работы с графикой.
Chart График Для графиков и диаграмм.

 

Таблица 4 – Компоненты страницы Win32

Имя Название Описание
RichEdit Многострочный RTF-редактор Для ввода, отображения и редак-тирования нескольких строк текста в формате RTF с изменением шрифта, цвета и т. п.

 

Таблица 5 – Компоненты страницы Dialogs

Имя Название Описание
OpenDialog Диалог для открытия Для создания окна диалога открытия файла.
SaveDialog Диалог для сохранения Для создания окна диалога SaveFileAs.
FontDialog Диалог для шрифта Для создания окна установки шрифтов.

 

Таблица 6 – Компоненты страницы Data Access

Имя Название Описание
DataSourse Источник данных Для соединения компонентов Table и Query с компонентами отображения и управления дан-ными DBGrid, DBNavigator и т. п.
Table Таблица данных Для связи приложения с таблицей базы данных.
Query SQL-запросы Для построения и выполнения SQL-запросов к удаленным SQL-серверам или локальным базам данных.

 

 

Таблица 7 – Компоненты страницы Data Controls

Имя Название Описание
DBGrid Таблица экрана Для ввода, отображения и редактирования записей таблицы базы данных.
DBNavigator Навигатор Для управления просмотром и редактированием таблицы базы данных.

 

 

Таблица 8 – Компоненты страницы ActiveX

Имя Название Описание
VtChart Диаграмма Для построения диаграмм.
Graph График с диаграммой Для построения графиков и диаграмм.

 

 

Таблица 9 – Элементы главного меню

Название Имя
Работа с массивами miOrlovArrayForm
Работа с записями miOrlovRecordForm
Работа с классами miOrlovClassForm
Работа с файлами miOrlovFileForm
Работа с графикой miOrlovGraphicForm
Работа с таблицами miOrlovTableForm
Справка miOrlovHelp

 

Таблица 10 – Команды элемента меню «Работа с массивами»

Название Имя
Создать miCreateArrayForm
Открыть miShowArrayForm
Скрыть miHideArrayForm
Закрыть miCloseArrayForm
Удалить miDestroyArrayForm
Выход miExitArrayForm

 

Задание 8. Для главной формы OrlovMainForm приложения OrlovApplication создать меню типа MainMenu с элементами верхнего уровня, заданными в таблице 9, и командами, пример которых для элемента «Работа с массивами» задан в таблице 10, выполнив следующую последовательность действий:

1.Открыть проект OrlovProject на локальном диске.

2.Открыть форму OrlovMainForm.

3.Разместить в любом месте формы пиктограмму невидимой компоненты MainMenu, найдя ее на странице Standart палитры компонент (вверху Delphi), и задать имя OrlovMainMenu.

4.Дважды щелкнуть левой клавишей мыши по пиктограмме для вызова конструктора, или редактора меню.

5.В открывшемся окне редактора меню построить элементы верхнего уровня, задавая в инспекторе объектов ObjectInspector названия(Caption) и имена(Name), указанные в таблице 9, и перемещаясь по элементам меню с помощью мыши или клавиш со стрелками «вправо» и «влево».

6.Закрыть окно редактора меню и выполнить команду Run/ Run для проверки приложения.

7.Выполнить команду File/SaveAll, закрыв окно приложения OrlovApplication.

8.Дважды щелкнуть левой клавишей мыши по пиктограмме главного меню на форме OrlovMainForm.

9.Выдели элемент «Работа с массивами» и перемещаясь вниз с помощью мыши или клавиши со стрелкой «вниз», построить команды этого элемента меню, задавая в окне ObjectInspector названия(Caption) и имена(Name), указанные в таблице 10.

10.Повторить п.9 для остальных элементов главного меню, кроме элемента «Справка», заменяя в именах команд ArrayForm на RecordForm, ClassForm, FileForm, GraphicForm и TableForm соответственно.

11.Для элемента «Справка» задать две команды: «Об авторе» с именем miAbout и «Пояснительная записка» с именем miOrlovNoteBook.

12.Выполнить команды File/Save All и Run/Run.

13.Скопировать основные файлы *.dpr, *.res, *.pas и *.dfm проекта OrlovProject на сетевой диск.

 

 Задание 9. Для одной из команд главного меню приложения OrlovApplication написать обработчик события OnClick, который выдавал бы на экран сообщение с помощью оператора ShowMessage, выполнив следующие действия:

1.Дважды щелкнуть левой клавишей мыши по пиктограмме главного меню на форме OrlovMainForm.

2.В окне редактора меню выделить команду, например, Работа с файлами/Открыть.

3.В окне Object Inspector открыть вкладку Events и дважды щелкнуть левой клавишей мыши по событию OnClick.

4.В заготовке обработчика события модуля главной формы написать оператор:

ShowMessage(‘Приложение Орлова К. С. выполнило команду ’);

5.Выполнить команду Run/Run Delphi;

6.Выполнить команду Работа с файлами/Открыть приложения OrlovApplication и закрыть приложение.

7.Удалить обработчик OnClick с помощью следующей последовательности действий:

а) удалить процедуру обработчика в модуле OrlovMainUnit и его заголовок;

б) открыть окно редактора меню;

в) выделить команду Работа с файлами/Открыть;

г) в окне Object Inspector на вкладке Events удалить имя обработчика.

8.Закрыть окно редактора меню.

9.Выполнить команду Run/Run.

10.Убедится, что команда Работа с файлами/Открыть приложения

OrlovApplication не работает.

11.Написать, проверить работу и удалить обработчики для команд                Создать, Открыть, Скрыть, Закрыть, Удалить и Выход для элемента меню Работа с массивами.

 

Задание 10. Используя компоненты Panel и Label, создать на форме OrlovMainForm модель главного меню со всеми элементами верхнего уровня (см. таблицу 9) и со всеми командами этих элементов (см. таблицу 10), проверить работу и очистить форму.

 

Задание 11. Разместить на форме OrlovMainForm 6 горизонтальных панелей и установить на этих панелях компоненты из таблиц 2-8, проверить работу приложения и удалить все компоненты, очистив полностью форму.

 

Задание 12. Написать обработчики событий для ввода-вывода целых, вещественных и строковых значений, выполнив следующие шаги:

1.На форме OrlovMainForm установить две компоненты Edit с именами InEdit и OutEdit соответственно.

2.Очистить свойства Text и Caption этих компонент.

3.Над окном InEdit разместить метку «Для ввода», а над окном OutEdit – «Для вывода», используя компоненту Label.

4.В разделе Var модуля OrlovMainUnit объявить три переменные:

VarInt : Integer;

VarFloat : Float;

VarStr : String;

5.На форме установить три кнопки типа Button с надписями Integer, Float и String, соответственно, которые задать с помощью свойства Caption.

6.Для кнопки Integer написать обработчик:

VarInt := StrToInt(InEdit.Text);          {Ввод}

OutEdit.Text := IntToStr(VarInt);    {Вывод}

7.Для кнопки Float написать обработчик:

VarFloat := StrToFloat(InEdit.Text);   {Ввод}

OutEdit.Text := FloatToStr(VarFloat); {Вывод}

8.Для кнопки String написать обработчик:

VarStr := InEdit.Text;

OutEdit.Text := VarStr;

9.Выполнить команду Run/Run.

10.В окне ввода задать 5, щелкнуть левой клавишей мыши по кнопке Integer и убедиться, что число 5 появилось в окне вывода.

11.Повторить пункт 9 для ввода числа 8.3 и строки «Orlov».

12.Очистить форму и удалить обработчики.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!