ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА



 

1. Истоки мировоззрения поэта. «Ключи Марии» как тео­ретический комментарий к поэзии. Понятие «органическо­го образа».

2. Периодизация творчества поэта. Ранняя лирика (кн. «Радуница», «Голубень»).

а) Особенности мироощущения лирического героя, его пространственные координаты.

б) Природный мир. Анималистические образы, их зна­чение.

в) «Древесные» мотивы, «крестьянский космос» («В ха­те»).

г) Православные и языческие образы.

д) Есенин и символизм. (Мотив двоемирия).

 

3. Необиблейский миф о русской революции в «малень­ких поэмах» 1916—1919 годов.

а) Модель Третьего Завета в контексте религиозной мыс­ли России. «Инония» Есенина.

б) Христианские мотивы в поэмах. Россия – Новый На­зарет. Метафизика мужика. Концепция Христа. («Преобра­жение», «Иорданская голубица»).

 

4. Драматизм исторического самоопределения поэта в 20-е годы.

а) Коллизия природы и цивилизации в стихах рубежа 20-х годов («Я последний поэт деревни», «Мир таинствен­ный, мир мой древний», «Сорокоуст»). Эсхатологические мотивы.

б) Постреволюционная Россия в драматической поэме «Страна негодяев».

в) Драма «несуществования» в «Письмах на Родину».

г) Мотив двойничества: от «Москвы кабацкой» к «Чер­ному человеку».

 

5. Философские мотивы в поздней лирике поэта. Тема жизни и смерти.

Тема подведения итогов. Эволюция сознания лирическо­го героя: мотив увядания, преобладание «осенних» и «зим­них» образов, изменение цветовой гаммы.

6. С. Есенин и новокрестьянская поэзия. Особенности мировоззрения и эстетики Н. Клюева. Национальный космос в цикле «Избяные песни» (образы-архетипы, основные мотивы); природа и цивилизация в цикле «Земля и железо».

 

Литература.

Есенин С. Лирика (по программе). Ключи Марии. Стра­на негодяев. Черный человек.

Марченко А. Поэтический мир С. Есенина. М., 1989.

Солнцева Н. М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Н. Клюев, С. Есенин //   Русская литература рубежа веков (1810 —начало 1920-х). М., 2001. Кн. 2.

Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 – 1920-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001 (глава о Есенине)

Бельская А. Песенное слово. М., 1990.

Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культура революции // Новый мир. 1988. № 8. С. 245—258. 

* Филиппов Р. Русская советская философская поэзия. М., 1984. Гл. 3.

Базанов В. Г. С родного берега: О поэзии Н. Клюева. Л„ 1990.

 

 

Практическое занятие № 2

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЗЫ 20-х ГОДОВ

 

1. Роман Б. Пильняка «Голый год» и цикл рассказов «Конармия» И. Бабеля как явление ранней прозы 20-х годов.

а) Покажите черты поэтики «орнаментальной» прозы на материале двух произведений: разрушение сюжетной це­лостности у Пильняка, фрагментарность (циклизация) у Ба­беля, особенности конфликта, изменение «языковой стихии», .натурализм и физиологизм в изображении человека, связь со стихотворной речью.

б) Концепция революции как природно-биологического обновления бытия в романе «Голый год» (история рода Ордыниных, семья Архиповых), «скифская» идея в романе: по­этизация дохристианской России.

в) Проблема насилия и традиционных общечеловеческих ценностей в «Конармии» Бабеля. Изображение мира конар­мейцев и людей старой культуры (Гедали, Рабби, пан Аполек). Лютов и его место среди тех и других. Авторская по­зиция в цикле.

 

2. Проза середины 20-х годов. Роман К. Федина «Города и годы».

а) Покажите эволюцию прозы: развитая фабульность, новеллистичность и авантюрность сюжета, аналитизм и ра­ционализм в построении романа, возвращение к классиче­ской традиции и модернистскую поэтику (экспрессионизм).

б) Изображение человека под влиянием «силового поля истории». Проблема самоопределения личности в новой со­циально-исторической реальности.

в) Герои-идеологи в романе: Носитель традиционных гу­манистических ценностей и «новый» человек (Андрей Старцов и Курт Ван).

г) Сложность и многосоставность внутреннего мира ге­роя-интеллигента. Принципы психологического анализа (дневник, внутренние монологи, сон, письма). Драма невостребованности героя, проблема вины и ответственности за самоопределение.

д) Значение побочных сюжетных линий для раскрытия концепции романа: Любовные треугольники Андрей – Ма­ри – фон Шенау и Андрей – Рита – Голосов. Роль эпических глав: история мордовского народа и судьба Федора Лепендина.

е) Смысл структуры романа: кольцевая композиция, об­ширные «немецкие» главы, эпиграфы, образы – лейтмотивы.

 

3. Проза второй половины 20-х годов. Роман Ю. Олеши «Зависть».

а) Усложнение жанровой структуры романа: Гротескно-ироническая модель мира, «лиризация» повествования, эксцентричноеть сюжета, персонажи как персонификация тен­денций времени, развитый психологизм.

б) Противостояние «бездуховной плоти» и творческой артистической личности в ранней прозе 20-х годов. («Три толстяка», рассказы).

в) Новый строй и проблема ценностных характеристик человека. Главные герои как воплощение противоположных начал эпохи: пара «отцов» (Иван и Андрей Бабичевы) и па­ра «детей» как их духовных наследников (Володя Макаров и Николай Кавалеров).

г) Мировоззрение, философия и род занятий героев – ан­типодов. Прагматические идеалы нового мира (Андрей Ба­бичев, Володя Макаров). Защита традиционных ценностей («Заговор чувств») Ивана Бабичева.

д) Николай Кавалеров как носитель поэтического миро­восприятия и как воспринимающее сознание. Противоречие между планом жизни героя и процессом мышления персо­нажа. «Эстетизм» и проблема этики. Кавалеров и другие.

е) Мотивы юности и старости, отцов и тетей, домашнего очага и семьи, романтических и машинных идеалов, «чет­вертака» и домашнего очага. Зеркальная поэтика романа. Особенности структуры повествования.

ж) Функции мотивов и сюжетов мировой культуры (про­поведника, идущего на Голгофу, короля и шута, плута, комедианта, Герострата, легенда о Каине и Авеле и др.): сме­на действующих лиц на арене культурно-исторических фор­маций.

 

4. Малая проза второй пол. 1920-х годов: реалистические тенденции. И. Катаев «Сердце». А. Толстой «Гадюка»: исследование внутренних противоречий человека, столкновение новых социальных идеалов и общечеловеческих ценностей.

 

Литература:

Бабель И. Конармия. (Мой первый гусь, Письмо, Смерть Долгушова, Переход через Зоруч, Гедали, Пан Аполек, При­щепа, Жизнеописание Павличенко, Аргамак, Песня, Клад­бище в Козине, Эскадронный Трунов).

Федин К. Города и годы.

Пильняк Б. Голый год. Повесть непогашенной луны.

Олеша Ю. Зависть.

Толстой А. Гадюка.

И. Катаев Сердце.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006.

Беликов А. Гибель и сдача советского интеллигента. Юрий Олеша. М„ 1997. С. 5—249.

Шайтанов И. Метафоры Б. Пильняка, или история в лун­ном свете/УПильняк Б. Повести и рассказы. 1915—1929. М.,

1991.

Дарьялова Л. Н. Русская литература XX века после Ок­тября. Калининград, 1998. Гл. II, § 1, 3, 6, 7.

   Исаак Бабель в современном прочтении // Новое литературное обозрение. 1993. №. 4. С. 197 – 242.

    Сухих И. О звездах, крови, людях и лошадях (1923 – 1925. «Конармия» И. Бабеля) // Звезда. 1999.

 

 

Практическое занятие № 3


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1084; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!