ЦЕЛИТЕЛЬСТВО В ИСЛАМСКОЙ ТЕУШЦИИ



В то время как западный мир порывал с традициями, уходящими корнями в дни расцвета древнегреческой и зарождения древнеримской цивилизации, на Ближнем Востоке, где уже утвердилась исламская культура, наблюдались заметные успехи в развитии фармакопии, освоившеи такие методы, как дистилляция, кристаллизация, растворение, обогащение и вытяжка. Но несмотря на эти научные достижения, отношение ислама к происхождению болезней было во многом схоже с христианским: Аллах насылает болезнь и наказывает людей за их грехи. Таким образом, человек, исповедовавший ислам, мог надеяться на чудо или излечение через молитву, но мог также искать Божьей помощи у врача.

Рацен, персидский врач и целитель, добился признания, сопоставимого со славой Гиппократа. Он написал более 230 трудов, в которых интегрировал постулаты греческой медицины в арабскую культуру. Еще одним целителем, оказавшим сильное влияние па медицину7 Востока, был еврейский врач Маймонид. Благодаря усилиям Маймонида и арабских медиков были усовершенствованы больницы. Санитарно-гигиенические условия и качество медицинской помощи в этих учреждениях во многом превосходили возможности больниц западного христианского общества того времени.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В средние века наряду со слабительными, рвотными, мочегонными, потогонными и кровоостанавливающими средствами вновь стали широко использоваться и другие лекарственные препараты. Однако услуги врачей не были общедоступными. Так, в XIII веке в Париже практику имели всего полдюжины докторов.

Широкое распространение получил мистицизм: активно применялись символические процедуры, например песнопения; большая роль в исцелении отводилась астрологии. «Возбудителями» болезней считались демоны и дьявол, поэтому единственной допустимой процедурой оставался экзорцизм, находившийся всецело в ведении духовенства. Повсеместно использовались амулеты; целебная сила приписывалась также органам животных, особенно гениталиям.

Стремясь вырвать бразды правления из рук церкви, целители королевских кровей посягали на авторитет святых и выдвигали собственную концепцию: король — величайший целитель, который может даровать подданным исцеляющее прикосновение. Для «малых медицинских нужд» особенно широко использовалось кровопускание, практиковавшееся и в более ранние времена.

К концу средневековья западная медицина все же начала восставать из пепла, прежде всего, благодаря появлению университетов и зарождению академической медицинской школы. В средние века и в

эпоху Возрождения знахари гораздо лучше справлялись с болезнями, чем «образованные» врачи и праведники от церкви. Так продолжалось примерно до XV века. С наступлением Реформации знахарям пришлось уступить позиции презиравшим их академическим медикам.

В эпоху Возрождения доминирующей стала концепция медицины как синтеза искусства и науки — врачи и художники стали членами одной «гильдии». В ту пору было «обычным делом» иметь разностороннее образование: многие изучали медицину; хотя не занимались ею профессионально. Самый известный пример — великий Микеланджело.

В эпоху Ренессанса обычный человек думал больше о воздаянии земном, нежели о Царствии Небесном. Постепенно контроль над больницами и медициной в целом перешел от церковной власти к гражданской. Обучение врачебному делу стало подчиняться определенным правилам, а для практики требовался диплом. Получили распространение теории о заразных и инфекционных заболеваниях. Стали появляться общественные организации здравоохранения для ухода за безнадежно больными и немощными людьми.

Самым известным целителем эпохи Возрождения стал швейцарский врач Теофраст Бомбаст фон Гогенхайн, более известный под именем Парацельс (1493-1541). Он интересовался различными мистическими и оккультными науками и был необычайно враждебно настроен по отношению к своим современникам. В качестве основной причины возникновения болезни Парацельс рассматривал влияние звезд и планет на «астральное тело» человека.

Многие считают Парацельса родоначальником современной медицины. Его заслуга в том, что он вытеснил концепции Галена, которые доминировали в медицине в течение долгого времени, и вернулся к учению Гиппократа. Предложенный им синтез теологических и научных идей, вобравших в себя мистицизм и неоплатонизм, прокладывал новый путь знаниям. Ян Баптиста ван Гельмонт[37] пытался стру к- ту рировать космологию Парацельса. Одновременно с этим Фрэнсис Бейкер открыл «альтернативный путь познания природы».

Французский врач Амбруаз Парс (1516-1590) был ведущим хирургом своего времени. Изначально он ратовал за обработку огнестрельных ран кипящим маслом. Довольно скоро он обнаружил, что обыкновенная хирургическая обработка раны гораздо более эффективна, и снова ввел прижигание и использование лигатур (перетягивание жгутом) для остановки крово течений при повреждении крупных кровеносных сосудов.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!