А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».



В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

— Это трилогия о «футлярных людях».

— В ней есть и автор, и рассказчик.

— Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

— Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский — о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин — о себе, о своей любви («О любви»).

— В рассказах дается обобщенная картина жизни.

Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»

1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

2. Как он относится к своему рассказу?

3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

5. Как и почему Беликов терроризировал город?

6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?

— За что осуждает автор Буркина?

Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»

1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?

3. Как в этом рассказе появляется автор?

4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

5. Какова роль описаний природы в рассказе?

6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

Вопросы и задания к рассказу «О любви»

1. Как и каким показан герой-рассказчик?

2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?

4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Итог урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

Урок 160. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»[145]

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.

В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз

 

Этапы жизни, возраст героя События в жизни Старцева Его внутренняя жизнь и духовные запросы Среды. Город С. Внешний план Внутренний план
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал». НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день   «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку». НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»   «Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня   «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге    
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле». НО: «Екатерина Ивановна «Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

 

Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам.

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.

Итоговые вопросы и задания

1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?

Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».

Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.

Вопросы для обсуждения

— Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?

— Кто виноват в судьбе героев?

— Какой из рассказов ироничнее? Почему?

— Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?

Итог урока. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч... Солодовников... Кто дальше?

Урок 161. «Чехов одинаково владеет на сцене и внешней и внутренней правдой»[146]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1912; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!