О гибкости мышления операторов 30 страница



Термин восприятие требует продолжения, дополнения, пояснения. Восприятие чего? Восприятие кем? Понятие перцептивный мир имеет большую законченность, определенность. Хотя и оно получило бы большую завершенность в сочетании “Перцептивный мир субъекта”.

Этот термин пришел от Дж. Гибсона. “Экологический подход к зрительному восприятию” мы принимаем в его самой глубокой сути. Во многом мы присоединяемся к нему и продолжаем движение по линии, заданной Дж. Гибсоном: упорядоченное окружение и оптический строй; 2) информация не передается от источника к потребителю, она присутствует и, достаточно наблюдателю найти подходящую позицию, как она окажется в его распоряжении.

Мы осмысливаем по-своему термин "перцептивный мир".

Мы рассматриваем перцептивный мир в двух аспектах. Перцептивный мир — это совокупность данных субъекту упорядоченных предметов, удаленных друг от друга, с их промежутками, предметов меняющихся, движущихся. Предметы неживые и живые — другие люди. Их лица, позы движения несут субъекту очень важную информацию, не менее важную, чем приборы с их точными шкалами и тонкими стрелками. Мимика лица другого — это пространственная характеристика окружающего мира, такая же, как и та, в которой представлено пространство неживых вещей. Среди предметов особое место занимает тело субъекта, с его особенностями преимуществами и изъянами, достоинствами и ограничениями. Тело служит системой отсчета для всех процессов и ритмов в окружающем мире. О перцептивном мире мы говорим в терминах окружающего мира. Описывая предметы так, как они предстают нам, психологам, мы предполагаем, что приблизительно так же они, возможно, предстают и исследуемому субъекту.

Большое значение имеет граница, которая служит пределом окружающего мира. Что такое граница? Что за границей? О границе интересно говорили Гегель, Хайдеггер, Бибихин; интересно говорил о том, что за границей (Цитаты  из “Науки логики”, “Языка философии” и “Разговора на проселочной дороге”). Необходимо различать границу внешнюю и границы внутренние. Примером внешней границы служит линия горизонта, за ней субъект ничего не способен воспринять. Граница внутренняя отделяет отчетливо воспринимаемые объекты от тех объектов, которые вообще не воспринимаются, хотя находятся в пределах области восприятия, например, ближе линии горизонта. Так субъект может пропустить, не обнаружить какой-то предмет, или не суметь различить два похожих или близких предмета, или не опознать предмет, который отчетливо воспринимается, поскольку находится перед глазами субъекта.

 Для нас важно то, что оператор предвидит появление определенных объектов в перцептивном мире, ожидает их. Сложная ситуация: предметы могут появляться неожиданно, вопреки предсказаниям. Могут появляться неизвестные или непонятные объекты. Оператор должен быть готов к их появлению, должен быть готовым совершить быстрое точное действие. Из мира за пределами воспринимаемого объект попадает в перцептивный мир. Проходя границу, объект уже воспринимается субъектом, объект дан субъекту в восприятии.

Объект меняется в ходе пребывания в перцептивном мире и это изменение дано субъекту как некое течение, происходящее у него на глазах. Субъект способен уловить скорость изменения объекта непосредственно. Для точной оценки скорости субъект должен прибегнуть к мышлению и приборам.

 Другой аспект перцептивного мира — рассмотрение его как одного из слоев в системе образа мира. Известно, что А.Н. Леонтьев, и особенно Е.Ю. Артемьева, различали ядерный слой и поверхностный, модальный слои. Артемьева большое значение уделяла рассмотрению промежуточного слоя. Она разработала специальные, очень остроумные методики и установила, что именно в промежуточном слое осуществляются межмодальные сравнения. Рассматривая перцептивный мир как один из слоев образа мира субъекта, мы признаем, что он характеризуется пространством и временем, на которые спроецированы смыслы субъекта: эмоции, потребности ценности и мотивы. О смысловой оформленности восприятия говорили гештальтисты, об этом говорил В. Вилюнас во всех своих книгах.

 Идею трехслойности мы принимаем, но считаем, что все, имеющееся в каждом слое, проецируется на перцептивный мир: все смыслы, принципы, самого глубокого слоя, знания промежуточного слоя — все проявляется в смысловых дифференциациях перцептивного мира. Мы считаем свое рассуждение продолжением того, что говорил Дж. Брунер: потребности слиты с восприятием. Они структурируют восприятие, изменяя размеры воспринимаемых объектов. Мы рассматриваем не одиночные предметы, а целые обширные пространства, заполненные объектами. В таком естественном, живом пространстве, где предметы движутся, меняются, субъект решает свою задачу. В восприятии проявляется опыт субъекта. Здесь не только изначальная способность воспринимать симультанно несколько предметов и схватывать при этом их взаимное расположение, но и нечто большее. Способность выйти за пределы ситуации, с тем, чтобы остановиться, посмотреть и оценить еще раз ситуацию. Это возможно при наличии опыта поведения в сложной ситуации, это предполагает владение собой в сложных ситуациях. Но нужно, чтобы опыт не только проявлялся, но и подвергался анализу. Опыт проецируется на воспринимаемый мир и, объединяясь с текущими потребностями, создает в нем смысловые дифференциации. Поскольку опыт формируется в присутствии других, под их непосредственным и постоянным воздействием, то смысловые дифференциации несут в себе следы воздействий других людей на субъекта, носителя опыта. Прежние поощрения и наказания, по поводу результатов действий субъекта откладываются в опыте. Большое значение имеет и стремление специалиста к профессиональному продвижению, совершенствованию, стремление сохранить профессиональный авторитет. Все это складывается с конкретными видами работы, действиями и приемами. Все это откладывается в пространственных временных схемах трудового процесса, которые тем самым получают мотивационную окраску. Но здесь под окраской подразумевается не что-то внешнее по отношению к сути самих действий, их времени, пространства, энергии. Мотивационная, смысловая составляющая формирует действия, придает им большую точность, подчеркивая наиболее ответственные, сложные или опасные области.

Смысловые дифференциации не обязательно приводят к искажениям размеров и расстояний аналогично функциональным деформациям оперативного образа (Д.А. Ошанин), они не обязательно приводят к неправильным действиям, просто подчеркивают наиболее важные зоны, выделяют их смысл.

Идея смыслового структурирования перцептивного мира имеет несколько следствий.

Перцептивные миры новичка и мастера различны, поскольку перцептивный мир формируется в опыте. В перцептивном мире специалиста высокого уровня, профессионала высокого класса объекты более интегрированы в некие более полные и более целостности отличающиеся особым смыслом. Поскольку характеристикой зрительного восприятия является симультанность схватывания предметного окружения, можно определить, отличить, перцептивный мир специалиста по степени симультанизации. Она больше чем у новичка. Специалист способен схватывать сразу большее количество информации или отдельных предметов. Кроме того, специалист способен быстро менять объем поля внимания, приспосабливая его к требованиям задачи: он способен быстро переходить от работы широким полем к работе узким полем и обратно. Оператор, работающий с приборами, на которых изображено состояние некоторого объекта, пользуется внутренними схемами, в которых имеются смысловые дифференциации. Переходя к непосредственному восприятию ситуации или объекта, оператор должен совместить их схемы. Но это два различных мира. Задача совмещения их не всегда решается легко. Часто она требует времени. Мы говорим здесь о множестве перцептивных миров в одной точке, вспоминая слова Мамардашвили. Внутрикабинный и внекабинный миры действительно устроены по разному. Один мир стихиен, несет угрозу, а другой создан умом человека, с тем, чтобы сохранить ему жизнь, дать возможность успешно и удобно трудиться. Представление о множестве перцептивных миров может показаться парадоксальным и противоречащим обыденному опыту. Отметим здесь некоторую параллель с понятиями внекабинного и внутрикабинного обзора, известными в проектировании транспортных машин.

Оператор, любой человек, работая в группе, должен уметь посмотреть на мир глазами другого, сохраняя при этом собственное видение — это позволит ему заметить отличие между перцептивными мирами разных членов группы. Это позволит более точно координировать движения. Здесь вновь приходим к идее множества перцептивных миров в точке восприятия. Термин “указательное поле языка” К.Бюлера также наталкивает на мысль о множестве перцептивных миров. Чтобы понять речь другого человек должен “ взглянуть на мир его глазами” оставаясь на своем месте и продолжая свое восприятие.

Понятие “перцептивный мир” позволяет лучше описать решение человеком сложных задач. Теория должна быть построена так, чтобы схватить и выразить ситуацию, когда перед человеком — предметный мир. Целостный, симультанно данный, просторный и живой. Это не просто восприятие, некий процесс, а воспринимаемое субъектом окружающее пространство, откуда, перцептивно меняя его упорядоченность, субъект может извлекать новую и новую информацию.

 Понятие “перцептивный мир” является необходимым дополнением нашей теории человеческих действий. Действие, рассматриваемое в ходе исполнения, как живой процесс, свободно, поскольку эта свобода обеспечивается восприятием. Когда рамки действия уже рамок перцептивного мира, у субъекта появляются возможности прослеживания собственного действия, предвидения его пространственного развития именно благодаря широте воспринимаемого поля. Но и тогда действие расширяет рамки восприятия, изменяет его внешние или внутренние границы.

 В инженерной психологии большое внимание уделяется перцептивному процессу, поскольку поле восприятия переполнено приборами, из которых оператор получает информацию об управляемом объекте.

 

 

Перцептивный мир оператора

Психологическое обоснование понятия “перцептивный мир”

Задача, которую мы поставили перед собой, — раскрыть психологическое содержание труда, — требует, чтобы было дано не только описание двигательной активности, но и реконструированы субъективные процессы, к которым прежде всего относится восприятие, поскольку оно составляет первую ступень познания. Отражая окружающую ситуацию, восприятие выполняет важнейшую функцию в регулировании практического двигательного действия.

Область психологии восприятия является одной из наиболее разработанных, однако, нет пока единого понятийного аппарата, в котором было бы представлено все огромное поле накопленных фактов. Как и в других областях психологии, в психологии восприятия имеется множество подходов, теорий, моделей. Восприятие изучается как акт категоризации, как звено в цепи переработки информации, осуществляющее прием и кодирование, как процесс рецепции в широком смысле слова, как совокупность психофизиологических процессов, обеспечивающих наглядное сознавание предмета, как действие субъекта , преобразующее стимулы в образ и т.д. Многие исследователи подчеркивают важность восприятия для решения жизненных задач субъекта, но восприятие часто рассматривается само по себе, отдельно от других психических процессов. Психологический анализ нуждается в таком понятийном аппарате, где восприятие было бы непротиворечивым образом включено в структуру субъективного опыта, такой понятийный аппарат должен быть достаточно тонко разработанным, чтобы охватить большинство сведений психологии восприятия. Выбрав в качестве методологической базы феноменологический подход, мы попытались пройти по пути, намеченному в цикле работ по исследованию образа мира. Образ, вернувшись из “изгнания”, выступил в новом аспекте, его исследования приобрели новую ориентацию. Этому способствовали:

1)успехи в разработке деятельностного подхода: его методологии, теории, и экспериментальных исследованиях;

2)исследования восприятия, эмоций, мотивации, мышления, проведенные в рамках деятельностного подхода;

3)разработка методов и теории в области исследований, которые возникли и проводились в тесной связи деятельностным подходом и названы “психосемантикой”.

Размышления А.Н.Леонтьева над проблемой восприятия в связи с образом мира сместили акценты с собственно деятельности (“восприятие и деятельность”, “ восприятие и действие”) на образ. Сам образ мира, по Леонтьеву, устроен подобно сознанию: смыслы, значения, пространство и время (или чувственная ткань). В рамках деятельностного подхода рассмотрение восприятия концентрировалось на роли моторики, а образная сторона оставалась в тени. В рамках концепции образа мира восприятие выступало как перцептивный образ, причем не просто со стороны точности отображения, а с сосредоточением на максимально полной характеристике того, что дано субъекту. Разумеется, анализ перцептивных процессов также не уходил из поля исследования ученых.

Разработка проблемы образа мира, картины мира (Т. Шибутани), дала толчок направлению, в котором делались попытка реконструировать субъективный опыт (Е.Ю. Артемьева): субъективный мир, который имеет свою структуру, сложившуюся в ходе деятельности, и служит для решения текущих задач субъекта. Артемьева экспериментально доказала существование визуальной семантики. Чтобы включить визуальную семантику в образ мира, Артемьева использовала идею Леонтьева о многослойной структуре образа мира. Согласно Артемьевой, самой глубокий слой является моделью отношений к объектам мира: он внемодален и относительно статичен. Его перестройка связана с выполнением действий. Сдвиг смыслов происходит после достижения цели или после ряда неудачных попыток достичь цели. Этот слой является надмодальной системой ожиданий воздействий со стороны объектов мира; системой, способной порождать объект-гипотезы.

Другой слой — промежуточный. Е.Ю. Артемьева назвала его слоем картины мира. Это целостная структурированная совокупность разномодальных образов объекта. Функция этого слоя — порождение амодального образа мира, локализованного в самом глубоком слое системы. Отторжение от модальности может происходить посредством механизмов синестезии, а перенос отношения из модальности в модальность или в амодальный образ — по принципу метафоры. Промежуточный слой образа мира — это совокупность систем субъективных значений, в терминах которых дается описание субъективного мира. В процессе восприятия образ меняется. Особенно четко это показано в экспериментах по опознанию предметов на ощупь. Как синтез комплекс-объектов образ промежуточного слоя выступает в качестве актуального снимка в субъективном семантическом пространстве. Субъективный мир строится в процессе деятельности. Однако, пока нет ответа на вопрос о том, как идет это построение. Что касается вопроса о влиянии субъективного семантического пространства на ход восприятия, то здесь пока есть лишь данные о корреляциях между отдельными составляющими такого пространства и результатами восприятия. Процесс восприятия индивидуален, структура субъективного семантического пространства несет на себе отпечаток деятельностей данного человека. Согласно Артемьевой, два слоя, глубинный и промежуточный, находятся в отношении своеобразного гомоморфизма. Образ глубинного слоя отражается в картине мира промежуточного слоя частью своих, актуальных сейчас, значений и смыслов, а картина мира — более поверхностный слой — передает ему синтезированные по разномодальным свойствам отношения к объектам. Общим для двух рассматриваемых слоев является то, что в них, согласно Артемьевой, представлены не образы объектов, а образы отношений к объектам. Поэтому-то язык психосемантики адекватен для их описания.

Третий слой — поверхностный — должен быть задан в терминах предметов мира.. Это не что иное как психологическое перцептивное пространство-время: совокупность воспринимаемых предметов, движущихся и устойчивых более или менее незаметно меняющихся и стационарных, среди которых сам наблюдатель, его воспринимаемые части тела, и все промежутки между предметами. Именно, предметная оформленность, вынесенность во вне, в мир движущихся предметов позволяет говорить о восприятии как о перцептивном пространстве-времени. Попытки описать пространственные и временные стороны восприятия сделаны в ряде работ. Вюрпийо ставит вопрос о том, какой математической моделью может быть описано перцептивное пространство. Эвклидова геометрия применима к описанию зрительного и слухового пространства только в небольших пределах, которые ограничиваются областью хорошо знакомых предметов. Опыты, проведенные Гибсоном, показали возможность точных оценок глубины и размеров на обширных открытых пространствах. Для оценок, которые делают пилоты при заходе на посадку (сохранение направления, предсказание изменений направления движения, удаление, высота, сохранение, изменение), большое значение имеет знакомое пространство — наличие знакомых предметов, либо структура повторяющихся групп или свойств предметов. Поразительно точные оценки расстояний по звуку у слепых показаны с помощью искуснейших экспериментов. Однако вместе с тем имеются данные о многочисленных и разнообразных ошибках ощущений и иллюзиях восприятия. Это свидетельства искажений в равномерной структуре пространства. Некоторые факты поддаются интерпретации. В одних случаях оказывается пригодной проективная модель, которая удовлетворяет требованию пропорциональности, в другом случае — риманова геометрия, в третьем — топологическая. Известно, что топологической модели придерживались гештальтисты. К. Левин различал в пространстве места, зоны, барьеры, границы, пути. Продолжая эту линию, мы рассматриваем пространство как совокупность предметов, упорядоченным относительно друг друга по некоторым правилам (которые могут быть определены количественно), и изменяющие свое положение (движущиеся), либо изменяющиеся сами. Это пространство дано субъекту само собой, в силу телесной организации, врожденной или приобретенной. Если зоны окружающего мира отличаются по жизненной значимости для субъекта, то возникают понятия психологического расстояния и психологической длительности, которые могут сильно отличаться от измеримых величин пространства и времени.

Перцептивное время связывается с изменениями либо в тех зонах, где находятся предметы, либо в самих предметах. Изменения могут быть дискретными и непрерывными, быстрыми или медленными. Могут различаться  по ритму и темпу. К сожалению, восприятие движения исследуется по отдельным характеристикам, для восприятия предметов отдельно от восприятия целого пространства. Из таких работ не возникает целостного выражения пространства-времени, оформленного как достаточно полный и точный образ реального пространства-времени. Моделирование и изучение таких процессов можно проводить с помощью современных компьютерных систем, например, виртуальных очков.

 Целостность перцептивного пространства-времени задается смыслом действия. Понятие смысл, соединенное с предметным описанием, дает новый оттенок в качественной реконструкции пространства-времени. Место цели, исходное место субъекта, барьеры — препятствия на пути к цели, зоны — области, различающиеся по ходу продвижения субъекта к цели. Особое значение имеют пункты начала и конца процесса, областей, где имеют место ритмические повторения групп движений. Пространство-время, данное в восприятии, не является сплошным или непрерывным. В нем имеются пустоты и пробелы — области невосприятия, подпороговые и припороговые области, области систематических, хоть и случайных иллюзий и ошибок. Особый способ описания пространства-времени видимого мира разработал Гибсон в своем экологическом подходе. Он утверждал, что видимый мир, определяемый положением источников и отражающих свет плоскостей, структурирован поверхностями, наклонами, выпуклостями и вогнутостями, началами, концами, повторениями и ритмами, перекрытиями и т.д. Этот видимый мир и есть само по себе восприятие. Наблюдателю необходимо лишь выделить градиенты более высокого порядка в этом уже структурированном потоке энергии, чтобы точно воспринять пространство с его движениями.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!