РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВА
Аристотель Сосредоточение всех умственных и
____________ нравственных интересов граждан
Цицерон Союз людей, объединенных
общими началами права и обшей пользы
Коркунов | Общественный союз, |
представляющий собой | |
Шершеневич | самостоятельное принуди- |
тельное властвование над | |
Трубецкой | свободными людьми в |
пределах определенной | |
территории |
Гумплович Естественно возникшая
организация властвования, предназначенная для охраны
_______ определенного порядка ___
Еллинек Целевое единство индивидов,
наделенное качествами юридического субъекта и
____________ являющееся носителем прав
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО
ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
_______________ ОРГАНИЗАЦИЙ_____________
Единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, лиц
без гражданства) в пределах территории страны, ее
_____________ государственных границ____________
Обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью
законодательной, исполнительной и судебной власти на
своей территории, верховенством по отношению к другим
властям внутри страны и независимостью от любой
_______________ иностранной власти______________
Располагает специальным аппаратом власти, управления и
__________________ принуждения _________________
____________________ fl _________________________
Организует и осуществляет власть на правовых основах
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВО — это единая политическая организация
общества, которая распространяет свою власть на все насе
ление в пределах территории страны, издает юридически
обязательные веления, имеет специальный аппарат управ-
ления и принуждения, обладает суверенитетом__________
СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ (РОЛЬ) ГОСУДАРСТВА
Разнообразие в понимании социального назначения госу дарства
Платон, Аристотель, Утверждение нравственности Гегель | ||||
ГрОЦИЙ достижение социального блага |
| |||
| Г яя^ достижение общей 1ОООС безопасности | |||
Руссо, Лассаль утверждение общей свободы |
| |||
| Маркс, служит орудием классового Энгельс господства и строительства Ленин ' бесклассового общества | |||
PoCTOV создание в рамках закона разнооб-„ '' разных социальных благ для всех Лекшнер, членов общества с учетом возмож-БерНС ностей каждого | ||||
Служебная роль современного цивилизованного государства ' | ||||
охрана правопорядка,
свобод и прав человека
проведение решений,
которые поддерживаются
различными слоями общества
|
|
преодоление
социальных
противоречий
ных |
сохранение мира
предотвращение вооруженных
конфликтов
достижение социального компромисса, учета и координации интересов различных групп населения
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1. Что такое государство? Почему существует множество опреде
лении государства?
2. Каковы признаки государства как основной властвующей по
литической организации общества?
3. В чем единство и различие взглядов на государство у Аристо-
^ля и Гегеля?
4. Каковы основные положения материалистической теории госу
дарства?
5. Как определяли государство русские юристы (Коркунов, Шер-
шеневнч, Трубецкой и др.)?
6. Что нового вносит современная юридическая наука в понятие
государства и его социального назначения?
7. Какова служебная роль современного государства, в частности
российского?
8. Вечно ли государство? Ваши суждения.
Глава IV . ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
§ 1. Возникновение и развитие идеи правового государства. § 2. Основные характеристики правового государства.
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА
!1
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливы* форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
|
|
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и (какой-либо) форме государственного строя»1. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
|
|
'Аристотель. Политика. М., 1911. С. 165.
72
Рост производительных сил, изменение социальных и политиче- отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают дроблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для "каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.
Гроций был первым выдаюпщмся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяние» людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких Правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Гроциго, является общественный Договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться пра-
73
вителям. Изменение формы государственного правления возможно лицц, с согласия обеих сторон, заключивших общественный договор.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека, рн утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных1.
Г о б б с, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал тем не менее ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.
Л о к к, по словам Маркса, был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному2. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства, писал Локк, состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»3.
Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»4. Политическая'свобода у Монтескье озна-
1 См.: Спиноза Б. Избр. сочинения. Т. II. М., 1957. С. 207—209, 261.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 371.
? Локк Д. Избр. философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 16—17.
4 Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955. С. 289.
74
дает установление законности и безопасности. А достигается это путем азделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.
Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. .(Лишь нация есть истинный суве рен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти»^ . Главная цель государства есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Эти идеи Дидро получили философское обоснование и завершение в теории правового государства И. Канта.
Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гель веции, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение
1 См.: История политических учений. Ч. 1. М., 1971. С. 181.
75
множества людей, подчиненных правовым законам»1. Там, где государ, ство действует на основе конституционного права, отвечает общей воде народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
В правовом государстве гражданин должен обладать той оке воз- можностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Гегеля — это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав — прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной действительности общества возникает раньше государство, а последнее является продуктом и результатом развития общества.
Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организации общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы2. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности челове ка, поэтому оно является «действительностью нравственной идеи». Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное — это четкая социальная и правовая направлен-
1 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. II. С. 233.
2 См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 95.
76
ц государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.
Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой ^ классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов1. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношении классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.
Маркс пишет, что реальную силу законы получают только тогда, когда одобряемый ими, выражающийся в них момент порядка социальных отношений «находится в гармонии с общественным способом производства»2 . Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства: «Свобода состоит в том, что бы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный»*.
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Еллииека, Дюги, Ориу, Паунда, Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Иеринг считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы»4 .
В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, как господствующий, являющийся юридической личностью союз народа, удовлетворяющий индивидуальным, национальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества5.
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 427
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 724.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17 С. 26. **
4 См.: Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С.47.
5 См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 287.
77
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в рус. ской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.
Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях зидных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневи- ча, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения — предмет изучения истории политических и правовых учений. Ниже кратко рассматриваются лишь те концепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки зрения русского правоведения.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования
и основные параметры правового государства: 1) для устранения произ
вола необходимо установление норм объективного права, которые
определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы
от других, в том числе и государственной организации, — отсюда идея
господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует про
стора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных
прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами
власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятель ность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. Соглашаясь с подобными характеристиками правового государства, Шершеневич, однако, реальные гарантии правовой государственности видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола государственной власти: «. . . а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения»1. Идея «сдерживания» властей негосударственными общественными объединениями, мнением общественности, печати, радио, телевидения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества.
Г е с с е н определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. «Правовым называется государство, — отмечает он, — которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и
1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 248. 78
ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним»1 . В то же время
рессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону
дравового государства. Он отстаивает свободу законодательной дея-
j^jibHocTH в том смысле, что государство не связано обычным и законо
дательным правом, так как нет «вечных» обычаев и законов. По самому
существу своему законодательная власть не может быть ограничена
законом. В этой идее заложено принципиальное практическое по-
ложение: законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.
Котларевский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реаль ную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные Конфликты в жизни общества.
В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в Политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого И настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах,
' Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906. С. ]0.
70
отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового госу. дарства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С. С. Алексеева, А. В. Венгерова, В .Е. Гулиева, Н. Н. Деева, В. Д. Зорькина, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р. 3. Лившица, В. С. Нерсесянца, М. И. Пискотина, Ю. А. Тихомирова, Б. И. Топорнина, Р. А. Халфиной, 3. М. Черниловского, В. А. Четвернина и других.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!