Храмовый комплекс др. Египта . Храм как место встречи солнечного бога с людьми.



Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу. 

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храм был вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре ( зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

·   Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

· папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

· лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

· хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

 

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль - огромный открытый внутренний двор , обнесённый колоннадой.

2. Гипостильный зал - закрытый колонный зал.

3. Святилище - с ладьей Ра в центре.

 

2. Рельеф, его смысл и виды.

 Рельеф от лат. - приподнимать. Это один из видов скульптуры. В отличии от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие (только прямо ). Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в неё. Выпуклый рельеф - барельеф и горельеф более распространён, чем углублённый, который применяется, в основном, для печатей и т.п. Рельеф с углублённым контуром и выпуклой формы применялся в Древнем Египте.

Египетские рельефы были трёх типов: слегка выпуклый, слегка углублённый по отношению к фону и врезанный контур при нетронутом фоне. В основу изображения был положен канон, который строго выполнялся до начала Нового царства. После чего появилось более свободное обращение с каноном.

Высокий рельеф известен с эпохи палеолита. Он был популярен в искусстве Древнего Востока, античности и средневековья, и получило особое развитие в эпоху Возрождения и последующие века.

Важнейшим средством выразительности рельефа принято считать, его возможность воссоздать сложные многофигурные композиции с перспективным построением пространственных планов, пейзажем и архитектурными сооружениями.

Художественная культура Междуречья ( планировка городов и структура зиккурата ).

 1. Если природные условия Древнего Египта служили естественной защитой от набегов соседних народов и способствовали замкнутому развитию этой цивилизации, то открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов и государств. Поэтому культура Древнего Египта развивалась довольно изолированно и на протяжении многих веков не претерпела особых изменений. Искусство же Междуречья отражало переплетение культур многих народов, которые населяли эту местность. Народы: Аккада , Шумера, Вавилона и Ассирии.

Ярким примером архитектуры Междуречья является - ЗИККУРАТ. Это ступенчатая , прямоугольная в плане башня, состоящая из нескольких убывающих к верху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На верхнее площадке располагался небольшой храмик - «жилище богов», который одновременно был и обсерваторией. Один из древнейших построек, который ныне частично отреставрирован, - зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он - это трёхступенчатая башня, каждая платформа была окрашена в свой цвет:

· Нижняя - в чёрный ( битум )

· Средняя - в красный ( облицован обожженным кирпичом )

· Верхняя - в белый ( известковая побелка ).

Вместе с раскраской, велось озеленение террас, что придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце куполом. Зиккураты возвышались, обычно возле храма главного местного божества… Они были не каменной громадой, возвышающейся над прахом человека (царя), как в древнем Египте. А сверкающая террасами, открытая взору каждого, грандиозная храмовая постройка, созданная не для покойника, а для таинственного, общающегося только со жрецами, никогда не умирающего божества.

Месопотамия ещё славилась своим градостроением. Самым знаменитым городом, славившемся своей роскошью и уникальными постройками, был ВАВИЛОН. Он был построен по четырёхугольному плану и обнесён стеной, с множеством башен, 8 из которых - проездные. Наружная стена была такой толщены, что на ней могли разъезжаться две четвёрки лошадей. Проездные ворота, с которых начинались главные улицы, носили имена богов. Самыми красивыми были северные - ворота богини Иштар. Это массивные башни с арочными проходом, украшенные глазурированным кирпичом, с рельефным изображением львов, быков, фантастических существ. Через эти ворота проходила «Дорога процессий», мощёная красным и белым кирпичом. Далее находился храм Мардука с, знаменитым, 7-ступенчатым зиккуратом - Вавилонская башня. Она была разрушена персидским царём Ксерксом. Рядом с главным храмом находился храм земного бога - дворец царя с знаменитыми «висячими садами». Греки приписали висячие сады легендарной царице Ассирии Семирамиде. Во 2 веке до н.э. в Вавилоне было наводнение, и сады стали дном реки Евфрат.

2. Классическая ордерная система. Греческая архитектура отличалась простотой. Уже в период архаики возникает строго продуманная система соотношений между колонн и перекрытий, лежащих на них. Её суть заключалась в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции. Она состоит из двух частей: несущей и несомой.

Итак, соотношение между собой колонн и перекрытий получило название ордер.

От латинского «ордо» - порядок.

Основные греческие ордера: дорический, ионический, коринфский - сформировались не сразу. В 7 в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, и позднее, в конце 5- нач. 4в. до н.э., появился коринфский. 

Главными частями греческого ордера являются:

1. - стереобат - ступенчатое основание;

2. - колонны - вертикальные опоры, возвышающиеся на стилобате;

3. - антаблемент - верхняя часть, которая делится на две или три части:

а) - архитрав - главная балка, опирающаяся на колонны;

б) - фриз - изображает само перекрытие, покоящееся на архитраве;

в) - карниз- венчающая часть антаблемента

Афоризм «Человек - мера всех вещей» можно отнести к всей греческой архитектуре и в первую очередь к ордеру. Например, пропорции дорической колонны и человеческого тела связаны определённой математической зависимостью. За единицу измерения взята стопа человека, следовательно у колонны - это диаметр её нижней части. 1 стопа = 1 футу. Рост человека = 6 футам. Самая крепкая часть тела - это туловище без головы ( она самая слабая ), значит и колонна - это тело без головы.  Отсюда, высота человека до н7ачала шеи = 5 футов или 5 стоп, а высота колонны = 5 диаметров колонны у основания. Итак, в дорической колонне пропорции несущей части = 1 : 5. Эта пропорция встречается в соотношении размеров ( высота колоннады и длины храма ) Парфенона - главного дорического храма древней Греции.

Каждый ордер воспринимался греками с точки зрения пропорций человеческого тела. В колонне видели не только опору, а человека. Недаром именно у греков возникла идея заменять колонны скульптурным изображением человека. Атланты - это мужчины, Кариатиды - женщины.

 

№5.

1.Афинский Акрополь. Его создание, расположение и основные постройки. Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах. Его создателями были зодчие , работавшие под рук. скульптора Фидия. Акрополь, в переводе - это «Верхний город». Представляет собой 150-метровую скалу. Это композиционный центр города. В плане Акрополя нет симметрии. Свободное размещение отдельных сооружений - характерная черта афинского Акрополя. Вход находится не в центре, а сбоку.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и общественным центром. Здесь хранились: казна, книги (библиотека ), предметы изобразительного искусства (картинная галерея). С афинским Акрополем связаны пышные празднества - ВЕЛИКИЕ ПАНАФИНЕИ.

В последний день Великих Панафиней торжественная процессия из граждан города подносила статуе Афины священное покрывало - пеплос. Пройдя пропилеи процессия оставляла за собой , справа храм Ники Аптерос ( Бескрылой победы), слева - пинакотеку и попадала на вершину Акрополя, где стояла бронзовая статуя богини Афины Воительницы, Афины Промахос. Пройдя слева от статуи, процессия подходила к главному храму Акрополя - храму богини Афины Девы (Парфенос) Парфенону. Напротив северного фасада Парфенона, почти у самого северного края Акрополя располагается последнее сооружение, завершающее ансамбль Акрополя. Это небольшой асимметричный ионический храм, посвящённый богине Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею и названный в честь него Эрехтейон. К храму примыкают три различных портика, среди них самый знаменитый портик кариатид.

Заканчивалось праздничное шествие перед восточным фасадом Парфенона., у алтаря Афины. Здесь передавали жрецу пеплос.

 

                                              Билет 18  

Скульптура ( от лат. - вырезать, высекать, ваяние. пластика ) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трёхмерный объём. Сами эти произведения: статуи, бюсты, рельефы и т.п. - также называются скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф ( барельеф и горельеф ), в котором объёмные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по-своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм.        

По жанрам скульптура делится на портретную, бытовую ( жанровую ), анималистическую, историческую и др. С помощью скульптуры может быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптуры является человек, который может быть воплощён в разнообразных формам ( голова, бюст, статуя, скульптурная группа ).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная. сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала

 ( камень, дерево и др.) путём удаления лишней массы. Такой способ называется высекание. Другой процесс создания объёма - за счёт прибавления пластической массы ( пластилин, глина, воск, и др.). Такой способ называется - лепка или пластика. Скульпторы создают также своё произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния ( гипс, бетон, пластмасса и т.п. ). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путём ковки, чеканки, сварки и резки.                  

Скульптура - один из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из кости, дерева, камня. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, люде и животных. Античная скульптура научилась передавать движение. В средние века скульптура передавала духовное, внутреннее и эмоциональное состояние человека. В эпоху Возрождения - интерес к человеку как прекраснейшему созданию природы. В 20 веке возникают новые методы и материалы ( проволока, надувные фигуры, зеркала и др.).

Цвет постоянно активно применялся в скульптуре. Особенно в эпоху античности, средние века, Возрождения. Используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни.

Немаловажным в скульптуре является постамент. Функция его заключается в том , чтобы продемонстрировать скульптуру с наиболее выгодного ракурса рассмотрения. Но в пастоменте есть одна закономерность: чем выше у скульптуры постомет, тем больше она воспринимается как символ.

                  

 

№6.   

1. Развитие скульптуры в Древнем Египте. Особое место в древнегреческой культуре занимает - скульптура - искусство ваяния и пластики. Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень ( мрамор и известняк ) и бронза, иногда использовалась смешенная техника ( сочетание золота и слоновой кости ). Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду раскрашивали в яркие цвета, а волосы - в золотой. Глаза для статуи изготовляли из цветного камня, стекла и слоновой кости. К сожалению, греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии.

Первые образцы греческой скульптуры появились в архаический период. В них чувствуется связь с традициями древнеегипетского искусства. Это архаические статуи обнажённых стройных юношей - куросов - и задрапированные статуи девушек - кор ( по греч. Кора - дева ). Они сдержанны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создаётся обобщённый образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.

В классический период в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В этот период в скульптуре стали применять приём изгиба тела вокруг своей оси, при этом сохраняется подвижное равновесие симметрических частей тела. Например, скульптура Мирона «Дискобол», здесь изображено стремительное движение, энергия которого сосредоточилась в одном мгновении. Напряжение мышц, ещё мгновение, и диск, из рук спортсмена, взметнётся в воздух. Поликлет, ещё один скульптор классического периода. Именно он б попытался теоретически обосновать закон идеальных пропорций человеческого тела в своём трактате «Канон». Пропорции человек, по Поликлету, исходят из её высоты. Например, голова = 1\8 высоты, ступня = 1\6, лицо и кисть руки = 1\10. Эти идеи были практически реализованы в скульптуре «Дорифор» ( «Копьеносец» ), в котором сочетаются внешний покой и скрытое движение. Он стоит «в позе шага». Это ощущается в свободно отставленной в сторону ноге. Прекрасное, доблестное лицо копьеносца выражает мужество, ясность духа и готовность к подвигу.

Эпоха эллинизма связана с именем великого полководца Александра Македонского. Отсюда, для скульптур этого времени характерны грандиозные размеры. Например, знаменитый маяк на острове Фарос, «Колосс Родосский» - статуя бога солнца Гелиоса на о.Родос. ярким примером скульптуры эллинизма можно считать статую богини победы на о. Самофракия - «Ника Самофракийская» . В этот период в скульптуре появляется интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям, темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон и сыновья» Агесандра, Полидора и Афинодора, «Умирающий галл». Но новое искусство умело ценить и величие красоты и осталось верной её идеалам. Таковы «Аполлон Бельведерский» Леохара и «Афродита Милосская» Агесандра.  

 

Билет.    экзамен

Керамика. Этапы изготовления керамического изделия .

Керамика - это изделие из глины, закрепленное обжигом. Керамика - очень древний вид искусства. Изображения людей и животных из глины появилось ещё в эпоху палеолита. Позднее их научились обжигать, а также изготавливать сосуды, рельефы и архитектурные детали.

Основные виды керамики обусловлены технологией её изготовления, составом массы: фарфор, фаянс, майолика, терракота и т.д.

В более узком смысле керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин, в отличие от фарфора и фаянса, получаемых из тонких глин. Эта керамика обычно разделяется на два вида: майолику, которая имеет на лицевой поверхности цветную поливку из стекловидной, прозрачной глазури или непрозрачных эмалей, и терракоту, так называют «жжёную землю» красивого красно-коричневого цвета, не имеющую поливы. К терракоте относится и керамика, расписанная красящими составами, основу которых составляют цветные глины.

Изделия из глины - пластичны, а обжиг придаёт им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость. Это позволяет делать разнообразную посуду, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и др.

Керамика встречается и в архитектуре, где важную роль играют изделия из керамики: кирпич, черепица, изразцы ( плитка ). Из кусочков керамической плитки можно набрать мозаичные картины для наружной облицовки здания, украшения фонтанов, бассейнов, садово-парковой скульптуры, украшения интерьера и т.п.

Особенно популярна керамика в народном искусстве ( Гжель, Скопин и др. )

В наши дни продолжает развиваться архитектурная и бытовая керамика, и многие художники создают уникальные авторские работы, продолжаются эксперименты с материалом в поисках новых средств выразительности.

                                                                         

 Скульптура ( от лат. - вырезать, высекать, ваяние. пластика ) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трёхмерный объём. Сами эти произведения: статуи, бюсты, рельефы и т.п. - также называются скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф ( барельеф и горельеф ), в котором объёмные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по-своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм.        

По жанрам скульптура делится на портретную, бытовую ( жанровую ), анималистическую, историческую и др. С помощью скульптуры может быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптуры является человек, который может быть воплощён в разнообразных формам ( голова, бюст, статуя, скульптурная группа ).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная. сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала

 ( камень, дерево и др.) путём удаления лишней массы. Такой способ называется высекание. Другой процесс создания объёма - за счёт прибавления пластической массы ( пластилин, глина, воск, и др.). Такой способ называется - лепка или пластика. Скульпторы создают также своё произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния ( гипс, бетон, пластмасса и т.п. ). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путём ковки, чеканки, сварки и резки.              

Скульптура - один из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из кости, дерева, камня. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, люде и животных. Античная скульптура научилась передавать движение. В средние века скульптура передавала духовное, внутреннее и эмоциональное состояние человека. В эпоху Возрождения - интерес к человеку как прекраснейшему созданию природы. В 20 веке возникают новые методы и материалы ( проволока, надувные фигуры, зеркала и др.).

Цвет постоянно активно применялся в скульптуре. Особенно в эпоху античности, средние века, Возрождения. Используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни.

Немаловажным в скульптуре является постамент. Функция его заключается в том , чтобы продемонстрировать скульптуру с наиболее выгодного ракурса рассмотрения. Но в пастоменте есть одна закономерность: чем выше у скульптуры постомет, тем больше она воспринимается как символ.

                      

 

 

                                                                               

1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.

Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое знание. Ведущими искусствами Рима были архитектура и инженерные сооружения. В архитектуре преобладали гражданские здания преобладали над культовыми. Если у греков главной постройкой был храм, то римляне создали много новых типов архитектуры, подчеркивавшие могущество Римской империи.

Главным строительным материалом в Риме были камень и кирпич. Был создан прочный и водоупорный строительный материал - бетон.

Основными конструктивными элементами римлян были: арка, свод и купол, которые позволяли перекрывать пространства без внутренних опор. 

Вершиной строительной деятельности римлян являются безупречные инженерные сооружения: дороги и мосты (виадуки ), водопроводы и аквидуки.

Рационализм римлян отразился в градостроительстве. Самым распространенным видом застройки был город - лагерь. Он имел прямоугольную форму с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами - кардо (север - юг ) и декумануса ( восток - запад ). На пересечении этих улиц располагался форум - административный центр города., где располагались общественные сооружения:

1  храм, например, храм Весты и Пантеон - "храм всех богов"

2  базилика ( суд, архив города ), например, базилика Константина.

3 термы ( комплекс включающий в себя библиотеку, лекционные и гимнастические залы, зал для игр, холодные, тёплые и горячие ванны ). Например, термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс. человек и занимали 11 га.

4 театр, в основе которого лежал греческий. Строился на подпорных сооружениях и имел несколько этажей. Например, театр в Помпеях.

5 одеон - маленький театр для музыкальных и поэтических представлений.

6 амфитеатр - для боёв гладиаторов. Был овальной формы, а по фасаду - ярусы аркад, оформленные ордером. Например, Колизей.

7 Цирки - для конных состязаний, имели вытянутую подковообразную форму. Например, Большой цирк в Риме.

О славе и могуществе великой империи напоминают нам триумфальные арки и колонны. Самые известные - это арка Августа в Риме и арка Константина, колонна Трояна.

В погребальном зодчестве преобладали мавзолеи и гробницы ( для знати ), саркофаги и колумбарии ( для средних слоёв населения ).

Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские жилища ( виллы ). например, к городскому типу жилища относится Патрицианский домус. Он имел замкнутое прямоугольное здание с двором в центре. Для неимущего населения города ( плебеев ) строились инсулы - многоэтажные городские жилые дома. Для знати - дворцы.

К сельскому типу - загородная вилла ( вилла рустика ) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, фонтаном и бассейном.

 

2.  Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.

Древнегреческий театр, считался "школой для взрослых", школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Своё начало театр берёт от религиозных праздников в честь бога весны, солнца и плодоносной земли, покровителя виноделия - Диониса.

Два раза в году ( осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала земля и открывались бочки молодого вина ) древние греки устраивали в честь бога виноделия "страсти Диониса" - празднества, осенью - Сельские Дионисии, весной - Великие, или Городские, Дионисии. Праздник длился 5 дней - в первый проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырёх дней показывали спектакли.

Организовывал театральное представление архонт - представитель городских властей. Он назначал из состоятельных граждан хорега - мецената, который оплачивал постановку пьес.

Ещё во времена Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражали сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны - дифирамбы - и изображали какой-нибудь подвиг. Эта группа певцов называлась - хором. В первых представлениях пел только хор, позже руководитель хора - корифей - и изображавший бога Диониса актёр стали вести с хором и друг с другом разговор - диалог.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства:

8  трагедия - рассказывала о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы: о чести и доблести.

9  комедия - персонажи здесь были обыкновенные люди, высмеивались их недостатки и пороки. 

10 "драма сатиров" ( "трагедия, которая шутит"). Здесь, трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей - полузверей.

  Театр состоял из трёх основных частей:

11 Театрон - место для зрителей, на склоне холма и вмещал тысячи людей.

12 Орхестра - это круглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

13              Скена - небольшое здание, где переодевались актёры. Находилась у края орхестры напротив мест    зрителей.        .                                                                                                                                                                                 Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее появились актёры , которые вели диалог с предводителем хора. Участниками представлений в древней Греции были только мужчины. Чтобы лучше было видно происходящее на сцене, актёры играли на - котурнах - специальной обуви на толстой подошве, возвышающей рост актёра. и в мужских и женских масках, которые были больше лица героя и имели крупные, выразительные черты. У масок был большой рот в виде рупора, что усиливало голос актёра. Маски изображали состояние героя: радость, горе, боль, страх, жестокость и т.д. Поверх маски надевался парик с пышной прической. Выступали актёры в костюмах: счастливые персонажи - в ярких костюмах, а трагические - в тёмном.

Всемирную славу греческому театру принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан.

Эсхил - его считают "отцом трагедии", ввел второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров.

Софокл - вводит третьего актера и сократил объём партии хора.

Еврипид - третий мастер греческой трагедии. приблизил трагедию к жизни, показывая своих героев такими, какие они есть.

Аристофан - "отец комедии", которые высмеивали уродливые стороны жизни людей, затрагивал вопросы о войне и мире, о несчастных политиках, о неравенстве и т.д.

 

1. Храмовые архитектурные сооружения Византии. Типы византийских храмов.

Архитектура Византии носила культовый характер. Новая религия в корне изменила назначение храма, его архитектурные формы и убранство, создала предпосылки для создания нового типа христианского храма. Такой храм объединял поминальное святилище, молитвенный зал, быть и торжественной постройкой - памятником, и вмещать большое количество верующих. Архитекторы этого периода за основу взяли два типа римских построек: мавзолей и базилику.

Мавзолей - поминальное святилище над могилой - представлял собой центрическое сооружение, увенчанное куполом. Такая форма в виде круга ( ротонда ) или 8-угольника ( октагон ) производила впечатление покоя и подходила для церковных таинств. Поэтому она использовалась для построек баптистерий ( крещален ) и капелл. Позже этот тип лег в основу крестово-купольного храма, получивший распространение в Восточной Римской империи.

С принятием христианства в Западной Римской империи распространение получили простые по форме и вместительные по размеру церкви, план которых позже приобрёл вид латинского креста. Образцом для них служили переосмысленные в соответствии с новыми требованиями римские базилики ( от греч. - "царский дом" ).Это прямоугольное в плане здание, разделено на три ( позже на 5 или 7 ) продольных отсека - нефа: более высокий центральный неф и два боковых, отделённых от центрального рядом колонн. Высокий центральный неф освещался окнами, расположенными на верхнем ярусе над нижними боковыми нефами. В христианском храме базиликального типа были добавлены "райский двор" - атриум - обнесённый колоннадой четырёхугольный двор с колодцем для омовения в центре. Алтарная часть находилась на востоке, заканчивалась одной ( или тремя ) - апсидой - ( от греч. - свод ) - с закруглённым выступом, перекрытым полукуполом. Первые базилики имели Т-образную форму, а затем - крестообразную, так как появился поперечный неф - трансепт, который предавал вид латинского креста.

С течением времени в Византийской архитектуре появляются первые храмы характерные только для византийской культуры, а не заимствованных у предыдущих цивилизаций. Таким храмом является "Собор Святой Софии" в Константинополе, построенный по крестово - купольному плану. Для него характерно: в плане присутствует форма равновеликого ( греческого ) креста, башенка или купол над средокрестием. Пространство крестово -купольного храма увеличивается счет столпов, поддерживающих свод. Храм "премудрости Божьей" воздвигли два архитектора - Анфимий и Исидор. Храм расположен на высоком холме, поэтому его видно далеко с Босфора. Центральный купол Софии ( 31,5 м в диаметре ) - самое замечательное достижение зодчих. Очень богато и внутреннее убранство храма: зелёная и розовая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмичного движения.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!