Александр Александрович Алехин



 

Русский шахматист, выступавший за Российскую империю, Советскую Россию и Францию, четвертый чемпион мира по шахматам, покинув Россию в 1921 году, в 1925 году получил гражданство Франции.

В марте 1941 года, в парижской немецкоязычной газете Pariser Zeitung за подписью Алехина была опубликована серия антисемитских статей под общим названием «Еврейские и арийские шахматы».

История шахмат излагалась с точки зрения нацистской расовой теории, при этом обосновывалось положение, что для «арийских» шахмат характерна активная наступательная игра, а для «еврейских» – защита и выжидание ошибок соперника. В интервью, данном после освобождения Парижа союзниками, Алехин оправдывался, утверждая, что был вынужден написать статьи, чтобы получить разрешение на выезд, и что статьи в исходном виде не содержали антисемитских выпадов, но были полностью переписаны немцами.

К тому же Алехин был женат на американке еврейского происхождения и вполне обоснованно опасался за ее жизнь.

Чтобы сохранить остатки имущества жены и обеспечить ей самой защиту от репрессий, Алехин был вынужден участвовать в соревнованиях, организованных нацистским Шахматным союзом Великой Германии. В сентябре 1941 года он занял второе место в турнире в Мюнхене, а до конца 1943 года принял участие еще в семи турнирах в Германии и на оккупированных территориях. Несколько раз Алехин давал сеансы одновременной игры для офицеров вермахта.

В конце 1945 года Алехин был приглашен на турниры в Лондоне и Гастингсе, запланированные на будущий год, но приглашения вскоре были отозваны: американские шахматисты угрожали бойкотировать турнир, если в нем примет участие Алехин, из‑за его сотрудничества с нацистами и антисемитских статей. Алехин направил в оргкомитет лондонского турнира, а также в британскую и американскую шахматные федерации открытое письмо, в котором объяснял, что играть в турнирах в нацистской Германии он был вынужден из‑за отсутствия средств, и прояснял свою позицию по антисемитским статьям, но ничего не добился. В ходе лондонского турнира группой шахматистов из стран‑союзников был создан комитет по расследованию сотрудничества Алехина с нацистами. Предлагалось лишить Алехина звания чемпиона мира и объявить ему бойкот: не приглашать на турниры, не печатать его статей. Обсуждение велось, Алехину было предложено прибыть во Францию для рассмотрения его дела французской шахматной федерацией. Он подал документы для получения разрешения на въезд, но разрешение пришло уже после его смерти.

 

Норвегия – Кнут Гамсун

 

Лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун всю жизнь воспевал немецкую культуру и историю. Перешагнув восьмидесятилетний рубеж, он вступил в нацистскую партию и даже отправил Йозефу Геббельсу свою нобелевскую медаль, в качестве подарка, снабдив ее сопроводительным письмом со словами: у меня нет ничего более ценного, чем эта медаль, поэтому я дарю ее. Что двигало в тот момент гениальным писателем? Нет, старческий маразм тут ни при чем: незадолго перед этим Кнут Гамсун прошел психиатрическое обследование и был признан полностью вменяемым.

Из статьи «Почему я стал членом «Нашунал Самлинг»: «Я всегда руководствовался своим крестьянским чувством здравого смысла и моим собственным умом, кроме того, и интуиция подсказывала мне, что я должен стать человеком Квислинга [17] . И я его человек уже многие годы, в несчастьях и радостях…»

Лейф Гамсун, внук писателя: «…в то время фашизм и коммунизм были двумя авангардными течениями, и они не могли оставить безразличными творческого человека. Но почему Гамсун из двух зол выбрал худшее – для меня загадка. Мне бы очень хотелось понять, что происходило тогда в его голове».

В восемьдесят шесть лет Гамсун был арестован и предстал перед судом. Отношение к нему сограждан в тот момент было более чем негативным. Помощь писателю, как это ни странно, оказал Вячеслав Молотов. Он попросил норвежского премьера отнестись к писателю не так строго, учитывая его былые заслуги и его роль в мировой литературе. Ответом стала известная фраза: «Вы слишком мягки, г‑н Молотов». Однако суд прислушался к мнению советского представителя, и все смягчающие обстоятельства были учтены. Не оставили без внимания и то, что Гамсун использовал свое влияние, чтобы смягчить участь политических заключенных или спасти их.

Из материалов суда: «При определении вины Гамсуна и ущерба, который нанесла Норвегии его деятельность, особое внимание следует уделить факту, что он был всемирно известным писателем и одним из самых выдающихся деятелей норвежской культуры. Благодаря своему литературному, социальному и экономическому статусу, а также авторитету среди норвежцев, поведение Гамсуна в высшей степени было показательным для его сограждан и служило примером для других, чего сам Гамсун не мог не понимать.

По поводу поведения и убеждений Гамсуна суд считает нужным заметить, что он вел себя, исходя из своих личных взглядов, не принимая во внимание долг верности своему государству и уважение законов своей страны. С ранней юности Гамсун был поклонником Германии. Англию же он всегда ненавидел. И у него постепенно возникла идея Европы, свободной от влияния Англии. И когда немцы вторглись в Норвегию в 1940 году, он сразу усмотрел в этом возможность осуществления своей мечты. Он сразу принял план Германии о включении великой и свободной Норвегии в великий немецкий союз. Подобные убеждения были и у Квислинга, и поэтому Гамсун счел естественным поддержать его.

И совершенно естественно, что Гамсун сам должен нести ответственность за собственные действия, когда они стали противоречить существующим законам.

Известно, что последние годы Гамсун, по причине своей глухоты и других обстоятельств, жил очень изолированно. Во время войны он был вынужден обращаться к газетам, чтобы узнать о происходящем в стране. Он был лишен информации, которая могла бы возбудить в нем подозрение в правильности его действий».

Гамсун избежал тюремного заключения благодаря своему преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. От своих взглядов он не отступился и даже написал некролог по Гитлеру, которого по его же собственным словам «не выносил».

 

Список использованной литературы

 

Агриппа Д’Обинье. В кн. Хрестоматия по истории Средних веков. Т. 3. М., 1950.

Арьес Филипп. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Беранже Ж.П. М. Сборник песен. 1976.

Боккаччо Джорджо. Декамерон. М., 2005.

Бокааччо Джорджо. Фьяметта. М., 1968.

Брантом. Галантные дамы, СПб, 2007.

Джорджо Вазари. Жизнеописания. СПб, 1992

Геродот. История. Л., 1972.

Греческая эпиграмма. М., 1960.

Дживелегов Алексей Карпович. Очерки итальянского Возрождения. М., 1995.

Диоген Лаэртский. Жизнеописания философов. М., 1986.

Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма. Пер. Е.В. Свиясова. СПб, 1997.

Итальянская новелла Возрождения. Самара, 2001.

Томас Карлейль. Французская революция. М., 1991.

Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. М‑Л, 1963.

Клулас И. Лоренцо Великолепный. М., 2007.

Ксенофонт. Сократические сочинения. Греческая история. Москва, 2003.

Ксенофонт. Анабасис. Изд АН, 1951.

Кропоткин П.А. Великая французская революция. М., 1979.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Любовные позиции эпохи Возрождения. СПб, 2003.

Маргарита Наваррская. Гептамерон. Л., 1967.

Маргарита де Валуа. Письмо Маргариты де Валуа Филиппу II (1587 г.) // Historia animata. Сборник статей. Ч. 3. М., ИВИ РАН, 2004.

Мемуары королевы Марго. М., МГУ, 1996.

Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.

Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987.

Макиавели Н. Жизнь Каструччо Кастракане из Лукки. Харьков, 2001.

Иоанн Малала. В кн. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. СПб, 1998.

Мармонтель Жан Франсуа. «Мемуары» – «Memoires d’un pere», 4 vols., 1804.

Марру А.‑И. История воспитания в Античности (Греция). – М., 1998.

Memoirs of the Countess de Valois de La Motte. Лондон, 1790.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции.

Мирович Н. Шарлотта Корде. Биографический очерк. М., 1906.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994.

Платон. Диалоги». М., 1986.

Платон. Собрание сочинений, М., 1994.

Петроний Арбитр. Сатирикон. М., 1990.

Прокопий Кесарийский. Тайная история. М, 1992.

Рукопись Жака Ру «Речь о причинах несчастий Французской республики» // Французский ежегодник за 1959 г. АН СССР, 1961.

Луис Пьер. Афродита. Нижний Новгород, 1993.

Стефано Инфессура, Иоганн Бурхард. Дневники. Документы по истории папства XV–XVI вв. М., 1939.

Сабатини. Жизнь Чезаре Борджа. М., 1993.

Селин Л‑Ф. Mea Culpa. Париж, 1936.

Селин Л.Ф. Защитительная записка, журнал «Иностранная литература», 2001, № 9.

Лео Таксиль. Священный вертеп. Литера Нова, 2010.

Тарле Е.В. Сочинения т. VI. М, 1959.

Таллеман де Рео. Занимательные истории. Л., Наука, 1974.

Чхартхишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2000.

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм, Саранск, 1991.

Шахермайер Ф. Александр Македонский. Ростов‑на‑Дону, 1996.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

 

Сетевые источники

 

«Великий Медичи. Рыцарь войны» (Il Mestiere delle armi, 2001). Совместно итало‑франко‑германо‑болгарская историческая лента о войнах и смерти Джованни делле Банде Нере.

Сайт «Восточная литература». http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/france.htm

Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод Е. Лучининой и В. Успенской. Редакция В. Успенской. http://read.newlibrary.ru/read/olimpija_de_guzh/page9/deklaracija_prav_zhenshiny_i_grazhdanki.html

Судебное постановление по делу Гамсуна. http://www.norge.ru/hamsun_domstol/

Интервью с Лейфом Гамсуном. http://petersobolev.blogspot.com/2009/11/blog‑post_08.html

Стихи Вероники Франко, венецианской куртизанки. Из итальянских поэтесс эпохи Возрождения.

http://www.proza.ru/avtor/shakko

Допросы Шарлотты Корде. http://wendelstein.narod.ru/Scharlotta.htm

Иван Бунин. Богиня Разума. http://bunin.niv.ru/words/1‑%D3%C6%C0%D1/bunin/uzhas.htm

Савельев А. Настоящая Спарта: без фантазий и наветов. http://www.savelev.ru/article/show/?id=520&t=1

Эстетика однополой любви в Древней Греции в ее социально‑историческом развитии. Составление и примечания Антона Сватковского. http://www.aesthetics‑greece.narod.ru/estetica.htm

La vita di Giovanni De Medici, l’ultimo capitano di ventura. http://cronologia.leonardo.it/storia/biografie/bandener.htm

Владимир Монахов. «Осторожно, кавычки закрываются». http://my.mail.ru/community/prosa_pishemsami/7CC2BA4A96D86918.html

 

Примечания

1

Год

2

Впоследствии этот сын Перикла одержал победу над пелопоннесцами в морском сражении при Аргинусских островах. Однако печальной стала эта победа: из‑за приближающейся бури стратеги не смогли, как должно, похоронить убитых. За это они были преданы суду и казнены.

3

Адамантом греки называли какой‑то сказочный твердый металл или сплав. Адамант, согласно греческой мифологии, был создан Геей, «железнее железа» и тверже алмаза. Циклопы, дети Геи, выковали адамантовы цепи, но сами были закованы в них Кроном, устрашенным их силой, и сброшены в Тартар.

4

Самая мелкая монета.

5

Этот острый на язык философ избег гнева Александра, но впоследствии был зверски замучен тираном Кипра.

6

Низший разряд гетер, название которого возникло как ассоциация с низшим разрядом войска.

7

Созвучны слова «схима» и «схизма», но означают они различные вещи. Схима – это торжественная клятва православных монахов соблюдать особо строгие правила поведения. Принесшие ее называются схимниками. А схизма – церковный раскол; соответственно схизматик – раскольник.

8

Перевод А. Пурина. Любовные позиции эпохи Возрождения / Сост. Неверов О.Я., 2 изд. – СПб, 2003.

9

Перевод С. Пономаревой.

10

Перевод С. Пономаревой.

11

Перевод Р. Дубровкина.

12

Имеется в виду художник Джулио Романо.

13

Мария Медичи.

14

То есть Людовика XIII, сына Генриха IV от второго брака.

15

Плювинеля, воспитателя юного короля при дворе считали дураком и подсмеивались над его неистовой любовью к лошадям.

16

Марии Медичи.

17

Главы марионеточного фашистского правительства Норвегии.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!