Небра какау 3096–3058 годы до н. э



 

Весьма вероятно, что следующий фараон был сыном Не-чербау, хотя никаких определенных доказательств этому нет. На мысль об их родственной связи наводит тот факт, что на чаше, которая ныне хранится в Каирском музее, найдены имена обоих царей. Манефон называет его Кайэхо(с) или Кеху(с). Соответствующее имя в царских списках – Какау, что означает «Дух [священных] быков». Это имя сопровождало все его титулы, кроме титула царя-Сокола, для которого существовало особое имя – Небра, «Ра – господин» или «Господство Ра». Как я уже сказал, это имя доказывает, что двор фараона находился под влиянием жрецов солнечного бога Ра из Она (Гелиополя). Манефон утверждает, что во времена правления этого царя священному быку Мемфиса, называемому Аписом, священному быку Гелиополя, именуемому Мневисом, и священному барану Мендеса (города в восточной Дельте) стали поклоняться как богам. Полагаю, это означает, что ранее их почитали только как священных или полубожественных созданий. Конечно, этот рассказ может восходить к попыткам объяснить имя фараона. Однако больше похоже, что в действительности это имя подтверждало, что царь питал особый интерес к этим священным животным. На протяжении египетской истории священный бык Мневис, в котором обитал дух солнечного бога, жил в солнечном храме в Оне. После смерти каждого такого быка на основании ряда особых признаков выбирали нового, иногда в результате долгих и усердных поисков. Точно так же в храме Птаха в Мемфисе жил бык Хапи (или Апис, как его называли греки). В поздний период его с большими почестями погребали в подземной усыпальнице, которая была частью храма Сераписа в Саккаре (то есть в Серапеуме), а его смерть народ оплакивал 60 дней. Священного барана Баи почитали в Мендесе на протяжении столетий. Он считался воплощением духа солнечного бога. Поэтому фараон, обращаясь к нему, называл его своим отцом. Надпись птолемеевского периода повествует о ликовании, когда спустя несколько лет после смерти такого барана был найден новый, обладавший всеми необходимыми признаками. Рассказывается, как царь повелел «комиссии» знающих людей осмотреть животное и как после того, как оно прошло проверку, его поместили на трон и провозгласили «живой душой солнечного бога Ра». Следовательно, и бык Она, и баран Мендеса были связаны с Ра, и особое внимание фараона к ним еще раз служит указанием на власть жрецов солнечного бога в тот период.

В Саккаре имя Сокола этого царя было найдено на некоторых оттисках печатей. На фрагменте сосуда, обнаруженном в Тинисе, его имя было стерто, а на его месте было выписано имя следующего царя. Имя фараона сохранилось и на статуе, которая ныне находится в Каирском музее. Манефон утверждает, что фараон правил 39 лет, и, хотя в Туринском папирусе число не сохранилось, моя реконструкция летописи доказывает, что оно, возможно, соответствует истине. Его гробницу не нашли, однако оттиски печатей, обнаруженные в Саккаре, наводят на мысль, что он был похоронен в этом некрополе.

 

II династия, 3. Бинотр: Бинечер[42]

Годы до н. э

 

У следующего фараона известно только одно имя, и по причинам, которые я объяснил на с. 63, я читаю его как Би-нечер. Это было его имя в качестве царя-Сокола, Тростника и Осы и Господина Коршуна и Кобры. Манефон передает его как Бинотри(с). Значительным событием его царствования стало восстание, которое было подавлено на 13-м году правления (в 3045 году до н. э.), что соответствовало 363-му году с момента восшествия Менеса на престол. На стене птолемеевского храма в Эдфу рассказ об этом восстании излагается в форме мифа. Однако исторические реалии легко можно отличить от вымышленных, и тогда запись о событиях становится понятной. На 363-м году эры Менеса в конце осени или, возможно, в начале зимы правящий царь-Сокол отправился со своей армией в Нижнюю Нубию. Когда он возвращался назад, его судно остановилось у города Эдфу, находящегося на западном берегу Нила недалеко от Нехена – изначальной столицы «народа Соколов». На восточном берегу Нила напротив Нехена располагался город Нехеб, где, возможно, жили «племена Сета». Здесь фараон узнал о восстании, которое поднял «народ Сета», сразу же взял под стражу зачинщиков и приказал казнить их. Затем он прибыл на место казни и осмотрел их тела, которые все еще были связаны. Это событие привело к сражению, произошедшему рядом с Эдфу. Восставшие, чье оружие не могло сравниться с копьями с металлическими наконечниками, которыми были вооружены солдаты фараона, были разгромлены, 651 человек был убит. Затем царь поплыл дальше на север к Фивам и на восточном берегу к югу от этого города, вероятно, на рассвете атаковал еще одну группу мятежников, которые двигались на юг. После короткого сражения эти люди отступили на север. Царь преследовал их в течение всего дня, а когда наступила ночь, достиг их лагеря, который располагался к северу от Дендеры (примерно в 40 милях (около 64 км) вниз по течению), только на восточном берегу. Здесь он снова напал на них и обратил в бегство. Они бросились к «долине, [ведущей] к морю», под которой, возможно, подразумевали знаменитый караванный путь, ведущий к Красному морю и начинавшийся отсюда. Царь «провел 4 дня и 4 ночи далеко от воды», следуя за ними, но так и не нашел их, поскольку они, вероятно, вернулись к реке и продолжили свое отступление на север. После этой задержки царь вернулся к своему кораблю и поплыл вниз по течению к городу Хебну (современный Минья), который находился на расстоянии около 200 миль (примерно 321 км). Здесь он снова настиг своих врагов и победил их, захватив 142 пленника, среди которых были и главари мятежников. Он велел их казнить на берегу рядом с этим городом. Оставшиеся в живых повстанцы тем временем захватили несколько лодок и попытались спастись по реке. Однако фараон преследовал их днем и ночью, пока не прибыл в Пер-Реху, находившийся на западном берегу недалеко от Оксиринха, примерно в 40 милях (примерно 64 км) ниже по течению. Здесь он узнал, что мятежники объединились с племенем почитателей Сета, возможно проживавшим поблизости, и собрались на берегах фаюмского озера. Он атаковал их здесь и, убив многих, захватил 381 пленника, которых велел немедленно казнить. Эта битва произошла в 7-й день 1-го месяца сезона перет, что в 3045 году до н. э. соответствовало примерно 3 декабря.

Вскоре царю доложили, что еще одна группа восставших почитателей Сета собирается среди болотистых земель вокруг озера Манзала на северо-востоке Дельты. Прибыв туда, он безуспешно искал их в течение шести дней и ночей. Затем он получил известие, что они двинулись на восток к топям близ Таниса. Фараон последовал за ними туда, но вновь безуспешно. Наконец он получил точные сведения, что его враги сосредоточились в пустыне недалеко от Она и Ха (последний город или крепость не удалось идентифицировать). Царь отправился в это место, его армия обошла врагов с флангов, зашла им в тыл и нанесла сокрушительное поражение. Были проведены обычные казни, убиты 142 пленника. Лишь треть мятежников спаслась, и они бежали на юг, пока не достигли Нижней Нубии. Фараон преследовал их и окружил в месте, которое впоследствии получило название Шашерит, «Запугивание свиньи», поскольку свинья была символом «народа Сета». Они оказали незначительное сопротивление и были уничтожены.

На Палермском камне две последние битвы, произошедшие при Оне и при Ха, упоминаются в 363-й годовой ячейке. Очень важно, что первое сражение названо «Разрушением укрепленного лагеря армии Ра, бога солнца». Таким образом, становится ясно, что в восстании принимало участие население Она. В рассказе из Эдфу, приведенном выше, Ра появляется как божественный родитель царя-Сокола, а врагами названы те, кто поднимает мятеж против бога. При этом упоминание армии Ра в летописи совершенно определенно указывает, что почитатели Ра были врагами фараона. Люди, поклоняющиеся Сету, вероятно, жили в Египте с древнейших времен. Они рассеялись по стране: они жили в районе Таниса в Нижнем Египте, в Фаюме, в Эсне и Эль-Кабе. Однако их главным городом был Нуби, находившийся немного южнее Тиниса (Абидоса). Вероятно, их можно сравнить с современными коптами, то есть с теми египтянами, которые с древности исповедовали христианство и, не смешиваясь с мусульманским населением Египта, жили отдельными общинами (их основным центром стал Асиут). Позднее бог Сет превратился в нечто вроде Сатаны, однако в те древние времена он еще не имел скверной репутации и просто считался покровителем этих довольно неспокойных племен, которые жили в Нуби и других местах. Солнцепоклонники из Она также составляли часть древнейшего населения страны, а их бог Ра мог иметь азиатское происхождение. Однако не похоже, чтобы существовало нечто важное, сближающее их с почитателями Сета, хотя, возможно, Сет изначально также являлся неегипетским божеством. В «Текстах пирамид» он входит в группу великих богов Гелиополя наряду с Исидой, Осирисом и другими. При этом свою роль мог сыграть и тот факт, что почитатели как Ра, так и Сета попали под власть царей-завоевателей с юга (царей-Соколов) и, испытывая притеснения, возможно, стремились к освобождению. Царей-Соколов, или, другими словами, фараонов, признали все другие общины Верхнего и Нижнего Египта, и они стали считаться законными наследниками древних царей-Тростников и царей-Ос. Однако солнцепоклонники из Она все еще могли держаться в стороне, поскольку о них практически нет упоминаний. Следовательно, их могли связывать с «племенами Сета» узы взаимопонимания. Только последние, видимо, еще не подверглись ассимиляции. При этом Он превратился в крупный город, и при первых двух фараонах Второй династии, о которой мы ведем разговор, жрецы солнца получили реальную власть в стране. Прежний фараон Кайэхо, как мы уже знаем, настолько подпал под их влияние, что даже включил имя их бога в свое собственное. Однако новый правитель Бинотр, видимо, предпринял попытку поставить их на место, и по этой причине могло произойти описанное выше восстание. На фрагменте сосуда, найденном в некрополе Тиниса, имя прежнего царя было стерто, и вместо него было написано имя нового фараона. Возможно, этот факт следует рассматривать как свидетельство в пользу того, что правитель, о котором мы сейчас говорим, был врагом своего предшественника или же почитателей Ра.

Согласно моей реконструкции, на Палермском камне сохранилась запись о его годах правления с 6-го по 20-й. Над этими годовыми ячейками можно прочесть часть царского имени и титулов: «Сокол Бинечер, ребенок (или, возможно, наследник) Нуби [Омбоса]…» Единственным объяснением этому титулу может быть тот факт, что в конце восстания царь объявил себя наследником и законным владыкой главного центра «племен Сета» Нуби, надеясь таким способом их успокоить. Однако читатель должен понимать, что появление этого выражения в титулатуре царя, который, согласно эдфускому преданию, боролся с почитателями Сета, представляет одну из трудных проблем в истории этого периода. В остальном сведения летописи малоинтересны. Они упоминают о «счетах» населения, которые проходили каждые два года, и проведении церемонии «Служения Ладье Сокола» раз в два года. На 7-м году упоминается о разметке участка для дворца (?) под названием Хур-рен, «Сокол-ребенок» (или «юный Сокол»). На 9-м и 15-м годах царствования упоминается о посылании гонцов за священным Хапи, или Аписом, что, как я полагаю, означало поиски нового животного после смерти предыдущего. На 19-м году упоминается «маэс матери царя», то есть царицы-матери. Слово маэс, возможно, означает «заточение», хотя такое предположение кажется невероятным. Помимо сведений летописи имеется еще короткое, но приковывающее внимание утверждение Манефона, будто этот царь повелел, чтобы наследование власти могло происходить по женской линии. Это, вероятно, может означать, что у него не было наследника мужского пола. Быть может, мы наблюдаем здесь компромисс с «народом Сета», ибо, как я уже говорил в предыдущей главе, племенами Сета могли править царицы. Кажется, фараон тогда впервые принял обычай наследования престола по женской линии, который впоследствии стал примечательной чертой на протяжении всей египетской истории. Возможно, эта традиция происходила из обычая «народа Сета».

После 38 лет правления фараон умер. Вероятно, его похоронили в Саккаре, поскольку его гробница в Тинисе не обнаружена. В Саккаре же были найдены несколько фрагментов оттисков печатей с его именем, которые могли быть связаны с его заупокойными подношениями.

 

II династия, 4. Отлас: Сехемиб Уаджнес[43]

Годы до н. э

 

Как мы видели, прежний фараон, похоже, предпринял попытку усмирить «племена Сета», назвав себя их вождем. Теперь мы встречаем весьма примечательное нововведение: царь именует себя двойным титулом царя-Сета и царя-Со-кола. Предыдущий правитель, видимо, узаконил передачу власти по женской линии. Поэтому представляется возможным, что, заключив мир с «племенами Сета», он женился на дочери одного из их владык и его наследником стал сын, родившийся от этого брака. Как доказывает титул нового фараона, заняв трон, он объединил группировки Сокола и Сета. В качестве царя-Сета, а также в качестве «Тростника и Осы», как я уже говорил, он носил имя Уаджнес (египтологи обычно читают его как Перибсен), которое означало «Глас святилища». В качестве царя-Сокола его звали Сехе-миб, то есть «Храбрец». Иногда это имя выписывалось в форме Сехемиб-перенмаат, «Храбрец из храма». Перенмаат,  возможно, означало «место жертвоприношений» в храме и соответствовало слову уадж, «место жертвоприношений» или «святилище», в другом царском имени. Манефон называет его Тлас, что является краткой формой от Отлас, то есть позднего произношения имени Уаджнес. Он правил 17 лет и был похоронен в древнем царском некрополе в Тинисе. Однако его гробница по внешнему виду весьма отличается от усыпальниц царей Первой династии, и вокруг нее уже нет небольших могил, где хоронили придворных. У югозападного угла гробницы были найдены две стелы с царским «именем Сета». Также в ней обнаружили множество оттисков печатей и других мелких предметов с его именем. Этого фараона почитали в течение многих лет после его смерти. В Каирском музее хранится ложная дверь из гробницы времен начала Четвертой династии, принадлежавшая человеку по имени Шери, который исполнял обязанности жреца, совершавшего возлияния в честь этого царя, а также был начальником его жрецов в некрополе.

 

II династия, 5. Сетен: Сенди

Годы до н. э

 

Во всех царских списках в качестве следующего царя назван Сенди, «Ужасный», однако от времен его правления не сохранилось источников, по которым мы могли бы сказать, какое имя Сокола он носил и было ли у него одновременно имя Сета. Возможно, его имя в качестве Дважды Господина, которое обычно использовал Манефон, комбинировалось с именем бога Сета, и таким образом появился манефоновский Сетен(ес), ибо имя Сенди вряд ли можно было бы в него превратить. Согласно моей реконструкции летописи, он правил 37 лет, однако Манефон приписывает ему 41 год. Это могло означать, что в течение четырех лет он был соправителем предыдущего царя. Тот же жрец Шери, который совершал службы в гробнице прежнего фараона, являлся и начальником жрецов духа царя Сенди в его храме. Это наводит на мысль, что оба владыки были похоронены рядом. Два других жреца духа этого царя известны по табличке, хранящейся в Эксе. А в Берлине находится бронзовая статуя времен Двадцать шестой династии, на которой написано его имя. Помимо этого единственная, дошедшая до нас информация об этом фараоне, обнаружена в Берлинском медицинском папирусе, где сказано, что он исправил некий медицинский папирус, найденный во времена царя Первой династии Хесапти под ногами статуи бога Анубиса. Гробница фараона не найдена. Как мы предполагаем, в конце жизни его могло постигнуть несчастье.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!