Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает...



Воспитание добротой

 Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»

( В рамках подготовки к сочинению в 11 классе)

 

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» - это произведение о прекрасном педагоге, сме­лом и человечном, это слово автора о школе, произнесенное так, чтобы оно вошло в сознание учительства (и не только учительства), что-то из­менило в нем. Это всегда умела делать русская литература, Распутин - продолжатель ее лучших традиций.

Рассказ рекомендуется для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Какой мне представляется работа над ним на уроке? Безусловно, начинать ее следует с разговора об авторе рассказа. Биография писателя - в его книгах, статьях, выступлениях. Он сибиряк, а «в каждом развитом духовно человеке повто­ряются и живут очертания его Родины. Мы невольно несем в себе и древ­ность Киева, и величие Новгорода, и боль Рязани, и бессмертие Ясной Поляны и Старой Русы. В нас купиной неопалимой мерцают даты на­ших побед и потерь», - так сказал когда-то Распутин («Сибирь без ро­мантики»).

Учащийся кратко рассказывает биографию писателя.

Родился Валентин Григорьевич в 1937 году в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Удэ, что на Ангаре. Это его малая родина. Она дает гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и по­нятиями. «Я, например, когда вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ан­гары, возле моей родной Аталанки, острова напротив, и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот рукотворных и нерукотворных, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет». Отец будущего писателя крестьянствовал, работал в леспромхозе. Когда началась Великая Отечественная, ушел на фронт. Мать едва управлялась с делами и семьей. В 1954-м В. Распутин закончил школу, в 1959-м - историко-филологический факультет Иркут­ского государственного университета. «В юности, - говорит он о себе, - я совершенно не думал о литературном призвании, считал, что мне суждено стать учителем, радо­вался этому, гордился и серьезно готовился к этому делу... Но получилось так, что я остался без стипендии. Помощи было ждать неоткуда. Друзья помогли мне опреде­литься на внештатную работу в иркутскую молодежную газету. Через несколько ме­сяцев, еще до окончания университета, был зачислен в штат» («Быть самим собой»),

В 1961 году в альманахе «Ангара» вышел первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», После его публикации Распутин около шести лет работал специальным кор­респондентом газет «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец», побывал на строительстве дороги Абакан-Тайшет, на Красноярской ГЭС - открывал для себя людей.

«Костровые новых городов», «Край возле самого неба» - это книги писателя, вы­шедшие в конце 60-х годов. «Я стал ощущать себя наряду с героями моих очерков и рассказов», - отмечал он. В 1967 году в Красноярске вышел новый сборник расска­зов, а также повесть «Деньги для Марии». В 70-е годы были опубликованы самые значительные его произведения - «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».

В 1977 году Валентину Распутину присуждена Государственная премия СССР. Живет Валентин Распутин в Иркутске.

Итак, в литературу писатель вошел почти без разбега, как признанный мастер.

В чем же сила его таланта? Прежде всего в верности правде жизни. Ему веришь, ви­дишь мир его глазами, разделяешь его оценки, потому что они от доброго ума и чест­ного сердца.        

Чувство гражданственности Распутина... Ему есть дело и до чистоты Байкала, и до «святой земли русского Севера», и до алтайского кедра. Это ему дано слышат голос Сибири: «Не надо меня больше покорять, я давно покорена и принадлежу вам, не надо по старинке смотреть на меня как на непригодную для жизни страну, а пора принять меня как Родину, без коей вся остальная родина не существует, и как к ро­дине относиться ко мне с любовью и заботой. С тем и приходите ко мне» («Моя и твоя Сибирь»).

Людям, живущим в суровом и прекрасном сибирском краю, посвятил В. Распутин свое творчество. Давайте прислушаемся к его мыслям: «...Сибиряк с самого на­чала был замешан на личностных качествах. Сибирь заселяли люди отчаянные - те, у кого были причины искать пристанища в далекой, неуютной земле, кто надеялся жить здесь среди воли и справедливости, которых недоставало ему на прежней родине, кто во имя праведности обновленного коллективного закона сбивался в общины и расчинал деревни, не замусоренные попервости пустолюдием, и кто, полагаясь только на себя, в одиночестве уходил в глухие углы. Во всех случаях это требовало недюжинного духа» («Моя и твоя Сибирь»).

Так надо ли удивляться, что главный герой рассказа «Уроки французского» - подросток - был воспитан в суровых правилах крестьянской семьи (не жалуйся, не проси, не жди, не принимай помощи от людей, терпи)? Так ковался сибирский характер.

Сибирь с ее болями и радостями встает со страниц книг Распутина. Для нега «Сибирь - Россия больше, чем Россия». Потому что «некоторые черты русского че-г повека сохранились в Сибири лучше, чем в коренной России, придавленной крепост­ничеством и время от времени сотрясаемой внешними заимствованиями». Какие это черты? Инициативность, сметливость, твердость духа, упорство в достижении цели, автономность личности, несуетность и немногословность - словом, большая часть из того, что «вошло затем в понятие сибирского характера».

 «Уроки французского» - это рассказ о доброте и милосердии. Дей­ствие его происходит через три года после окончания Великой Отечест­венной войны - в 1948 году в далекой сибирской деревне. Страшную нищету первых послевоенных лет видим мы глазами мальчика: «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы раз­вести посадки в животе,— тогда не придется все время думать о еде». Примет трудного послевоенного времени в рассказе много: «жили без отца», «денег у нас не водилось», «я видел яблоки только, на картинках».

А начинает свой рассказ Валентин Распутин вопросом: «Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе - нет, а за то, что сталось с нами после?». Этот вопрос-боль не покидает читателя, даже когда он закрывает последнюю страницу. Распутин задает вопрос себе, но и ты, учитель, как бы чувствуешь свою вину перед учениками за то, что станется с ними после.

Сообщение учащегося.( История создания рассказа ).

 «Уроки французского» - произведение небольшое по объему, во многом автобиографическое. Опубликовано было в 1973 году, в годовщи­ну гибели талантливого драматурга Александра Вампилова (он утонул в Байкале). Произведение посвящено матери Вампилова - Анастасии Прокопьевне Копыловой-Вампиловой. Юношеская дружба писателя и драматурга - тема отдельного разговора, но и теперь Распутин - самый верный друг для Копыловой, в прошлом учительницы. Рассказ хоть и посвящен ей, но героиня его - другая учительница - Лидия Михайлов­на, обучавшая мальчика в 5-м классе французскому языку. «Этот рас­сказ, - вспоминает писатель, - помог мне найти своего учителя: «Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи...»

Анализ рассказа.

Анализ рассказа лучше всего проводить «вслед за автором», т. е. по ходу действия. Сюжет прост. Школьник, чтобы не очень голодать (вспом­ним, действие происходит как раз в неурожайном 1948), научился вы­игрывать «в чику» и на эти деньги покупал молоко. Сверстники избили его за то, что постоянно выигрывал. Избили и выставили из игры. Молодая учительница Лидия Михайловна оказалась человеком большой души. В «тощем, диковатом мальчишке с разбитым лицом, неопрятном без ма­тери и одиноком» увидела и настоящую человеческую гордость, и недет­ское мужество. Теперь ее не покидает мысль, как помочь, «подкормить» паренька. Конечно, доброта Лидии Михайловны опровергала жесткие правила, в которых был воспитан мальчик, она доказывала: ты не одинок в мире, кому-то ты виден со своим голодом, синяками и ссадинами, тебе помогут. И она попыталась помочь. Но вскоре убедилась, что «просто так» мальчик от нее ничего не возьмет. Ведь был же случай, когда она прислала посылку прямо на школу: макароны, несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена, показавшиеся мальчику целым богат­ством «с неизвестных приисков». Думал вначале, что мать. Потом понял: прислала учительница.

Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает...


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!