Методы развития творческих способностей учащихся



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»

 

Развитие творческих способностей учащихся

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

 

Разработала: Брыкова М.А.,

старшая вожатая МОУ «СОШ №6

МО «Ахтубинский район»

 

г.Ахтубинск

2009 г.


Создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества.

В.Е. Грум

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел, маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.

Развитие общества зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от интеллектуального потенциала народа. Для того чтобы создать нечто новое или найти новый путь, решая какую-то проблему, требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.

Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и предлагать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их воплощения в жизнь.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». [1]

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:

1. Изучение проблемы развития творческих способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога-организатора внеклассной работы с детьми.

2. Выявление эффективных приемов развития творческих способностей в условиях средней общеобразовательной школы.

3. Использование специальных приемов для развития творческих способностей детей.

 

Развитие интереса к творчеству

Значение индивидуальных и возрастных особенностей школьников в процессе формирования творческой личности

Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, направленная на развитие творческих дарований. Готовность учащихся средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Участвуя в коллективном творческом деле, каждый ребенок получает возможность проявить свои способности, открыть для себя и для других грани различных талантов, развить диапазон необходимых в будущем коммуникативных качеств. «Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко».[2]

Ребенок обладает разнообразными потенциальными способностями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Развитие способностей школьников нужно начинать с самого раннего возраста, привлекая учащихся в творческий процесс с первого класса. Например, выступление на торжественных линейках, посвященных Дню Знаний или последнему звонку, участие в творческих играх во время проведения праздничных мероприятий и т.п.

В процессе деятельности необходимо учитывать детскую психологию, возрастные и индивидуальные особенности детей. В результате творческой деятельности происходит развитие самого участника, его духовных сил, способностей и задатков. Участвуя в творческом процессе, ребенок развивается прежде всего личностно, а не профессионально, в зависимости от собственных потребностей и приобретает жизненно необходимые умения. В центре всего творческого процесса стоит развитие самого ребенка как самоценной личности, его вхождение в культуру и самоопределение в ней, задачи самопознания и саморазвития, ценностные ориентации.

Внеклассная работа с детьми отличается по форме в зависимости от их возраста. В начальной школе главная задача – организовать внимание детей, направить их мысль, воображение, фантазию, уточнить цели, задачи, действия в условиях вымысла, придать импровизации определенную завершенность. Переходный возраст характеризуется внутренним кризисом в развитии ребенка, противоречивостью, полярностью определяющих его моментов. Повышается и обостряется эмоциональная возбудимость, создается свой внутренний мир. Подростки требуют особого внимания, среди них много «трудных» учеников, переживающих этот период особенно остро. Залогом успеха в работе с такими учениками могут быть только внимание и уважение к ним как к личностям, вера в их возможности, поддержка их позитивных устремлений. Формирующиеся в этом возрасте убеждения требуют эмоционального закрепления, и творческая работа над образом особенно значима, так как, с одной стороны, еще более расширяет эмоциональный спектр для закрепления убеждения, с другой стороны, увеличивает возможности выбора собственной позиции, что неизбежно влечет проблему личной ответственности. Поэтому образная игра важна для подростка так же, как для детей ролевая игра.

Наряду с возрастными особенностями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Принимать во внимание социальную среду, в которой он формируется как личность. Это определит его готовность к самовосприятию и самовыражению, возможность понимания предлагаемого материала. « Понимание… не может быть навязано со стороны, а только пропускается через собственный опыт и осмысливается».[3]

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее успешно развиваться.

Значительную роль в повышении творческих способностей школьников играет интеллектуально-эмоциональная атмосфера свободы и непринужденности при обсуждении той или иной темы, например, плана мероприятий, текста сценария, статьи в школьную газету. Вовлекая ребят в творческий процесс, можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

 

Виды творческой деятельности

 Усвоение человеческой культуры никому не дается легко, и мудрое общение взрослых с живой душой ребенка – залог его будущих успехов. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.  Существуют различные виды творческой деятельности.

                           

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Декоративно-прикладная                    Художественно-эстетическая

 

К декоративно-прикладной творческой деятельности относится художественно-оформительская работа. Участие в конкурсе рисунков или плакатов, кропотливая работа учащихся над очередным выпуском «Школьных новостей», подготовка сцены к мероприятию, оформление стендов или тематической выставки – все это требует выдумки, фантазии, оригинальных и неожиданных решений. Школьники увлеченно относятся к созданию сценического реквизита, изготовлению декораций, пошиву костюмов.

Другой вид творческой деятельности – художественно-эстетическая, которая включает в себя театр, музыку, хореографию. Театр помогает вовлечь детей в интересную для них деятельность, приблизить к искусству, к пониманию образов. Музыка, по словам Аристотеля, способна оказывать известное «воздействие на этическую сторону души».[4] В ряде мероприятий музыка является весомым составным компонентом. Соответствующая тематике заставка-фонограмма способна украсить любое школьное мероприятие. В качестве музыкального оформления часто используются фрагменты классических произведений, музыка современных композиторов, фонограммы песен. Участие школьников в театрализованных представлениях («Посвящение в первоклассники» (Приложение 1), «Посвящение в старшеклассники», «Праздник царицы Осени» (Приложение 2), новогодние утренники, «Вечер встречи с выпускниками», «Праздник Азбуки» (Приложение 3), «Безопасное колесо», «Выпускной вечер»), в литературно-музыкальных композициях («Была такая война…», «Участникам Сталинградской битвы посвящается…»), тематических вечерах («День защитника Отечества», «День 8 Марта»), торжественных линейках («День Знаний», «Последний звонок») оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное становление личности, развитие творческих способностей учащихся. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей здесь направлено на создание игровой ситуации. Ослепительное детское воображение рождает целую фантастическую жизнь – красочную, богатую, захватывающую, а элементы игры, изобретательности и творческого подхода – важные жизненные постулаты. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

 

Методы развития творческих способностей учащихся

Великая формула «отца» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».[5]

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

В процессе развития творческих способностей большое значение придается следующим принципам:

- систематичности

- последовательности

- доступности

- наглядности

- индивидуальному подходу.

Например, в ходе подготовки любого школьного мероприятия при подборе участников обязательно учитывается возраст ребенка, а также психологические особенности каждого. На первой репетиции дети знакомятся со сценарием. Высказываются различные мнения в ходе обсуждения текста, часто вносятся коррективы. Следующий этап – чтение по ролям, работа над интонацией, а уже в ходе репетиций происходит создание сценического образа.

Наряду с принципами используются и методы:

                           

МЕТОДЫ

Практические          Наглядные                        Словесные

 

К практическим методам относятся, репетиционный период, моделирование (изготовление реквизита, декораций, костюмов), художественно-оформительская деятельность (составление эскиза оформления сцены, выпуск школьной газеты).

К наглядным методам относится наблюдение. Например, рассматривание рисунков, плакатов, представленных на выставках, знакомство с информацией, размещенной на стендах.

Словесными методами являются: тематическая лекция, беседа, обсуждение той или иной темы на собрании Совета дела или Совета старшеклассников.  

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 3391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!