ЧАСТЬ I. БЫЛ ЛИ АПОСТОЛ ПЕТР ГЛАВОЮ АПОСТОЛОВ И НАМЕСТНИКОМ ХРИСТА?



1. Учение православных и католиков об Апостоле Петре.

Среди заблуждений римско-католической церкви первое и главное место занимает, несомненно, учение о главенстве и непогрешимости папы. А с точки зрения практической, с точ­ки зрения возможности так называемого «соединения Церк­вей»*, это учение можно считать, пожалуй, не только важней­шим, но и единственным препятствием к этому соединению. Если бы можно было предположить, что в один прекрасный день римские католики сознали свою ошибку в этом пункте, или если бы, что еще труднее допустить, сам папа понял бы свое вековое заблуждение и имел бы достаточно мужества от­крыто заявить об этом – тогда можно было бы немедленно же приступить к переговорам о восстановлении нарушенного де­вять веков тому назад мира церковного, и эти переговоры, ко­нечно, скоро привели бы к желанному результату. На осталь­ных разностях – догматических и обрядовых – католики едва ли будут настаивать*

И не только потому, что они считают их второстепенными, но и потому, что, при современном состоя­нии церковно-исторической науки, нужно иметь слишком большую смелость, чтобы утверждать правильность католи­ческих отступлений. Замечательно, что, в то время как мы считаем католиков еретиками, ибо они исказили не только об­ряды, но и догматическое учение Церкви, католики признают нас только схизматиками, т. е. раскольниками, так как мы, с их точки зрения, догматов не нарушили и виновны лишь в упорном нежелании подчиниться Римскому престолу. Но за учение о главенстве и непогрешимости папы они держатся крепко, и, по их понятиям, всякое христианское общество, будь оно во всех отношениях правоверно, но если только оно не подчинено Римскому папе – оно есть «безжизненное тело», «раскольнический сонм», а всякий христианин, принадлежа­щий к такому обществу, есть «мертвый член, предназначен­ный к вечному отвержению».

На чем же основывают римские католики свое учение о гла­венстве и непогрешимости папы? Основывают они его на том, что, будто бы, Ап. Петр был главою апостолов и апостоль­ской Церкви и свои права, как главы Церкви, передал, будто бы, рукоположенному им Римскому епископу, а тот, в свою очередь – своим преемникам. Из этого видно, какое огромное значение имеет для католиков вопрос о положении Ап. Петра среди других Апостолов. Это, поистине, вопрос жизни и смер­ти, так как с падением первой предпосылки – о главенстве Петра – падает, естественно, и весь католический силлогизм: если Ап. Петр не имел тех исключительных привилегий, ко­торые приписывает ему современное католичество, то, само собой разумеется, он не мог никому и передать их, а, следова­тельно, Римские папы должны отказаться от своих гордели­вых и властолюбивых претензий.

Прежде чем приступить к разбору римско-католического учения об Ап. Петре, необходимо установить точно и опреде­ленно, в чем, собственно, состоит различие между нами и ка­толиками в этом вопросе...

Мы верим, что тело Вселенской Церкви имеет и может иметь только одну Главу, Самого Господа нашего Иисуса Хри­ста, Который обещал пребывать с нею до скончания века (Мф.28:20); другой главы никогда не было и быть не могло (1Кор.3:11 – «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»; Ефес.1:22-23 – «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». и мн. др.). Мы верим, что ап. Петр, как Апостол, обладал всеми правами апостольства, данными ему и другим Апостолам их Божественным Учителем и Господом: правом, со властью непогрешимого учительства, проповедывать Евангелие всей твари, совершать Таинства, постав­лять епископов, основывать Церкви во всех странах мира, управлять основанными Церквами с апостольским полномо­чием... Ввиду его исключительно твердой и пламенной веры в своего Божественного Учителя, не отвергаем мы и первенства его среди других апостолов: наряду с Ап. Павлом мы именуем его «первоверховным»; но это первенство не прибавляло к его апостольству никаких особенных, ему только свойственных, прав и привилегий: он был первый между равными.

Католики не отрицают того, что Христос есть Глава Церк­ви, но прибавляют, что Он, кроме того, для видимой, земной Церкви поставил еще главу в лице Ап. Петра, который есть, таким образом, наместник, викарий Христа и князь Апостолов; главенство Петра понимается не только в смысле власти над Апостолами и Церковью, но и в более глубоком, сакра­ментальном смысле – будто Ап. Петр был единственным ор­динарным вселенским пастырем Церкви, а прочие Апостолы были лишь экстра-ординарными пастырями, получившими свои права и дары апостольства не непосредственно от Хри­ста, а через Петра, или, по крайней мере, пользовавшиеся ими в безусловной зависимости от него.

Таким образом, различие в учении Православия и католи­чества о положении Ап. Петра среди других Апостолов весьма существенно, и примирение невозможно. Как же узнать, на чьей стороне истина?

2. Евангельское повествование об апостолах и в особенности об Апостоле Петре

Единственным источником для суждения об истинном положе­нии Ап. Петра являются Новозаветные Писания. Предание церков­ное лишь повторяет и разъясняет данные Нового Завета, но не при­бавляет ничего нового. Следовательно, для правильного ответа на спорный вопрос нужно внимательно и беспристрастно перечитать повествование Евангелистов и прочих новозаветных священных пи­сателей, останавливаясь особенно на тех местах, где говорится об Апостолах, об отношениях их между собою и к их Божественному Учителю. Нужно вникнуть во все эти места в их взаимной связи, а не вырывая отдельные фразы, как нередко делают католические писатели: Священное Писание есть нечто целое, единое, есть живой ор­ганизм, все части которого занимают каждая свое место, играют свою роль; Евангелие есть книга жизни, где ни одно слово не может быть исключено или вставлено, не может быть в противоречии с другими словами; Евангелие может быть правильно понято лишь в общем контексте, в общей картине. Наконец, нужно понимать сло­ва Писания при свете Свящ. Предания, т. е. руководясь толкова­ниями свв. отцов и учителей, признанных и православным востоком, и католическим западом*.

О том, как учат об Ап. Петре отцы и учители первых веков христианст­ва, см.: Никанор (Боровков), Архиеп. «Разбор римского учения о види­мом главенстве в Церкви». СПб., 1856. Здесь приведено множество ссы­лок из святоотеческих творений, которые доказывают, что ни один из отцов и учителей Церкви не признавал Ап. Петра главою апостолов и наместником Христа.

И вот, если мы, руководствуясь этими правилами, рассмотрим интересующий нас вопрос с точки зрения данных Свящ. Писания, то для нас не может быть ни малейшего сомнения в истине учения Православной Церкви. Напротив, при внимательном и беспристра­стном чтении священных книг, кажется странным и непонятным, как могла возникнуть нелепая мысль о наместничестве и викариатстве Петра, и как эта мысль, укрепившаяся в темное средневеко­вье, может еще держаться в наш просвещенный век. Ведь отказал­ся же католический запад от других вымыслов этой мрачной эпо­хи, тесно связанных с идеей папского главенства (Лжеисидоровы декреталии, сказание о даре императора Константина и пр.). Поче­му же у него не хватает смелости отказаться и от мысли о каких-то особенных полномочиях Ап. Петра? Не объясняется ли это упорное заблуждение, с одной стороны, необычайно строгой дисциплиной среди католической иерархии, а с другой – крайним неведением в области богословских вопросов, какое царит в массе католическо­го населения, мало знакомого со Свящ. Писанием и с Преданием древней, неразделенной Церкви?

Прежде всего, для беспристрастного читателя новозаветных книг не может подлежать сомнению то, что все двенадцать учеников, избранные Спасителем, были абсолютно равны между собою в от­ношении дарованных им прав и возложенных на них обязанностей.

Возьмем хотя бы первый акт апостольской жизни – призвание их к апостольству. В обстоятельствах этого призвания мы не ви­дим никакого существенного различия между апостолами: все они призваны были одинаково и непосредственно Самим Божествен­ным Учителем. Правда, по рассказу евангелиста Иоанна (Ин.1:35-42), который писал позднее других евангелистов и во многих слу­чаях добавлял недостающие у них подробности, первым призван был Андрей, бывший доселе учеником Иоанна Крестителя; он привел к Иисусу своего брата Симона, которого Господь наименовал Петром. Но это первенство не имеет ничего общего с главенством, и Православная Церковь, называя Андрея Первозванным, никогда не приписывала ему никаких преимуществ по отношению к Петру или к прочим Апостолам.

Точно также, когда Господь послал учеников Своих для пропо­веди Евангелия Царствия Божия – по двое в разные стороны – то Он не только дал им одинаковые наставления в путь, но и совер­шенно одинаковые права, одинаковые дары. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им...» – Мф. 10:1-5. «Они пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и мно­гих больных мазали маслом и исцеляли» – Мр.6:12-13; Лк.9:1-2. И когда Апостолы возвратились и дали отчет Господу о своей деятельности, то из их слов не видно, чтобы у кого-либо из них ока­залось больше духовной силы, чем у других (Мр.6:30 – «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили»; Лк.9:10).

На тайной вечери присутствовали все двенадцать учеников; всех их Он причастил Своего Тела и Крови и всем одинаково дал право совершать таинство евхаристии «в Его воспоминание», т. е. уже после Его Вознесения. И опять-таки, если обращать внимание на некоторые слова и подробности, то в рассказе о тайной вечери мож­но видеть некоторое преимущество Ап. Иоанна пред другими апо­столами: он здесь, как и в других местах Свящ. Писания, называ­ется возлюбленным учеником Господа, он занимал на вечери бли­жайшее место к Учителю, возлежа «на перси Его», и к нему обратился Ап. Петр с просьбой узнать у Господа, кого из учеников Он имеет в виду, называя предателем. Но, конечно, и это преимущест­во Иоанна не дает еще права считать его главою других апостолов.

Наконец, пред вознесением Своим, посылая одиннадцать уче­ников Своих во все концы мира для распространения возвещенно­го Им учения и для совершения таинства, Он всем одинаково даро­вал необходимые для этого силы (Мф. 18:19 – «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного»; Мр.126:15; Ин.20:19).

И таких мест, доказывающих равные права апостолов и непо­средственное подчинение всех их Христу, очень много в Новом За­вете; приводить их все – значило бы переписывать целые главы новозаветных писаний.

Но будучи равны между собою в смысле апостольского досто­инства, ученики Христа, конечно, различаются в отношении своих личных свойств. Пылкий, увлекающийся Петр, ангельски чистый юноша Иоанн, скептик Фома-близнец и другие, отдельно упоми­наемые в Евангелиях апостолы, представляют собою более или ме­нее ярко очерченные, различные человеческие типы. И не только своими характерами отличались друг от друга Апостолы, но и сво­ей подготовкой к делу христианства, к предстоящему им апостоль­скому служению, степенью понимания и усвоения проповедуемого Христом Евангелия Царствия Божия. И хотя все они до самого дня сошествия Св. Духа на них не могли еще вполне отрешиться от иудейского понимания царства Мессии и неоднократно, даже по­сле Воскресения Христова, навлекали на себя праведные упреки своего Божественного Учителя в неверии и жестокосердии, тем не менее, Господь явно выделял между ними некоторых, более подго­товленных к пониманию тайн Царствия Божия. Особенно выделя­ются три Апостола: Петр, Иаков и Иоанн. Их Господь приближает к Себе в важнейшие моменты Своей жизни – при Преображении, в Гефсиманском саду, при воскрешении дочери начальника синагоги и пр. (Последний случай особенно характерен, так как Спаситель не позволил никому следовать за Ним, кроме Петра, Иакова и Ио­анна. Мр.5:37). И между этими тремя первое место занимает, несомненно, Ап. Петр: его имя встречается в Евангелиях значительно чаще, чем имена других апостолов; в списках учеников Христа он обычно называется первым; в тех случаях, когда дело касается всех апостолов, он нередко выступает на первый план и говорит за всех. И Сам Спаситель очень часто беседует с ним, очевидно, видя в нем наиболее способного и наиболее готового к выполнению той вели­кой миссии, к которой Он предназначал Своих учеников. Это перенствующее положение ап. Петра всецело объясняется высокими свойствами его души, так ярко отразившимися в Евангелиях. Пре­жде всего – его пламенная, живая вера в своего Божественного Учи­теля и в Его мессианство – вера, которая чувствуется в каждом его слове, в каждом поступке; правда, вера это иногда ослабевала и в тяжкие дни страстей Господних ослабела даже до отречения от Учи­теля, но омытое слезами покаяния отречение это не помешало ему вновь достигнуть близости к Распятому и Воскресшему Госпо­ду. Далее – изумительная непосредственность, искренность и вме­сте пылкость, порывистость его характера, побуждавшая его без раздумья, без тени сомнения, сразу говорить и делать то, что у него было на душе – в то время, как другие ученики еще раздумывали, как поступить и что сказать. Хотя и здесь необходимо прибавить, что эта порывистость, эта поспешность иногда вводила его в за­блуждение и вызывала упреки Господа, вроде известных слов: «отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн» – Мф.16:23.

Но если нельзя сомневаться в известного рода первенстве ап. Петра, то не может быть сомнения также и в том, что это первенст­во не имеет ничего общего с тем главенством, которое с некоторых пор приписывают ему римские католики, чтобы оправдать главен­ство своего папы, как его преемника. О главенстве ап. Петра или другого какого-либо апостола над остальными апостолами нет в Евангелиях ни одного слова, ни одного намека. Напротив, во вза­имных отношениях учеников Христа явно чувствуется полное ра­венство и братство, и к этому равенству и братству призывает их неоднократно и Сам Божественный Учитель: «...вы знаете, что по­читающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так...» – Мр.10:42-43;Мф.20:25-26. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос...»Мф.23:8,10. Из приводимых римско-католическими богословами мест Свящ. Писания, будто бы подтверждающих их учение, лишь два заслуживают в данном случае некоторого внимания, потому что, взятые отдельно, без связи с другими местами, они действительно могут смутить людей, неопытных в экзегетике. Остальные же мес­та или, в лучшем случае, доказывают лишь первенство Петра, или же понимаются католиками совершенно превратно. Для примера можно указать известное выражение в Евангелии Иоанна: «...и бу­дет едино стадо и един Пастырь» – Ин.10:16, которое католики любят относить к Ап. Петру и к папе; в действительности же, стоит только прочитать это выражение в контексте, чтобы понять, что здесь говорится только о Христе и будущем распространении хри­стианства.

3. Разбор двух изречений Священного Писания, на которые ссылаются католики в доказательство главенства Апостола Петра.

Классическое место, приводимое обычно римскими католиками в подтверждение их учения об Ап. Петре, есть: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» – Мф.26:18-19.

Первое впечатление, которое мы получаем от чтения этого мес­та, это то, что о главенстве Ап. Петра здесь ничего не говорится, а также и вообще об отношении его к другим апостолам. Говорится только об основании Церкви. Но католические богословы уверяют нас, что основание или фундамент по отношению к какому-либо зданию – это то же, что глава по отношению к телу. Не будем вхо­дить с ними в схоластические словопрения и допустим пока, что основание для Церкви и главенство в Церкви – понятия тождест­венные. Перейдем к самому тексту. «Ты – Петр, и на сем камне»... Хотя «Петр» по-гречески означает камень, но, очевидно, Спаситель полагает некоторое различие между двумя словами, или, точнее, употребляет одно и то же слово в разных значениях. Здесь своего рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Соб­ственное имя смешивается с нарицательным. Для того, чтобы нам, русским, была вполне понятна мысль Христа, необходимо передать ее по-русски, перенести рассказ, так сказать, в русские условия. На русском языке есть также собственные имена, смысл которых для каждого русского совершенно ясен, как «Петр» для грека, или «Кифа» для еврея – например, женские имена: Вера, Надежда, Любовь. И вот, представим себе такой случай. Русская женщина поступает в монастырь; при пострижении ей меняют имя; так как она отлича­ется любвеобильным характером, добротой, отзывчивостью, то ей дают имя «Любовь», и предположим, что епископ, совершающий пострижение, говорит ей: «ты – Любовь, и на этой любви основы­вается всякий монашеский подвиг». Ясно, что здесь слово «любовь» в двух случаях понимается различно: в первом случае – в смысле собственного имени, прилагаемого к данной личности, во втором – в смысле нарицательном, для указания одной черты характера этой личности. Точно так же и в словах Спасителя: в первом случае Си­мон называется Кифой, или Петром, или Камнем (с большой бук­вы) в смысле собственного имени, во втором случае имеется в виду его твердая, как камень, вера, которую он проявил в словах: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», и на которой Христос и обещает осно­вать Свою Церковь. Так понимает это место православное бого­словие, следуя разъяснениям знаменитейших отцов Церкви. Но сделаем и здесь уступку католической догматике и предпо­ложим, что слово «камень» в обоих случаях должно понимать оди­наково, т. е. что Христос обещает сделать Церковь на Ап. Петре. Но тут возникает самый существенный вопрос: на одном ли Петре созидается Церковь, или он является лишь одним из оснований Церкви?

Из сравнения с другими местами Свящ. Писания ясно, что воз­можно лишь последнее толкование. Так, Ап. Павел в Послании к Ефесянам, обращаясь к христианам, говорит: [вы] «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа крае­угольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, воз­растает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» – Еф.2:20-22; а в Послании к Коринфя­нам, говоря о создании Церкви Христовой, выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил ос­нование, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положен­ного, которое есть Иисус Христос» – 1 Кор.3:10-11. В Апокалип­сисе, где Церковь сравнивается с городом, говорится: «Стена горо­да имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апо­столов Агнца» – Откр.21:14. Сам Ап. Петр в первом Послании своем называет христиан «живыми камнями, устраивающими из себя дом духовный» 1 Петр.2:5; а Спасителя называет «кам­нем, который сделался главою угла» – 1 Петр.2:7. Очевидно, во всех этих местах Церковь Христова сравнивается с неким строени­ем, основанном на скале или краеугольном камне, Самом Иисусе Христе, на Котором покоится, так сказать, фундамент Церкви, ос­новные камни, пророки и апостолы, в том числе и Ап. Петр, а еще выше – прочие верующие христиане. К такому именно пониманию слов Спасителя, обращенных к Ап. Петру, т. е., что слова эти не дают Петру никаких исключительных преимуществ, побуждает нас и связь речи. Проходя по селениям Кесарии Филипповой с учени­ками Своими, Господь спрашивает их, за кого принимают Его лю­ди; они отвечали, что одни принимают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, или за Иеремию, или за одного из пророков. Тогда Господь неожиданно для них задает им вопрос: «А вы за кого Меня считаете?» И прежде чем апостолы сообразили, что ответить, пла­менный Петр предупредил их, как это часто бывало и в других слу­чаях, и сказал за всех: «Ты Христос, Сын Бога Живого»Мр.8:27-29. Ясно, что он говорил от имени других Апостолов, высказал их общую мысль, а потому и ответ Спасителя, обращенный к Пет­ру, нельзя относить исключительно к нему одному.

Совершенно подобный же случай рассказывает евангелист Лу­ка. На озере Генисаретском Господь, войдя в одну из лодок, велел Симону и другим рыбакам закинуть сети, и они не поймавшие ни­чего в истекшую ночь, в этот раз поймали так много, что наполни­ли рыбой две лодки. При виде такого чудесного лова, они ужасну­лись, и Симон, припав к ногам Иисуса, в трепете и восторге вос­кликнул: «Отойди от меня, Господи! потому что я человек греш­ный». И Господь в ответ сказал ему: «Не бойся, отныне ты будешь ловить человеков» – Лк.5:1-10. Несомненно, что здесь, отвечая Петру, Спаситель имел в виду и других рыбаков, которые, очевид­но, так и поняли слова Христа, так как немедленно оставили и се­ти, и лодки и последовали за Ним.

Что же касается упоминания о ключах Царства Небесного и пра­ве вязать и решить, то, очевидно, и здесь в лице Ап. Петра Господь дает обещание всем апостолам, тем более, что в том же Евангелии Матфея, несколько позднее, Он повторяет то же самое обещание и в тех же выражениях по отношению ко всем ученикам (Мф.18:19); а по Воскресении Своем Он и исполнил это обещание, сказав: «...приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин.20:22-24.

Другое место евангельское, на которое обыкновенно ссылаются католики в доказательство главенства Ап. Петра, это известный троекратный вопрос: «Любишь ли Меня?», с которым Господь обратился к Петру во время третьего явления Своего ученикам по Воскресении на море Тивериадском и затем, повеление пасти агн­цев Его и овец Его (Ин.21:15 и др.). В этих словах католики видят исполнение Господом того обетования, которое дано было Им прежде Ап. Петру, т. е. действительное предоставление Петру власти и главенства в Церкви, причем под «овцами» они разумеют апостолов, а под агнцами – остальных верующих.

Но и здесь связь речи опровергает католическое толкование. Сло­ва Спасителя произнесены были вскоре после Воскресения, т. е. то­гда, когда Ап. Петр все еще находился под тяжким гнетом своего малодушного поступка во дворе первосвященническом, своего от­речения от Учителя. Необходимо было не только для него, но и для других учеников, восстановить его в его апостольском служении. Вот это восстановление его в прежних правах и совершилось в упо­мянутой беседе, и это подтверждается всем построением беседы. Сло­ва: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» служат, очевидно, напоминанием самонадеянных слов Петра: «Если и все соблазнят­ся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» – Мф.26:33. «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти»... Троекратный вопрос: «Лю­бишь ли Меня?» соответствует троекратному отречению Петра; а то, что Петр после третьего вопроса Господа опе­чалился – совершенно необъяснимо, если допустить, что здесь идет речь о предоставлении Петру главенства и наместничества; и, на­оборот, печаль эта вполне понятна, если Ап. Петр усмотрел в сло­вах Господа напоминание его отречения.

И дальнейшие слова Спасителя трудно примирить с главенст­вом Ап. Петра. Следуя за Учителем и увидав Иоанна, Ап. Петр спро­сил: «А он что?» и в ответ услыхал: «Если Я хочу, чтобы он пре­был, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною» – Ин,21:21-22. Трудно предположить, чтобы Спаситель сказал так тому, кого Он назначил Своим наместником и князем апостолов.

Если приводимые римскими католиками места из Евангелий не подтверждают, как мы видели, того, что они хотели бы доказать, т. е. главенства Ап. Петра, то, с другой стороны, есть целый ряд таких мест, которые показывают невозможность допущения мыс­ли об этом главенстве. Достаточно остановиться только на двух местах. Евангелист Матфей повествует, что однажды ученики приступили ко Иисусу и спрашивали, кто больше в Царстве Небесном, и что Господь по этому поводу дал им наставления и, между про­чим, учил, как нужно поступить, когда возникнет между ними рас­пря: сначала надо попытаться уладить эту распрю между собою; если не удастся, то обратиться к посредничеству одного, двух или трех свидетелей; если же и это не удастся, то надо передать дело на суд Церкви. Церковь, по слову Господа, есть последняя инстанция; не послушавший Церкви становится для ученика Христа, как языч­ник и мытарь (Мф.18:15-17). Если бы к этому времени Ап. Петр был назначен князем апостолов, наместником Христа и непо­грешимой главою апостольской Церкви, то, кажется, естественно было бы ожидать здесь упоминания о нем; Римский папа, которого католики признают преемником Ап. Петра, считает себя даже вы­ше Соборов, представляющих всю Церковь. Другой случай расска­зывается тем же евангелистом Матфеем (20:20). Мать сыновей Зеведеевых, а затем, по словам евангелиста Марка (10:35), и сами сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, может быть, поощренные осо­бенным вниманием к ним и Ап. Петру со стороны Учителя в день Преображения, и в других случаях, просили Господа посадить их в будущем Царстве Своем одного по правую руку, другого по левую, т. е. предоставить им первенствующее положение; остальные де­сять учеников, услышав об этой просьбе, вознегодовали (Мф.20:20-24); подобный же спор о первенстве среди двенадцати апосто­лов, по свидетельству евангелиста Луки, был и на тайной вечери – кто из них должен почитаться большим (Лк.22:24). Само со­бою разумеется, таких споров не могло бы быть, если бы апосто­лам известно было о главенстве над ними Петра.

4. Свидетельство Деяний Свв. Апостолов и Апостольских Посланий.

Приведенными соображениями достаточно доказано то, что рим­ские католики напрасно ищут в Евангелии подтверждения их сред­невекового вымысла об Ап. Петре, как викарии и наместнике Хри­ста. Евангелие свидетельствует против них. Но, может быть, гла­венство Петра не проявлялось при земной жизни Христа? Может быть, по Вознесении Господа Петр вступил в роль Его наместника и князя апостолов?

О том, что произошло после Вознесения, повествуют нам Дея­ния Свв. Апостолов и Апостольские Послания. Изучая вниматель­но эти новозаветные писания и в особенности те места в них, где говорится о взаимоотношении между апостолами, мы видим совер­шенно ту же картину, что и в Евангелии т. е. прежде всего – полное равенство учеников Христа в правах апостольства. Нет даже и на­мека на то, чтобы кто-либо из них повелевал, а другие подчиня­лись, чтобы кто-либо был учителем, главою, начальником, а дру­гие – его учениками, помощниками. Каждый действовал совершен­но самостоятельно, а подчинялись они все только собранию апо­стольскому. Первым делом апостолов, когда они остались одни, без Своего Божественного Учителя, было избрание вместо Иуды двенадцатого апостола; избрание и поставление двух достойнейших кандидатов было, несомненно, делом всех одиннадцати, а избрание достойнейшего из этих двух представлено было жребию, т. е. воле Божией: «И поставили двоих: Иосифа... и Матфия, и помолились... и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричис­лен к одиннадцати апостолам» – Деян.1: 23-24,26. В день Пятиде­сятницы все апостолы без исключения одинаково исполнились Ду­ха Святого, на всех почили огненные языки, все начали говорить на иных языках. Все одинаково совершают знамения и чудеса, и великая благодать была на всех их. Поставление диаконов было также делом всех двенадцати апостолов: «...и избрали Стефана,.., и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Нико­лая Антиохийца... Их поставили пред апостолами, и сии, помолив­шись, возложили на них руки»Деян.6:5-6. Правда, и в период апостольский, как и при земной жизни Спа­сителя, некоторые апостолы по своей деятельности и по своему по­ложению выделяются из среды своих собратьев: Петр, Иоанн, Иа­ков – брат Господень, проявляют усиленную деятельность и, по-видимому, пользуются особенным почетом и уважением среди хри­стиан и навлекают на себя особенно непримиримую злобу со сторо­ны врагов Христовых. Позднее к ним присоединяется и, можно ска­зать, превышает всех их своею неутомимою и плодотворною мис­сионерскою работою ап. Павел. Что касается Ап. Петра, то верный своему пламенному характеру, он по-прежнему обычно выступает вперед и часто говорит от лица всех или нескольких апостолов: по его предложению был избран двенадцатый апостол вместо Иуды; он за всех говорит в день Пятидесятницы; он осуждает Ананию и Сапфиру; он обличает Симона; он обращает ко Христу первого из язычников – Корнилия сотника и т. д.

Но еще яснее, чем в Евангелии – в Деяниях и Посланиях под­тверждается православное учение о том, что в Иерусалимской хри­стианской общине и вообще в век апостольский, как и при земной жизни Христа, не было и не могло быть никакого наместника Хри­ста, никакого князя апостолов. Не мог быть таким наместником и князем и Ап. Петр, как показывает вся история его отношений к другим апостолам. Вот несколько примеров.

Филипп – один из семи диаконов, проповедывал в Самарии и многих обратил ко Господу и совершил над обращенными таинст­во крещения. Но так как он был диакон, то он не мог совершить второго таинства, и для этой цели находившиеся в Иерусалиме Апо­столы послали к самарянам Петра и Иоанна, которые и возложили руки на крещенных, и они приняли Духа Святого (Деян.8: 12-17). Таким образом, Петр, наравне с Иоанном, исполняет поруче­ние Иерусалимского собрания, является простым делегатом апо­столов, что едва ли мирится с идеей его главенства. Трудно предпо­ложить, чтобы католические епископы на своих собраниях могли давать какие-либо поручения папе и посылать его куда-либо для совершения таинств.

Ап. Петр обратил ко Христу Корнилия сотника и бывших с ним; это был первый случай крещения язычников. Об этом узнали апо­столы и братия, бывшие в Иудее, и когда Петр возвратился в Иеру­салим, христиане из иудеев упрекали его в этом поступке; только когда апостол, в оправдание свое, рассказал чудесные обстоятель­ства указанного события, они успокоились, найдя, что он поступил правильно. (Деян.10: XI). Подобный же упрек, только в обратном смысле, получил Петр от Ап. Павла. В Антиохии Петр и Павел не чуждались общения с христианами из язычников; но когда прибы­ли из Иерусалима посланные Ап. Иаковом христиане из иудеев, то Петр «стал таиться и устраняться», опасаясь этих последних. Вме­сте с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Тогда Павел при всех сказал Петру: «Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» – Гал.2: 6-21. Такого рода упреки также едва ли мирятся с положением Ап. Пет­ра, как наместника Христа и князя Апостолов.

Наиболее ясным доказательством того, что Ап. Петр не был на­местником Христа и главою апостолов, служит Апостольский Со­бор, по образцу которого созывались и все последующие Соборы. В Антиохии возник спор, должны ли язычники, желающие принять христианство, исполнять Закон Моисеев. Антиохийские христиа­не не осмелились сами решить этот высокой важности вопрос, имев­ший значение для всей судьбы христианства. Они посылают Ап. Павла и Варнаву в Иерусалим к апостолам и пресвитерам, а не к «наместнику Христа и главе апостолов», хотя в это время Ап. Петр, несомненно, был в Иерусалиме. Там они были приняты Церковью, апостолами и пресвитерами и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела, и по долгом рассуждении, т. е. после того, как уже многие высказали свое мнение, произнес речь Ап. Петр, затем говорил Павел и Варнава и, наконец, в заклю­чение выступил Иаков и именно в предложенной им редакции со­ставлено было решение апостолов и пресвитеров со всей Церковью (Деян.15:1-31).

После Апостольского Собора 51 года ученики Христа разошлись во все концы мира с проповедью Христова учения. Всё, что сохра­нили нам об их деятельности новозаветные писания и древние пре­дания, доказывает с несомненностью, что никакой земной главы, никакого начальника или наставника среди них не было; никаких предписаний ни от кого они не получали и ни за какими советами или инструкциями ни к кому не обращались. Если же христиане времен апостольских всех мест и народов составляли всё же еди­ную, нераздельную Церковь Христову, то это потому, что их всех связывало единство неидимого, но всегда с ними пребывающего Главы-Христа, единство веры, единство таинств, единство благо­дати Духа Святого, одушевлявшее всех верующих.

Проходя с проповедью Евангелия по городам и весям, апостолы основывали всюду первые христианские церковные общины и ставили там епископов. Так, Ап. Петр, несомненно, основал Церковь в Антиохии и рукоположил там первого епископа Еводия. Был он и в Риме, где и скончался мученическою смертью. Но, по всей вероят­ности, еще раньше его был в Риме Ап. Павел, который, собственно, и является основателем Римской Церкви; он же, вероятно, рукоположил и первого Римского епископа Лина. («Православие и католичество». Протоиерей Николай Сахаров Париж 1926-1997).

Костер сооружен, – и роковое

Готово вспыхнуть пламя – всё молчит –

Лишь слышен легкий треск, и в нижнем слое

Костра огонь предательски сквозим.

Дым побежал – народ столпился гуще,

Вот все они – весь этот темный мир,

Тут и гнетомый люд – и люд гнетущий,

Ложь и насилье, рыцарство и клир.

Тут вероломный кесарь и князей

Имперских и духовных сонм верховный.

И сам он, римский иерарх, в своей

Непогрешимости греховной.

Тут и она, та старица простая,

Не позабытая с тех пор,

Что принесла крестясь и воздыхая

Вязанку дров, как лепту на костер.

И на костре, как жертва пред закланьем,

Вам праведник великий предстоит:

Уже обвеян огненным сияньем

Он молится и голос не дрожит.

Народа чешского святой учитель,

Бестрепетный свидетель о Христе,

И римской лжи суровый обличитель

В своей высокой простоте.

Не изменив ни Богу, ни народу,

Боролся он и был необорим. –

За правду Божью, за ее свободу

За всё, за всё, что бредом назвал Рим.

Он духом в небе – братской же любовью

Еще он здесь, еще в среде своих.

И светел он, что собственною кровью,

Христову кровь он отстоял для них.

О чешский край, о род единокровный,

Не отвергай наследья своего –

О доверши же подвиг свой духовный

И братского единства торжество.

И цепь порвав с юродствующим Римом,

Гнетущую тебя уж так давно,

На Гусовом костре неугасимом

Расплавь ее последнее звено.

Ф.И. Тютчев, 1870 г.: «Гус на костре».

 

18. О методах борьбы с сектантами

 

«Крестоносец»

«На встречу с еще одним противником западного влияния я ехала, дрожа от страха. Меня пугали, что во-первых, он чокнутый, во-вторых, может побить меня крестом.

– Благословите, батюшка… – сложила я руки.

– Православная? – удивился поп. – Дак это другой разговор…

Мамо Басили (о. Василий) – бывший священник Грузинской православной церкви. Он борется с заполонившими грузинскую землю «сектантами»: свидетелями Иеговы и баптистами. В разоренной войной стране они работали как гуманитарные организации: раздавали вермишель и тушенку, открывали школы и молельные дома… И, разумеется, вербовали адептов.

Посчитав, что негоже православной церкви якшаться с чужими религиями, в 95-м году, мамо Басили выступил по телевидению и призвал не брать у сектантов гуманитарку. Грузинскай Католикос, говоря мирским языком, наложил на о. Василия взыскание. Мамо Басили отлучил Католикоса от молитвы (поминание главы церкви – обязательная часть любого православного богослужения – авт.), заявив, что это, «неправославный патриарх». Синод выгнал о. Василия из священников. Он перешел в Греческую православную церковь. Вместе с ним ушло несколько сотен самых ревностных христиан.

Сколотив ортодоксально-православную банду, мамо Басили стал травить сектантов еще пуще. Именно – не пускать их на собрания. Свидетели Иеговы пытались снимать Тбилисский дворец спорта, филармонию, всевозможные помещения в других городах Грузии… Всюду их встречала орущая толпа фанатиков. Если конгрессы все-таки начинались – мамо Басили врывался внутрь и бил сектантов. Полиция стояла рядом – и будто ничего не замечала…

За семь лет мамо Басили со товарищи избил восемьдесят конгрессов иеговистов. Однажды ему стало известно, что в Тбилиси прибыл их контейнер – 12 тонн литературы. Соратники попа отбили груз… и сожгли его на кострах!

Грузинская газета «Резонанси» («Резонанс» – авт.) посмела написать о священнике что-то не то. Мамо Басили пришел к редакции… и заварил входную железную дверь электросваркой!!! Надо ли говорить, что популярность в народе у попа бешеная?!

- 10-го утром у меня была служба. И мой духовный сын (вокруг церкви о. Василия – настоящая служба наружного наблюдения – авт.) видел: стоят машины и нас фотографируют. Я дал задание: взять эти машины!

Мамо Басили вставляет кассету в видеомагнитофон. Всё, что происходит дальше, снято на пленку. Толпа верующих с ревом кидается к машинам. Две легковушки успевают дать по газам, одну блокируют. Вытаскивают троих сидящих в машине парней и волокут их к церкви.

Следующий кадр: парни сидят на кровати голые, мамо Басили вытряхивает из одежды рацию, баллоны с газом, удостоверения полиции. Следующий кадр: голых милиционеров снимает всё Тбилисское телевидение. Журналисты: «Кто вас послал?» Опера: «Коба Нарчемашвили» (министр внутренних дел – авт.).

Что делать с ужасным попом? Грузинские власти не знают. Арестовать его невозможно: на улице без охраны он не появляется. Послать отряд спецназа? Поднимется волна общественного мнения… «Молодец священник! – ржут тбилисцы. – Пусть к нам чужаки не суются!» («Комсомольская правда» 10.04.02).

Как прокомментировать эту статью?

Рано или поздно это должно было случиться, и не в одном экземпляре и не в одном месте. В церкви всегда находились ревностные служители, подобные Феодору Студиту, Максиму Исповеднику, протопопу Аввакуму. Если человек искренне верит, что существует Бог, вечность, истина, ад и рай, и Бог воздаст за ревность по спасению ближних своих, то человек должен приложить все силы по спасению ближнего, жертвуя даже своею жизнью – любым способом, совершенно невзирая ни на какие человеческие законы и конституции. Когда наступит вечность, не миллионы, а миллиарды будут вопиять, и с кровавыми слезами упрекать тех, кто знал истину: «Почему вы за волосы не тащили нас к спасению, почему вы не били нас? Это всё было бы забыто, но мы были бы спасены».

Конечно, это всё только при условии, что мы верим, что будет эта вечность, и человек с душою своею будет бесконечно, во веки веков гореть, гореть и гореть в аду, и это горение никогда, никогда, никогда не кончится. Если серьезно, не понарошку верить в это, то о. Василия нужно хранить всей Грузии как зеницу ока и тиражировать его по всему миру, по всем нациям и народам. И на его примере учить младенцев, чтобы дух его ревности воспламенял сердца православных. Так поступали все пророки. И не только так, но они, заварив входную дверь, уничтожали всех до единого сектантов. До единого. Если хотя бы один сектант вырвался, один еретик-иеговист спасся живым, то необходимо было тут же публично казнить полицейских и спецназ. 4Цар.9: 1 – «Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди. И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». И отворил дверь, и убежал. И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит. И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! И восстал Ииуй, сын Иосафата, сына Намессиева, против Иорама; Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского».

4Цар.10:18-30 – «И собрал Ииуй весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Ииуй делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала. И сказал Ииуй: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание. И послал Ииуй по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края. И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду. И вошел Ииуй с Ионадавом, сыном Рихавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Господних, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала. И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Ииуй поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося. Когда кончено было всесожжение, сказал Ииуй скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня. И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, — от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом».

Любимый в каждом православном народе, грозный пророк Илия вообще без вступительного слова расправлялся с еретиками и лжепророками. 3Цар.18: 38-40 – «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там».

За всю историю мира известен только один случай, когда люди живьем, вместе с женами, детьми, всем своим хозяйством и с домами сошли в ад. Это было дело не человеческой руки, не просто ревности Моисея или о. Василия, но действие Самого Создателя, Всемогущего Саваофа, Творца вселенной Иеговы. Числ.16: 20-50 – «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам [вместе] во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими. И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых. И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея. На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. И пришел Моисей и Аарон к скинии собрания. И сказал Господь Моисею [и Аарону], говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось».

Точно так же крушили и уничтожали идольские капища святые в Новом Завете. Святой Авраамий, Емилиан и другие (см. «Симфонию на жития святых»).

Все эти новозаветные святые действовали абсолютно равнозначно, один к одному, как и ветхозаветные пророки, но только не убивали собственноручно идолопоклонников и их жрецов. Но разрушение капищ происходило по их молитвам и даже дуновению, как у святой Татианы. В данном рассмотрении о. Василий поступает совершенно правильно, и он герой веры, как древний пророк, восставший над Грузией, возвысившийся до презрения временных человеческих законов и конституций.

Но это всё будет верным на сегодняшний день только при одном условии – без рассмотрения действий о.Василия во свете Евангелия и Деяний апостолов. Когда ученики Христовы решили поступить так же, то они вдруг услышали от Христа, что одобрения от Него не получат. Оказалось, что они еще не под влиянием Нового Завета, и ничего не поняли из того, для чего пришел Христос на землю. Лук.9: 51-56 – «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Откр.21:5 – «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны».

Это новое творится сегодня, и всюду и везде; на каждый ветхозаветный пример звучит: «А Я говорю вам…» – Мф.5:22-44. Ни один Апостол нигде не поступал так, как мамо Басили. Таких поступков не обнаружено ни в Писании, ни в предании у последователей Христа, кто действительно был рожден свыше, кто был исполнен Духом Святым, в ком жил Христос. Тогда тоже были иноверцы и еретики (Деян. 17 гл.). Апостол Павел не сокрушил жертвенник неведомому богу, но воспользовался им и перевел на свою сторону, и это было несравненно выше, как говорит св. Иоанн Златоуст, и делает такое сравнение: Давид, видя Голиафа, поразил его, Апостол же Павел берёт, как бы за волосы Голиафа и переносит на свою сторону, и направляет его для борьбы с филистимлянами.

Апостол Павел описывает свои страдания от гонителей, и притом постоянные, как жало в плоть. 2Кор.12:7, а это есть гонители, по слову Златоуста. И нигде, ни единого движения против них он не сделал. Случались наказания от Апостолов только по их молитве: ослепление, и даже умерщвление. Деян.5 и 13 гл. Апостолы напоминали другим о злых делах противников, но не более того. 3Иоан.1:9 – «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. 10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». 1Кор.5:5 –«Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

1Тим.1:20 – «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». На такие контрмеры, как поступали Апостолы Христовы, о. Василия явно не хватает, ни тогда, когда он был в Грузинской церкви, и ни сейчас, когда он перешел в греческую, не менее омертвелую церковь, чем обмирщенная Грузинская. Искушение решить столь важный вопрос, как уничтожение ереси таким способом как о. Василий было всегда чрезвычайно велико, и постоянно повторялось в течении двадцати столетий. Это и инквизиция католиков (борьба с еретиками, неугодными и ведьмами – около 12 млн. оборванных жизней), и как апогей всего подобного – «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского. Здесь описано, что когда приходит Христос, то кардинал-папа дает приказ арестовать Его и разъясняет Христу, что Он не нужен, и говорит Иисусу: «Мы исправили Твой подвиг… Мы царствуем без Тебя».

Метод о. Василия – это метод православных императоров, это фашистский метод патриарха Никона – уничтожение всех инакомыслящих («Святая» Русь без Христа, без Его учения). Страшно читать про то, что когда император Константин Великий (конечно же никогда и не бывший равноапостольным, но во многом превышавший в разумении истины тогдашних епископов) воцарился и объявил христианство государственной религией, то православные архиереи, чудом оставшиеся живыми от гонений, со следами страшных пыток, тут же, буквально на другой день пришли к самодержцу просить, чтобы он издал указ, по сути ничем не отличающийся от указов Диоклетиана: арестовать всех еретиков и сопротивников, и все капища разрушить насильственно.

Нельзя представить, как некрещеный царь произносит те же самые слова, что и Христос Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа» – Лк.9:55, как он тут же предложил: решить все эти вопросы на равных, за круглым столом, со своими противниками, учиться миссионерству, учиться вести диспуты на равных, и ничего друг на друга не придумывать.

Не трудно представить, что внутри себя почувствовали православные по отношению к императору. Бог дал человеку великий и страшный дар свободы, и она особенно неприкосновенна в вопросах веры. О. Василий должен заняться образованием своей паствы, иначе получит точно такое же отношение к себе. Надо догадываться, что эти сектанты-благотворители сумеют разъяснить своим слушателям подлинный смысл поступков о. Василия и его друзей-послушников: «Вот – православие во всей красе, они играют на низменных чувствах толпы, жаждущей зрелищ и новых амфитеатров». Они разъяснят, что сожженная литература, конечно же, была бы отдана им, и конечно же, там были Библии и Новые Заветы, и ревнитель-крестоносец будет показан как антихрист и войдет в историю как мракобес. Сегодня в разоренной войной стране вырвать кусок гуманитарного хлеба: тушенки и лапши-вермишели изо рта голодного? Поступки о. Василия сегодня видятся только так: кому-то очень выгодно плодить сектантов, и проводится тщательно разработанная акция оболванивания народа, подталкивания его к сектантам, как это было с попом Гапоном в 1905 году, или с бен Ладеном в Америке. О, если бы отец Василий принес всенародное покаяние в своих поступках по телевидению, перед патриархом Илией, перед народом и перед сектантами?! Но подобное с такими ревнителями, как правило, не происходит. О. Василий, начиная свою «миссионерскую деятельность» должен был бы сразу же примерить подобную смирительную рубашку от сектантов и прочих неправославных по отношению всех православных во всех странах по всей земле, а не только в Грузии. Как девиз, нужно помнить нам наказ Апостольского собора: Деян.15: 29 – «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

Московская Патриархия пыталась с изменением закона о пресловутых 20 годах пребывания вероисповедников на территории России, создать сложности с регистрацией сектантов. Удовлетворил президент просьбу патриархии. Но на деле получилось так, что первыми перерегистрировались именно сектанты, и даже тоталитарные и сатанинские. Теперь православные жмутся к президенту и его представляют верующим, воцерковленным и, конечно же, православным. Нужна всем просвириным связь с Зюгановым, с крепкой рукой предержащих, и чтобы они были, конечно же, только и единственно за Патриархию и только за Московскую; понимай, – сергианскую сталинско-бериевскую. И чтобы власти помогли громить сектантов через чёрные (чёртовы) сотни, душить их окаянных, а самим погружаться во тьму, как пишет Александр Нежный, православный писатель, понимающий в этом больше всех дворкиных – подстрекателей против сектантов. Борьба с сектантами возможна только через превосходство их по всем параметрам: в учении, в обучении этой истине всех, в активности, в благотворительности, в любви к Богу, к Слову Божию, к людям. И на обращение правителей нужно обращать внимание, но только не в подхалимаже, не в потакании властям, а через обличение их жадности, продажности, в преступности и людоедстве. Быть самим живыми воплощениями Христа.

Действия священника по гражданским законам уже уголовно наказуемы. Если государственная власть зарегистрировала баптистов и других «-истов», то этим самым они их «усыновила» - взяла под свою защиту. Власти во всех отношениях должно быть невыгодно то, что делает запрещенный священник. Его «миссионерская» деятельность - это мина замедленного и направленного действия. Чувство безнаказанности, когда закон не действует, разлагает души. Это было уже и в России: опричнина, разгул НКВД. Православные все эти уроки проходили. Православным не нравится, что их гонят на Украине, что они отнимают храмы друг у друга - уже не сектанты, а различные юрисдикции. Зло выборочно не бывает. Подручным священника всё время нужно быть в форме, разузнавать, где будет очередное собрание сектантов, в орбиту своего действия втягивать всё новых помощников, тем более сейчас, когда в Грузии присутствуют уже представители НАТО, т.е. те же самые баптисты. И не могут они не сообщать своим и в свою печать об этих эксцессах. Сегодня у подручных Василия срабатывает дикарская психология определения того, что есть хорошо. Хорошо, когда я отниму у соседа дом, корову, жену, плохо, когда сосед отнимет у меня дом, корову, жену. Первый этап деятельности дяди Васи скоро закончится, и начнется второй - рубиловка, в буквальном смысле уничтожение: снайперы, фугасы, отравления, похищения - и всё это во имя Христа. Это погружение во тьму уже закончилось, все их действия от начала до конца несут отрицательный, минусовой характер. Но, если его, этого ревнителя благочестия не поддерживают архиереи и священники открыто, то в большей части только потому, что страх потерять то, что они имеют - приход, теплое местечко, удерживает их. Но идейно не осуждая действия своего собрата-попа, они уже готовы из своей среды выдвинуть своего Торквемаду и Савонаролу, если этот будет ликвидирован. Мне приходилось несколько раз быть в грузинских храмах и встречаться с патриархом Илией II. Духовное образование в Грузинской православной церкви ничем не отличается от украинской и московской патриархии. Миссионеров, благовестников нет совершенно, ни одного - духовная пустыня, самая настоящая языческая страна. Народ утопает в суевериях, а тот, кто имеет веру, такую, какую принял князь Владимир, под старость лет забиваются в горы. Василий и его команда - «общество с ограниченной ответственностью» - достойные сыны, законные дети, а не подкидыши своей церкви. Таких очагов «ревности» в православии уже сегодня может быть несколько. Здесь совершенно нетрудно прогнозировать события. Это движение - от диавола, а он есть лжец и человекоубийца. Подобные примеры заразительны, ибо почва для распространения этой язвы благоприятна и в России. Это очень легко, без затруднений переходит в шовинизм, русофобию и юдофобию.

 

«Сектанты одолели! Караул!» –

Кричит священник в ужасе священном.

Воссел на паперти на самый «жидкий стул» –

Бомбардировщик от ножа чеченца.

Они – еретики, нахально лезут

На нашу каноническую плесень.

Мы против них крестов нальем железных,

Весь «Типикон» против сектантских песен.

Воздвигнем по границам крестный ход,

«Иконам чудотворным дать дорогу!»

Мы – не сектанты. Мы всегда в обход –

У президента выпросим подмогу.

Ударим в колокол набатный и тревожный,

Огнями свеч сумеем устрашить.

Мы обуздаем нехристей… Сдаваться нам не гоже,

«На заказной молебен последние гроши!»

За нас история, традиции и мощи,

И им ли с Библией без нашего преданья?

Мы как на небе днем еси и нощию

С подпиткой полнокровной и питаньем.

Но что же мало нас в непраздничные дни?

Куда вы подевались, прихожане?

Остались мы с псаломщицей одни –

Под ризами тюремные пижамы.

«Не слушайте сектантов, их гоните,

И не берите помощи от них!

Сам дать вам не смогу ни крошки и ни нитки,

Гуманитарных мы не дарим книг!»

О, батюшка, иди в ученики

К баптистам, иеговистам и мормонам.

И не считай чужие синяки,

Оставь все хлюпанья и аханья спросонок.

Сосуд с вином Священного Писанья,

Да с толкованием святых отцов!..

Сумеем стать не свиньями и псами –

Не запираться от сектантов на засов? 24.6.02 ИгЛа.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!