И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 5 страница
Изображение человека | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Размер рук | Большие руки | Компенсация ощущаемой слабости и вины | «Дом-дерево -человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] |
Большие руки в рисунках маленьких мальчиков | Интерпретируется как выражение силы | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Большие руки и ноги у мужчины | Грубость, черствость | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Преувеличенный размер | Символ агрессивных тенденций. Когда рисунок представляет родителя или воспитателя, акцентирование на руках может указывать на выраженную данным лицом или ожидаемую от него агрессию | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] Дж.Дилео[10] | |
Слишком крупные | Сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению | «Дом- дерево- человек» | Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Большие мускулистые | Признание приоритета силы, стремление стать физически сильным | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] К. Тейлор [35] | |
Длинные руки | Как признак | Наличие стремлений, амбиций | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] Л.М. Костина [13] |
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Желание побеждать, накапливать, направлять к окружающим | «Рисунок человека» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||
|
|
Желание чего-то достигнуть, приобрести, завладеть чем-либо
Мускулистые
Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 137
Изображение человека | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |||
Длинные руки | Сильные | Амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира | «Автопортрет» | Л.Д. Столяренко [34] Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] | ||
«Рисунок человека» | С . С . Степанов [32,33] | |||||
«Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] | |||||
Символизируют высокий уровень притязания, высокую самооценку и экстравертированность | «Автопортрет» | Н. Самоукина [28,29] | ||||
Сильные | Зависимость, потребность в опеке | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] К. Тейлор [35] | |||
Короткие руки
| Как признак | Тенденция к отступлению, обращенность внутрь, попытки тормозить импульсы | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||
«Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | |||||
Очень короткие | Отсутствие амбициозности и чувство неадекватности | «Автопортрет» | Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н. Самоукина [28,29] | |||
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |||||
«Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |||||
Согнуты | Отвержение | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Гибкость линий рук | Как признак | Соотносятся со степенью и спонтанностью активного внедрения в среду | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Расслабленные и гибкие | Хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |||
Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся | Хорошая социальная приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] |
138 Энциклопедия признаков и интерпретации в проективном рисовании и арт - терапии
|
|
Изображение человека | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Гибкость линии рук | Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами | Могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Не могут, по-видимому, считаться подлинным внедрением в среду. Такой способ изображения обычно связан с примитивными рисунками и характеризует в большей степени поверхностный и безэмоциональный контакт, нежели гибкое взаимодействие со средой | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Скованные | Предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность | «Автопортрет» | Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] | ||
Скованные, вяло опущенные вдоль тела | Замкнутость, нерешительность в общении | «Автопортрет» | Н. Самоукина [28,29] | ||
«Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||||
Вяло опущенные | Предполагают неэффективность | «Автопортрет» | Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] | ||
Положение рук | Вытянуты по бокам | Трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
|
|
Руки изображены близко к телу
Напряжение
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека
139
Изображение человека | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Положение рук | Вытянуты в стороны | Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] |
Повернуты в стороны, достающие что-то | Зависимость, желание любви, привязанности | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Стремятся по направлению к окружающему | Сильная потребность в принятии, социально блокированная робостью ребенка | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Разведены в стороны | Активное взаимодействие с внешним миром | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Широкие руки (размах рук, разведенные руки) | Интенсивное стремление к действию | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
«Рисунок человека» | К. Тейлор [35] С.С. Степанов [32,33] | |||
Расставлены в стороны | Экстравертность, общительность (с восьмилетнего возраста) | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Разведены, если пальцы при этом сжаты в кулаки | Открытый протест | «Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |
Подняты вверх | Признак агрессии | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Покоятся на бедрах («руки в боки») | Неосознанное намерение защищаться | Автор не установлен | ||
Скрещены на груди | Замкнутость, мнительность, уход в себя | «Дом-дерево-человек» | К. Тейлор [35] | |
Сложены на груди | Враждебность или подозрительность | «Дом-дерево-человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Прикрывают генитальную область | Тенденция контролировать свои сексуальные импульсы | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] |
140
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
| Изображение человека | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Положение рук | Рука, «застывшая» в области гениталий | Чаще всего ассоциируется с индивидами, склонными к навязчивому аутоэротизму. Это положение иногда рационализировалось как признак раскачивания рук при ходьбе | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
В карманах | Связываются с мастурбацией, с праздностью, возможно, со спрятанным в кармане оружием, такое изображение чаще всего наблюдается у преступников или психопатических молодых мужчин как выражение скрытности | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока | Уход от общения, негативизм, иногда аутизация | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
За спиной или в карманах | Чувство вины, неуверенности в себе | «Дом-дерево -человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
«Автопортрет» | Л.Д. Столяренко [34] | |||
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |||
Необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
Выражение уклончивости | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
За спиной | Испытуемый не уверен в степени его принятия окружением - конфликт порождается погружением в нарциссическую фантазию и самоизвиняющим компромиссом, заканчивается уклонением и маскировкой, которые характерны для него | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | ||
Желание контролировать злость, нежелание интерперсональных контактов | «Дом-дерево - человек» | Дж. Остер, П. Гоудд [19] | ||
За спиной в рисунках женских фигур, которые выполнены девочками (фигура часто одета в вечернее платье) | Стремление девочек, обкусывающих свои ногти, очаровывать | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 141
| Изображение человека | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Кисти рук | Нормального размера, детально проработаны | Признак благополучия в сфере общения | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] |
Пальцы сильно укорочены или отсутствуют | Недостаток общения, неумение общаться, иногда аутизация (с шестилетнего возраста) | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
Преувеличенный размер кистей, пальцев | Высокая неудовлетворенная потребность в общении (с шестилетнего возраста) | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
Пальцы в сочетании с экстравертной позой | Склонность к широким, но формальным контактам (с шестилетнего возраста) | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |
В кисти руки нет гибкости | Недостаточная профессиональная адаптация | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Очертания кистей нарисованы расплывчато или затемнены | Недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность или же и то и другое | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Их сокрытие | Вина и недостаток доверия | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Ладони | Крупные, большие | Признак деятельного, взрывного характера | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] Дж. Остер, П. Гоулд [19] |
Слабо прорисованные | Недостаточная контактность, ограниченная сфера общения и низкая продуктивность в занятиях практической деятельностью | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Пальцы | Тщательно прорисованные | Способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] |
Отделены (обрублены) | Вытесненная агрессия, замкнутость | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Без ладоней | Грубость, черствость, агрессия | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Без изображения кистей рук у взрослых | Расценивается как признак инфантильной агрессии. Такие пальцы чаще всего рисуются одного размера, с сильным нажимом и в сочетании с другими регрессивными и примитивными чертами рисунка | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
1 42 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!