II. Изучение нового материала.



– Прочитайте в учебнике слова Кота. Даже если мальчик научится фотографировать так, чтобы все четко получалось, даже если не надо будет объяснять, кто есть кто на фотографии – это еще не будет означать, что он освоил такое сложное дело, как фотография. Главное и на фотографии, и на рисунке, и в живописном произведении – ощущение жизни, ее живой пульсации, впечатление движения, дыхания, света, звуков, аромата окружающего мира.

– Слово «натюрморт» переводится как «мертвая природа» («морт» – мертвый, «натюр» – натура, природа). Каждый художник стремится к тому, чтобы то, что он изображает, из мертвой природы превратилось в живую, то есть создающую впечатление движения и звучания.

Учащиеся читают произведение по цепочке.

– Подтвердите, что на картине, о которой рассказывает поэтесса, все наполнено жизнью – то есть движением и звуками. (Кланялись, качались, резвились, носились, играли, а также выражение «ходило ходуном».)

– Обратите внимание на заложенный в описании картины парадокс: картина – это изображение на плоскости, и все, что там изображено, не может находиться в движении. Почему же автор пользуется именно такими словами – названиями действий? Разве художник может изобразить так, чтобы мы увидели движение? (Нет, не может!)

– Сходите в «Музейный Дом». Вспомните картину художника Ван Гога «Церковь в Овере». Как художник изобразил на картине движение? (Прерывистые черточки, которыми испещрена дорога, создают оптический эффект движения.)

После «Музейного Дома» снова возвращаемся к стихотворению.

– Вы убедились в том, что на картине может быть изображено движение? Подтвердите, что на картине, о которой рассказывает поэтесса, все наполнено жизнью, то есть движением и звуками.

– Найдите подтверждение тому, что на картине, описание которой дается в стихотворении, все наполнено не только движением, но и звуками. (Последняя часть.) Трудно ли, с вашей точки зрения, написать такую картину, которая создает впечатление звучащей? (Да.)

– Возвратитесь в «Музейный Дом» и найдите там храм Василия Блаженного – на фотографии и на картине художника Аристарха Лентулова. (На фотографии изображен знаменитый Покровский собор, который находится на Красной площади в Москве. Одна из его семи церквей носит имя святого – юродивого Василия Блаженного. По имени этой церкви и весь собор традиционно называют «Василий Блаженный».)

– Найдите в «МузейноУрок 63
О. Дриз. «Игра»

Цель: учить читать стихотворение, анализировать состояние главного героя.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:

Осип охрип, Архип осип.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся читают произведение по цепочке.

– Мир откроет нам свои тайны и секреты, если мы научимся двум вещам: внимательно относиться к окружающему миру (наблюдательности) и фантазировать (искусству воображения).

– Вам понравилась игра, в которую играет герой (или героиня) этого стихотворения? Вы сами когда-нибудь так играли? (Свободные высказывания детей.)

– Почему герой видит каждый раз не одну и ту же картину, а разные? (Во-первых, герой смотрит каждый раз в разные места, на разное. Во-вторых, даже если смотреть на одно и то же место, находящееся на улице, на природе, оно будет меняться: сначала грузовика еще не было, потом он появился, а затем он проехал; вот на травинку сел мотылек, а через какое-то время он улетел.) А можно ли, не закрывая глаз, видеть все новые и новые картины? А с закрытыми глазами это возможно? (Нет.)

– Проведем маленький эксперимент. Все закройте, пожалуйста, глаза. Постарайтесь представить... что на улице идет сильный снег. Получилось? Глаза не открывайте! А теперь представьте, что небо голубое-голубое, на улице яркое солнышко, началась весна, бегут ручьи. Снова получилось? Открываем глаза.

– Так возможно ли с закрытыми глазами видеть все новые и новые картины?

III. Итог урока.

– С каким произведением познакомились? Кто автор? Что запомнили больше всего?

м Доме» фотографию храма Василия Блаженного и картину Аристарха Лентулова, на которой изображен этот же храм. Сравните фотографию и картину. Какова цель художника в создании картины? (Цель художника была не в том, чтобы фотографически точно изобразить этот храм, но в том, чтобы передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма.) Удалось ли художнику передать, что храм состоит из башенок? Что они разной высоты? (Да, удалось.) Видно ли, что купола разноцветные и пестрые? Есть ли впечатление, что звонят колокола? Может ли художник создать впечатление звука? (Художник может создать такое впечатление.)

III. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились? Кто их автор

 

 

Урок 64
С. Козлов. «Когда ты прячешь солнце,
мне грустно»

Цели: уточнить понятие «воображение»; учить представлять (воображать) картины литературного произведения; показать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:

Не хочет косой косить косой, говорит: коса остра.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!