Каноническое право и пастырское богословие, как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы)



История науки Пастырского богословия учение о пастырском служении существует в Церкви Христовой от дней ее основания. В Священном Писании (особенно в Евангелии и в Апостольских посланиях) изложены сущность пастырства, его задача и назначение.

Основы пастырского учения, изложенные в Священном Писании, во всей полноте раскрыты в творениях свв. отцов. Священное Писание и творения свв. отцов — это два источника, почерпая из которых, можно постигнуть истинное учение о пастырстве.

Основываясь на примере и учении Пастыреначальника — Христа Спасителя, свв. Апостолов и свв. отцов, наука Пастырское богословие раскрывает идеал пастырского служения, показывает его высоту, святость, указывает средства к достижению достойного служения, говорит и о трудностях пастырского служения и средствах к преодолению их.

Пастырское богословие ставит перед собой задачу создать в душах изучающих этот предмет то настроение, которое должен иметь пастырь при совершении своего служения. При этом необходимо помнить, что любая богословская наука, в том числе и Пастырское богословие, предлагает только руководство, следуя которому, кандидат в пастыри или пастырь могут правильно и плодотворно направить свою религиозную жизнь.

Как специальная дисциплина в Духовных школах Пастырское богословие появилось сравнительно недавно. Долгое время Пастырское богословие не было самостоятельной дисциплиной и входило в состав других предметов.

В программах духовных семинарий нет самостоятельной дисциплины Пастырского богословия, так как еще устав 1867 года предписал соединить эту науку с Каноническим правом — так составился новый предмет Практическое руководство для пастырей, который изучается и поныне в семинариях, включая в себя многие вопросы Пастырского богословия.

Задания науки канонического права заключается в том, чтобы построить систему этого права, выявить первоосновы его становления и развития и показать практическое применение в богословской теории и практике. Говоря простыми словами показать происхождение и развитие церковного права, указать, что составляет его неизменное основание, чтобы посредством юридической логики и законов истории установить критерий для суждений о том, насколько что-либо существующее в церковном устройстве может, смотря по местным обстоятельствам, изменяться.

Итак, задача науки канонического права включает в себя, во-первых, восстановление исторического процесса формирования действующего церковного права одновременно с историей развития церковных институтов;

во-вторых, изложение норм права, в основу которого должны быть положены не какие-то абстрактные схемы, рационалистически выводимые из априорных принципов, а та норма или догма права, которая совпадает с положительным законодательством древней церкви — правилами апостолов, соборов и отцов церкви;

в-третьих, освещение действующего сегодня положительного права отдельных поместных церквей;

в-четвертых, критический анализ современного церковного устройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с другой — реальные потребности современной жизни.

Что же касается метода нашей науки, то, как справедливо отмечает профессор А. С. Павлов, «наилучшим должен быть признан метод историко-догматический... Мы должны восходит к истомным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического развития, постоянно и точно отличая то местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего своего вида».

В этом генетическом процессе право церкви предстает перед нами как живое, со своей историей, жизненными коллизиями, с собственным неповторимым характером. Прослеживая за этим процессом, мы должны постоянно иметь в виду связь церковного права с самим существом церкви, с догматическими основами церковно-юридических институтов. Именно эти основы должны служить пробою для положительного права. «С точки зрения этих основанный, — объясняет профессор А. С. Павлов, — открывается то, что составляет существенное зерно каждого церковно-юридического института и что есть только внешняя его оболочка, изменяющаяся со временем и не требующая постоянного и твердого вида». Такой универсальный метод явно покажет исследователю, что следует признавать в праве церкви существенным и неизменным, а что — случайным и несущественным, и как далеко можно заходить в церковных преобразованиях и реформациях, оставляя неизменными саму сущность церкви как богоданого института, ее учения и ее право.

Практическое богословие (психология, педагогика, миссиология, катехетика, диакония) как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы)

«Практическая теология» или «Практическое богословие» — научная богословская дисциплина, изучающая человеческое действие в мире, в том числе: практики Церкви, социальное действие и различные формы самореализации человеческой личности. Задача данной научной дисциплины – церковно-богословская оценка человеческого действия в мире. Методология практического богословия основывается на соотнесении всякого человеческого действия с учением Церкви, и с церковным действием, т.е. действием, осуществляющемся как церковное служение, имеющее церковно-иерархическое (пастырское) основание. Практическое богословие является самостоятельной научной дисциплиной в системе богословской науки, со специальной терминологией, своей предметной областью, принципами и методами исследования.

Практическое руководство для пастырей – богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право и имеющая задачей выеснить нравственные начала и систематически изложить церковно-гражданские постановления, которыми должен руководиться правосл. свящ. в своей пастырской деятельности. Руководство наз. практическим не в смысле изложения правил житейской мудрости, а в смысле указания способов к осуществлению новозаветного пастырского идеала при современных условиях жизни. Поэтому, из неё исключены все вопросы чисто литургического или богослужебного свойства, составляющие предмет особой науки, литургики.

Практическое богословие как научную дисциплину следует отличать от практического направления в богословии в целом. Она как отдельная научная дисциплина, наряду с пастырским и нравственным богословием, составляет основу практического направления в богословской науке[2]. Эта дисциплина не только дает возможность познакомиться с различными формами актуализации церковной жизни и теорией христианского действия, но и предполагает их историческое изучение и систематизацию.

«Практическое богословие» неразрывно связано с двумя другими практическими дисциплинами в научном богословии — «Пастырское богословие» и «Нравственное богословие». Оно образует вместе с ними единую систему знаний, для которой именно «Пастырское богословие», как научная дисциплина является основной и определяющей базовые принципы и методы всей области в целом.

Специфика практического богословия обусловлена взаимодействием Церкви и мира, что подразумевает применение как богословских методов, так и методов социальных наук, и изучение вопроса об их применимости в богословском исследовании.

Цель изучения дисциплины «Практическое богословие» — дать систематическое представление о научном практическом богословии, в том числе:

1. о соотношении систематического, исторического и практического подходов в богословской науке, специальной терминологии, принципах и методах исследования в практическом богословии, об изучении христианского действия в мире, т.е.

2. основных практических формах актуализации церковной жизни и специфики церковной деятельности в целом, а также

3. об основных подходах к богословскому осмыслению и церковной оценке различных форм социальной активности и самореализации человеческой личности.

Структура.

I. Понятие о церковной деятельности, ее история и современное состояние.

II. Практическое богословие как наука.

III. Богословские основания церковно-практического служения.

IV. Способы и организация церковно-практического служения.

V. Система практического богословия.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!