Риски и шансы расстановки с фигурами



Опасности расстановки с фигурами и ошибки, которые здесь можно допустить, в основном те же самые, что и в расстановке с группой:

• терапевт начинает работать при отсутствии у клиента настоящей готовности и силы;

• он руководствуется схемами, которые не дают ему увидеть инако-вость и новизну каждой расстановки;

• он работает со слишком большим количеством информации или у него нет решающей информации;

• он руководствуется визуальными шаблонами и ассоциациями и потому не входит в резонанс с душой.

166

Решающим недостатком по сравнению с расстановкой в группе является то, что часто только совершенно неожиданные высказывания заместителей позволяют терапевту проникнуть в динамику системы. Например, не всегда уже по констелляции бывает видно, что один член системы хочет уйти вместо другого, и лишь высказывания заместителя, может быть, на это укажут. Если у терапевта есть такое предположение, в группе ему легче его проверить, тем более что часто очень важные указания на верность подобных предположений дает энергия и участие наблюдающих расстановку членов группы.

Но эта трудность работы с фигурами по сравнению с расстановкой в группе не является фундаментальной. Ведь и в группе динамика, существующая в групповой душе клиента, раскрывается не исполнителями ролей, а душой клиента. Так, и на индивидуальной сессии существует переживание «силы», которая становится ощутимой, если предположение обнаруживает что-то реально существующее.

Последним критерием остается соответствие истине и соприкосновение терапевта и клиента, которое и в расстановке с фигурами тоже часто бывает удивительным. Терапевт видит решение, когда оно появляется, в непосредственном восприятии клиента. Восприятие означает принятие того, что становится явным, появляясь из скрытого. Древнегреческое значение слова «истина» — это «нескрытость». Разрешающее обычно приходит неожиданно и трогает душу, оно приходит тихо и служит действию и миру. Оно воздает должное и идет на пользу всем членам системы.

Как и расстановка в группе, расстановка с фигурами — это тоже шанс, особенно в тех случаях, когда консультант или терапевт чувствует, что ему пока не по плечу групповой процесс. Без ясного взгляда, точного восприятия и определенного руководства со стороны терапевта расстановка в группе тоже может приобрести собственную динамику, уже не соответствующую системе клиента. Кроме того, расстановка с фигурами позволяет избежать опасности слишком сильного привнесения заместителями собственной проблематики. Правда, здесь и меньше возможностей для коррекции предварительных суждений и «слепоты» терапевта. Кроме того, в индивидуальном сеттинге терапевт более подвержен сильному «затягиванию» со стороны клиента.

Работа с фигурами и работа души

В расстановках в группе заместители «резонируют» с душой расставленной системы. Фигуры на это не способны. Они остаются про-

167

сто предметами, чем-то представляюще-изобразительными. (Фигуры не нужно просить снова выйти из их ролей.)

Расстановкой с фигурами можно ограничиться как работой с образами. В первые годы я так и поступал. Работа с фигурами создавала визуальный мост, наглядно показывала то, о чем шла речь. Это метод, позволяющий делать много косвенных внушений. И часто одно это уже очень помогает. Но расстановка с фигурами способна на большее. Удивительно, как быстро она создает для души пространство, в котором «колеблется» групповая душа, так что клиент и терапевт могут войти с ней в резонанс. Ведь расстановочная работа — это не только работа с образами, она так глубоко волнует и трогает, поскольку дает образам «пространство». «Пространственные образы» отличаются от «плоских» не только тем, что создают правильное измерение для отношений, но прежде всего тем, что из них может «возникнуть» нечто с трудом поддающееся описанию, что ускользает от простого рассмотрения. Они создают что-то вроде «поля колебания».

Таким образом, в расстановке с фигурами клиент и терапевт не в фигурах, а через фигуры входят в резонанс с групповой душой и ее динамикой. В то же время расстановка с фигурами облегчает терапевтический процесс, протекающий «снаружи», и выводит из «сокровенности» мыслей и представлений. Она ближе к действительности, что просто обсуждение происходившего.

Разумеется, поразительно глубокий контакт в работе с фигурами возникает не только благодаря расстановке. «Колеблющееся» связано со словом: со словами, что-то верно передающими, со словами, создающими ясность, со словами, отражающими переплетение, и словами, его развязывающими, со словами любви и силы. А глубокое соприкосновение проявляется в жестах, телесном выражении душевного движения.

Работа с фигурами оказывает глубинное действие лишь в том случае, если, выходя за пределы образного, она переходит в область «полей отношений» и их сил и открывается для освобождающих и целительных диалогов и жестов.

О методической ценности расстановки с фигурами

Кто обладает пониманием глубоких процессов в семейных системах и в душе, тот и без расстановки в группе или с фигурами может работать и находить решение, опираясь только на знание о существенных событиях и судьбах, в глубоком резонансе с душой ищущего по-

168

мощи и в поиске «постижения». (Постижение — это, по сути, проясняющий сознание процесс транса.)

Но обычно какой-нибудь метод облегчает и терапевту, и клиенту восприятие существенного и важного. Он фокусирует информацию, структурирует процесс и концентрирует внимание. С помощью метода расстановки клиенту и терапевту легче убедиться, что они идут одним путем, открываясь в дороге навстречу тому, что хочет проявиться из скрытого. Они действуют вместе, в том «месте», где находится душа клиента, и не дольше, чем это нужно для решения. Пройдя расстановку с фигурами, с помощью образа-решения клиент берет что-то «домой», что продолжает действовать в его душе и часто лишь со временем раскрывается по-настоящему.

Это сродни воздействию театральной пьесы. Она может захватить уже при чтении. Но все же постановка в театре — это в большинстве случаев более глубокий и впечатляющий опыт, пока она отражает суть пьесы, действительности, служит облагораживанию зрителя и «верно» играется.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!