Шапирограф или гектограф из бумаги, изобретенный инж. Шапиро



Он состоит из длинного листа толстой пропускной бумаги, пропитанной жидким раствором из клея, воды, аммиака, сахара и глицерина, высушенный и намотанный на два валика (вроде катушек). Составные части раствора берутся в следующих пропорциях: 4 светлого столярного клея, 5 холодной воды (отварной или дистиллированной), 3 аммиака, 2 сахара и 8 глицерина. Клей размачивают в воде и аммиаке до тех пор, пока он не сделается мягким, затем при нагревании совсем растапливают, после чего прибавляют сахар и глицерин и доводят смесь до кипения. Хорошо размешав смесь, ее наносят в горячем состоянии при помощи щетки на пропускную бумагу в таком количестве, чтобы бумага была насквозь пропитана ею и еще покрыта легким слоем. После того как обработанная таким образом бумага пролежит 2-3 дня, она готова к употреблению. При употреблении копировальную бумагу смачивают водой при помощи губки или кисти, чтобы она оставалась влажной в течение 1-2 минут. Затем накладывают на нее лицевой стороной вниз письмо, рисунок или чертеж, подлежащие копированию и исполненные соответствующими чернилами для гектографа, и прижимают их ладонью руки или резиновым валиком. По истечении одной минуты снимают письмо или рисунок, накладывают на копировальную бумагу чистый лист бумаги, на который нужно перевести письмо или рисунок, и слегка прижимают. Таким образом можно сделать несколько оттисков, один за другим. Как только копировальная бумага станет сухой и крепкой, что случается после снятия нескольких копий, ее снова нужно смочить водой. По прошествии 24 часов она снова готова к принятию нового оттиска и к передаче его на другую бумагу.

Удаление старого письма с гектографа

Приготовляют жидкость из 90 воды и 10 соляной кислоты. Этой жидкостью смачивают белую тряпку и проводят ею по гектографу. Если поверхность гектографа стала неровной и шероховатой, то ее обливают спиртом и поджигают его. После охлаждения масса снова готова к употреблению. Вместо соляной кислоты можно с еще большим успехом употреблять смесь из столового уксуса и воды или очень разбавленную уксусную кислоту.

Гектографские чернила

Гектографские чернила представляют собой густой раствор анилиновой краски, посредством которой можно получить, при помощи гектографа, массу отпечатков. Главную роль здесь играет глицерин, препятствующий быстрому высыханию чернил.

Черные чернила. 10 нигрозина, 90 воды, 10 глицерина.

Красные чернила. 10 фуксина, 10 спирта, 10 глицерина, 70 воды.

Синие чернила. 10 синего анилина, 15 спирта, 10 глицерина, 80 воды.

Фиолетовые чернила. 10 метилфиолета, 5 глицерина, 70 воды или 10 метилфиолета, 8 20% уксусной кислоты, 4 глицерина, 70 воды.

Зеленые чернила. 10 индиго-кармина, 10 пикриновой кислоты, 30 спирта, 10 глицерина, 80 воды.

Штемпельные краски и подушки

Штемпельная краска должна давать чистые, ясные отпечатки и не должна высыхать на штемпеле. Она делается разных цветов, но самая употребительная фиолетовая.

Фиолетовая краска: 10 метилфиолета, 3 гуммиарабика, 1 глицерина, 2 воды. Гуммиарабик растворяют в холодной воде и смешивают с глицерином. Краску в порошке кладут в плоскодонную фарфоровую ступку и растирают фарфоровым пестиком, прибавляя постепенно гуммиарабик с глицерином.

Черная краска: 10 нигрозина, 3 гуммиарабика, 1 глицерина, 2 воды.

Красная краска: 10 фуксина, 3 гуммиарабика, 1 глицерина, 2 воды.

Невысыхающая подушка для штемпелей. Для приготовления такой подушки 30 - 40 глицерина насыщают какою-либо легко растворимою анилиновую краскою, напр., метилфиолет. Затем растворяют в нем 10 столярного клея, предварительно размоченного в воде в течение суток, и полученную массу выливают в жестяной ящик. После охлаждения массу обтягивают редкой кисеей и получают подушку, которая будет постоянно пропитана краской и достаточно влажна, так как глицерин имеет свойство притягивать влагу из воздуха. Когда поверхность массы сильно сотрется, то подушку можно переплавить и вновь употребить в дело. Если подушка долго не употреблялась в дело и несколько затвердела, то ее следует смочить несколькими каплями теплой воды.

Кальки для чертежей

Калька коленкоровая делается из батиста, крахмалится особым клейстером и гладится горячим утюгом или пропускается через горячий голандер. Клейстер приготовляется след. образом: берут 10 рисового крахмала, обливают его в горшке холодной водой и размешивают до получения массы густоты сметаны. Затем прибавляют, при постоянном помешивании, крутой кипяток (лучше всего из кипящего ключом самовара) в таком количестве, какой густоты желают получить клейстер. Когда клейстер заварится, т. е. сделается прозрачным, к нему прибавляют немного ультрамарина (синька) и несколько капель формалина.

Карандаши для писания

Химические карандаши

Приготовляются из анилиновых красок в соединении с графитом. Самый распространенный цвет - фиолетовый, для которого употребляют анилиновую краску метилфиолет. Для твердости к смеси прибавляют каолин в порошке. От пропорции составных частей зависит твердость карандаша, которая обозначается номерами или литерами.

Мягкие Средние Твердые

Краска ........ 50 46-30 25

Графит ........ 38 34-30 25

Каолин ........ 15 20-40 50

Эти вещества мелко растирают, затем увлажняют небольшим количеством воды, прессуют в виде палочек, сушат и обделывают кедровым деревом.

Цветные карандаши

Сначала приготовляют массу из 8 церезина, 6,5 карнаубского воска, 5 японского воска и 10 талька. Затем прибавляют краски: для синего карандаша берут 2,5 берлинской лазури, для красного – 3 искусственной киновари. Расплавляют смесь восков, примешивают краску и тальк, после чего массу выливают в формы.

Литографские карандаши

32 желтого воска, 4 топленого бараньего сала и 24 белого марсельского мыла расплавить в кастрюле; когда серый пар станет белым, снять с огня и прибавить 1 селитры, растворенной в небольшом количестве воды; раствор селитры приливать кипящим, сначала по каплям, а затем постепенно все больше и больше. Примешав всю селитру, снова поставить на огонь, сбивая подымающуюся пену железной лопаточкой; варить, пока раскаленный докрасна конец железной палочки не воспламенит смеси; удалить с огня и дать гореть 1 мин, если смеси около 2 кг (при меньшем количестве пропорционально меньше); потушить пламя крышкою, которую тотчас же снять, чтобы дать испариться дыму, после чего мешать лопаточкой- пламя снова появляется (если нет, зажечь, как прежде), дать гореть еще 2 мин, потушить (если на поверхности осталась пена, то зажечь еще на 1 мин) и через несколько секнуд прибавить понемногу 7 голландской сажи, мешая, пока не будет комков. Поставить на огонь, варить около 1/4 часа. Сняв с огня и дав немного остыть, налить в форму и, пока масса еще не вполне охладела и отвердела, обрезать излишек. Обрезки сплавляются с полученною в следующий раз свежей массой.

О. СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА И МАЗИ

Еще недавно среди разнообразных сортов смазочных масел можно было встретить только растительные и животные жиры. В настоящее же время, когда научились очищать минеральные масла от вредных примесей, очищенные минеральные масла стали вытеснять все другие. Причины этого явления лежат не только в дешевизне минеральных масел, но и в целом ряде других их преимуществ. Минеральные масла стойки при хранении, могут быть приготовлены любого удельного веса и вязкости. Минеральные масла поступают в продажу под разными названиями, как-то: веретенное масло, машинное, цилиндровое, газовое и соляровое.

Для повышения смазочной способности к минеральным маслам иногда примешивают, хотя и в сравнительно незначительных пропорциях (5-25%), разные растительные и животные масла. Такие масла известны под названием масел компоунд. Не указывая особенностей минеральных смазочных масел, вырабатываемых заводским массовым путем, мы даем ряд рецептов разнообразных смазочных смесей, применяемых в указанных случаях.

Машинные масла и мази

Консистентные машинные масла

Известные больше под названием машинных мазей, употребляются главным образом для смазки шестерен, зубчатых колес, цепей и т. п. трудно доступных машинных частей. Они очень экономичны в расходовании, так как при остановке машины быстро затвердевают. Чаще всего консистентные мази представляют собою коллоидальные растворы известковых или натронных мыл, жиров, жировых и смоляных кислот. Они содержат в себе не более 1-5% воды и столько же зольных веществ. Как видно из нижепомещенных рецептов, для приготовления консистентных мазей употребляют самые различные материалы. Для мазей высшего сорта не следует употреблять отбросов жира. Нейтральным жирам нужно отдать предпочтение перед жировыми кислотами, так как жировые кислоты скорее омыляются. При употреблении жировых кислот приходится прибавлять больше минерального масла. В качестве извести употребляют лучший сорт ее - жженый мрамор, свободный от песчинок. Изготовление консистентных мазей производится в нагретых паром котлах, причем для некоторых целей требуется применение перегретого пара. Для растирания мазей до их охлаждения требуется иметь котел с рубашкой для охлаждения водой. Кроме того, требуется иметь вальцовку для выравнивания массы в случае образования в ней комков. Процесс изготовления консистентных мазей в общих чертах состоит в следующем: в котле производят омыление жира или жировой кислоты с прибавлением половины пропорции минерального масла. Известковое молоко наливают в вышестоящий сосуд, откуда оно через сито льется в нагретую до 80° Ц смесь. Перед прибавлением известкового молока или щелока пускают в ход механическую мешалку, которая должна действовать во все время процесса омыления. Когда омыление наступит, прибавляют, при частом размешивании, остальное минеральное масло, нагретое до 80-90° Ц. Наступившее омыление узнается по тому, что вынутая и охлажденная проба, при надавливании на нее пальцем, не выпускает из себя больше масла или водянистой жидкости. После прибавления остатка минерального масла размешивают дальше до получения однородной массы, оставляют в покое в течение 5-6 час, хорошо прикрыв, а затем сливают из крана у дна котла осадившуюся воду. Омыленную массу спускают из котла в другой котел, охлаждающийся водой, и в нем размешивают до охлаждения массы до 85-90° Ц. Затем оставляют в покое и дают массе затвердеть. Если в мази окажутся комки, ее пропускают через вальцы. Иногда мази окрашиваются анилиновыми красками, которые растворяются сначала в небольшом количестве нагретого веретенного масла и прибавляются после того, как влито все минеральное масло. Руководствуясь всеми этими указаниями, можно по следующим рецептам изготовить очень хорошие консистентные мази.

16 репного масла, 4 олеина, 3 гашеной извести, 3 натронного щелока в 40° Б., 74 веретенного масла.

18 кунжутного масла, 3 шерстяного масла, 4 олеина, 3 гашеной извести,5 натронного щелока в 36° Б., 67 веретенного масла.

15 репного масла, 5 жженой извести, 2 натронного щелока в 36° Б., 78 веретенного масла.

6 конского жира, 6 сала, 3 пальмового масла, 5 жженой извести, 1 натронного щелока в 40° Б., 79 веретенного масла.

15 репного масла, 5 канифоли, 5 олеина, 5 гашеной извести, 1 натронного щелока в 30° Б., 69 веретенного масла.

11 репного масла, 4 сала, 1 смолы, 1 олеина, 4 жженой извести, 3 натронного щелока в 30° Б., 76 веретенного масла.

20 очищен, горного воска, 72 веретенного масла, 8 натронного щелока в 36° Б.

15 горного воска очищ., 10 нефтяной кислоты, 65 веретенного масла, 10 натронного щелока в 24° Б.

20 ворвани, 5 олеина, 5 жженой извести, 3 натронного щелока в 24° Б., 67 веретенного масла.

Для окраски следует считать на 100 кг жира 20-25 г хинолиновой желтой или красного Судана G (анилин, краска для жиров) - для чисто желтого цвета и 30 Судана II-для оранжевого цвета.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!