Традиции классической поэзии в творчестве В. Ходасевича



Изображение непоэтичности жизни, трагического и противоречивого бытия в формах классической поэзии (сб. «Путем зерна»). Стремление увидеть сквозь неуря­дицы жизни «неслышную симфонию». Тема Орфея в хх столетии. Новые экзистенциальные тенденции в сб. «Европейская ночь».

Влияние поэзии Г. Державина, Ф. Тютчева, Е. Бара­тынского на творчество В. Ходасевича. Использование классических жанров (стансы, послания, притчи, раз­думья), стремление сохранить гармонию стиха - харак­терная особенность поэзии В. Ходасевича.

Проза Ходасевича (общая характеристика повестей «Державин» И «Жизнь Василия Травникова»).

Ходасевич - мемуарист и историк литературы (сб. «Некрополь»).

Традиции Н. Гумилева, С. Есенина и В. Маяковского в творчестве А. Несмелова

Романтические герои ранних сборников А. Несмелова («Кровавый отблеск». Тема омещанивания жизни. Критика либерализма и слабости русской монархии как причины

35


революции (сб. «Без России» и «Полустанок». Тра­гедия русского рассеяния, теряющего национальные кор­ни («Уезжающий в Африку или ... », «Ламоза», «Потомку» И др.), религиозные темы в сб. «Белая флотилия».

Преломление традиций Гумилева (герои), Есенина и Маяковского (краски, метафоры) в поэзии А. Несмелова.

Московская традиция в поэзии М. Цветаевой Определение «московской традиции» в статье М. Цве­таевой «Эпос и лирика современной России. Владимир Маяковский и Б. Пастернак».

Трансформация романтического образа вольности в образ свободы-отравы в книге стихов «Лебединый стан». Противостояние лирической героини и революционной стихии. Темы самозванства, невинной крови. Символика белого и черного.

Интимная лирика 1920-х гг. Любовные драмы в поэзии М. Цветаевой.

Трагический образ мятущейся героини (сб. «Психея», «Ремесло»). Ее максимализм и романтическая устремлен­ность. Тема внутренней неустроенности. Образ России.

Пушкинская тема в стихах и прозе Цветаевой (общая характеристика).

Ощущение трагедии надвигающейся мировой войны в цикле стихов о Чехии.

Своеобразие поэтики Цветаевой: страстность и пре­дельный лиризм стихов; гиперболизация чувств. Разрыв с классической традицией, творческое освоение тради­ций Б. Пастернака и В. Маяковского: синтаксические и ритмические особенности поэзии Цветаевой. Лексика, звукопись. Использование московского просторечия и фольклорных образов.

Дискуссия о путях развития современной поэзии (В. Ходасевич, Г. Адамович).

Г. Иванов - реформатор поэзии

Полемика В. Ходасевича (сохранение традиций классической поэзии, пушкинской гармонии) и Г. Адамовича (кризис культуры и разложение личности должны найти адекватные формы отражения) 1927-1937 гг. о путях развития русской поэзии. Книга Г. Иванова «Распад атома» - манифест «новой» поэзии: нужно найти новые

36


 

способы рассказа о жестоком современном мире абсурда, упростить поэтические средства «изжить» из поэзии «поэзию» В том ее понимании, которое было характерно для ХIX в.

Трагическое восприятие эпохи и судьбы эмиграции в книгах стихов «Розы» и «Отплытие на остров Цитеру». Переосмысление прежних (дореволюционных) образов.

Поиски нового содержания и формы поэзии: соедине­ние низкого быта и экзистенциальных мотивов в «Порт­рете без сходства», книге «Стихи: 1943-1958». Идея сто­ицизма перед лицом смерти - своеобразие «таланта двойного зрения» поэта. Тема любви к России.

Своеобразие «таланта двойного зрения» поэта, Днев­никовость стихов. Интертекстуальность поэзии Иванова. Соединение высокой поэтической лексики с низкой, прозаизированной. Сложность поэзии Иванова (реми­нисценции, метафоры, антиномии, виртуозность фоне-. тики).

Значение творчества Иванова для молодых поэтов эмиграции.

«Парижская нота».

Эволюция творчества Б. Поплавского

Г. Адамович и Г. Иванов как теоретики и предшествен­ники «парижской ноты»: литературы предельного песси­мизма и одновременно надежды на выход из тупика.

Тема ужаса бытия в раннем поэтическом творчестве Б. Поплавского. Сюрреалистические образы и сюжеты, мистические символы как средство передать трагедию жизни. Поиск Бога, надежды на воскресение, возвраще­ние «домой С небес» и приятие мира - свойства поздней поэзии Б. Поплавского. Отход от сюрреалистических об­разов к более понятным в позднем творчестве поэта.

Развитие экзистенциальных мотивов в романах Б. Поплавского (общая характеристика романа «Аполлон Безо­бразов» ).

Романистика Г. Газданова

Тема противоречия действительности и воображения в романе «Вечер у Клер». Преодоление раздвоения сознания героя в позднем творчестве писателя на материале анализа одного из романов: «Призрак Александра Вольфа»

37


или «Возвращение Будды». Христианские мотивы в романе «Эвелина и ее друзья» (общая характеристика).

Умение Газданова соединять детективный сюжет с философскими проблемами бытия. Приемы импресси­онизма в творчестве писателя. Символика и цветообра­зы и их место в художественной индивидуальности Газ­данова.

Творчество В. Набокова

Роман «Машенька». Ганин как первый художник в творчестве В. Набокова, Машенька как персонализиро­ванный образ общей эмигрантской мечты. Соединение быта и условности в романе.

Неизбежность порочного круга - трагедия человека хх в. в романе «Защита Лужина». Образ Александра Ива­новича Лужина - характерный персонаж романистики Набокова.

Роман «Дар') (общая характеристика). Образ Федора Годунова-Чердынцева и проблема становления творче­ской личности. Полемика с эстетикой Чернышевского.

Роман-антиутопия «Приглашение на казнь». Новое решение проблемы «маленького человека» в обезличен­ном мире. Условность повествования.

Тема России в романе-воспоминании «Другие берега» (общая характеристика).

Своеобразие художественного мира Набокова. Темы творчества: «утраченный рай» детства (а вместе с ним ­расставания с родиной, родной культурой и языком); драматические отношения между иллюзией и действи­тельностью и высшей по отношению к земному сущест­вованию реальности; сосредоточенность на сложных закономерностях человеческого сознания, на вопросах возможности и границ человеческого восприятия. Использование сложнейшей системы символов, намеков, шифровок Интертекстуальность творчества Набокова.

Проблема отнесения Набокова к русской и англоязычной литературе.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!