Паразитирование или воздействие от недостатка



Воздействовать то по-разному можно, да. Можно вцепиться в другого человека — и это будет некоторым образом на него воздействие и как пиявка на нём висеть, в духовном и психическом смысле: и такое вот состояние будет активным достаточно воздействием на другого человека. Но это скорее воздействие от недостатка: человеку что-то не хватает, он цепляется и хочет получить то чего ему не хватает. На этом уровне, на уровне психическом там, психофизиологическом, можно воздействовать и так. А вот на уровне чисто духовном такого воздействия не бывает — оно невозможно. То есть воздействие на других на этом уровне возможно только тогда, когда в тебе самом этот избыток жизни есть: тогда возможно духовное воздействие на других людей. Если этого нет — то никакого духовного воздействия быть не может. Даже когда человек очень активен, вот на этом природном уровне, психическом или психофизиологическом, в духовном смысле очень часто такой человек — это самая настоящая чёрная дыра, в которую проваливается всё не задерживаясь как в бездонную бочку. И духовно насытить такого человека практически невозможно: не потому что он такой весь из себя необыкновенно духовно ёмкий и вместительный, а потому что дна нет и всё проваливается туда, откуда уже не возвращается, и возникает впечатление огромной глубины человека, а это просто отсутствие дна. Так тоже бывает порой: отсутствие дна выдаётся за необыкновенную глубину. Возможный вариант духовной жизни.

Реакция на паразитов без поправок на христианскую любовь

Но сейчас я говорю даже не об этом — это вообще-то, наверное, понятно. Я сейчас только хочу сказать, что если у человека этого избытка жизни нет, то о духовном воздействии на окружающих, именно духовном в собственном смысле, приходится забыть. Так вот дело в том, что это не какая-то особая, и это нужно просто правильно понять, это не какая-то особая, ну что ли, злонамеренность как таковая, того человека, который, ну вот не может обойтись без того чтобы вцепиться в кого-то и на нём как пиявка висеть — это, скажем так, жизненная необходимость. Разумеется, это вовсе не означает что жизненную необходимость такого плана нужно поощрять и поддерживать. Понятно, что каждый комар хочет крови, но это вовсе не значит, что каждому комару я должен отдавать свою кровь. То есть, в общем-то понятно, что в сущности, это совершенно нормальное на природном уровне паразитирование, но и реакция на паразитов в этом случае может быть совершенно нормальной: без особых там каких-то поправок на христианскую любовь. По одной простой причине: позволение паразитировать на себе актом любви не является никоим образом. Уж скорее наоборот — это медвежья услуга, которую можно оказать человеку и многие её оказывают действительно думая, что тем самым совершают акт просто любви к ближнему или даже христианской духовной любви к ближнему. А на самом деле поощряют то худшее что в этом самом ближнем в таком случае есть, а именно: тенденцию быть таким вот паразитом, не желающим строить свою жизнь, а желающим жить за счёт чужой жизни. Это надо правильно просто понять. Для такого человека, который привыкает к таким вещам — это духовная и экзистенциальная катастрофа. И позволяя человеку это делать мы фактически его к этой катастрофе вольно или невольно, но приближаем. Так что, конечно, тут ни о какой любви, в настоящем смысле, говорить никак нельзя: любовь всё-таки исходит из того чтобы помочь человеку, а не погубить его. А тут фактически — это такое вот позволение паразитировать, а это означает фактически, ну вот шаг к тому, чтобы человека погубить духовно. Так что здесь, конечно, важно различать эти вещи: но это я думаю более или менее должно быть понятно.

 

Два разных образа существования

Собственно, почему я сейчас об этом заговорил. Да потому, что здесь как раз эти противопоставления во многом являются не только именно такими сугубо, что ли, ситуационными: кто кому помогает или не помогает в конкретный момент, сколько; я бы сказал, духовным и по-современному, выражаясь современным философским языком, и экзистенциальным. То есть, я что имею в виду. Дело-то в том, что это действительно два разных образа существования. Мы когда-то говорили (это когда мы Заповеди разбирали, в частности вторые пять Заповедей) о том, что собственно у человека есть два возможных варианта собственного существования: это либо выстраивание своей жизни именно как вот этого, ну вот как процесса, как экзистенция, опять же по-современному выражаясь; либо попытка поглотить чужую жизнь. Дело-то в том, что это актуально естественно остаётся на все времена и собственно то о чём говорится здесь, вот в этих двух стихах, 25 и 26, во многом и связанно с тем о чём мы с вами тогда вели речь. Здесь тоже самое. Но здесь речь идет именно о пути как о некотором духовном процессе — духовном процессе, жизненном пути как духовном процессе: то есть вот о том о чём мы в принципе тоже с вами вели речь. Мы же говорили, что собственно и вторые пять Заповедей — это тоже путь, точнее описание пути: вот здесь как путь это и представлено. Но тогда получается, что человек, если он идет путём праведности, а мы с вами говорили о том, что, хотя вторые пять Заповедей, что они хотя в общем то вроде бы и скорее о том, как от Бога удалиться чем о том, как к Нему приблизиться и если их нарушать, то действительно постепенно удаляешься от Него постепенно, но в общем-то неуклонно. Но мы говорили также и о том, что это помимо всего прочего, описание и пути праведности тоже. Потому что если эти Заповеди не нарушать, а их соблюдать, то человек обретает всё большую и большую внутреннюю духовную цельность: Внутренняя Тора в человеке укрепляется и растёт. Но это то, о чём мы тогда говорили на протяжении вот этих пяти семинаров посвящённым пяти вторым Заповедям Декалога. Так вот здесь об этом пути речь и идёт.

Жизнь с избытком

И именно потому что в конечном счёте человек идет этим путём — он наполняется жизнью по вполне понятной причине: больше внутренняя цельность, интенсивней Богообщение и больше жизни в человеке. В конце концов её становится у человека в избытке и дальше, собственно, уже ничего особенного не требуется от человека: просто, ну грубо говоря, не стесняться жить этой самой полнотой жизни своей. И если это есть, то: полнота, это самое, избыток, так или иначе будет сказываться. 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!