Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами



С комментариями А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

 

Глава 11. Экспансии Господа Нитьянанды

ТЕКСТ 26

гауридаса пандита йанра премодданда-бхакти
кришна-према дите, ните, дхаре махашакти

гауридаса пандита — Гауридас Пандит; йанра — которого; према-удданда-бхакти — самая возвышенная любовь к Богу в преданном служении; кришна-према — любовь к Кришне; дите — давать; ните — получать; дхаре — имеет; махашакти — великую силу.

Гауридас Пандит, олицетворение самого возвышенного преданного служения в любви к Богу, обладал величайшей силой: он мог получать и давать другим эту любовь.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Говорят, что Гауридас Пандит всегда находился под покровительством царя Кришнадаса, сына Харихоры. Гауридас Пандит жил в деревне Шалиграма, расположенной в нескольких милях от станции Мудагачха, а позже переехал в Амбика-калану. В «Гаура-ганоддеша- дипике» (128) сказано, что прежде он был Субалой, одним из друзей- пастушков Кришны и Баларамы во Вриндаване. Гауридас Пандит был младшим братом Сурьядаса Саракхелы. С позволения своего старшего брата он перебрался жить в селение Амбика-калана на берегу Ганги. Вот имена некоторых из потомков Гауридаса Пандита: 1) Шри Нрисимха- чайтанья, 2) Кришнадас, 3) Вишнудас, 4) Бада Баларама дас, 5) Говинда, 6) Рагхунатха, 7) Баду Гангадас, 8) Аулия Гангарама, 9) Ядавачарья, 10) Хридая-чайтанья, 11) Чанда Халадара, 12) Махеша Пандит, 13) Мукута Рай, 14) Бхатуя Гангарама, 15) Аулия Чайтанья, 16) Калия Кришнадас, 17) Патуя Гопала, 18) Бада Джаганнатха, 19) Нитьянанда, 20) Бхави, 21) Джагадиша, 22) Рай Кришнадас и 22ъ) Аннапурна. Старшего сына Гауридаса Пандита звали Большим Баларамой, а младшего — Рагхунатхой. Сыновьями Рагхунатхи были Махеша Пандит и Говинда. Дочь Гауридаса Пандита звали Аннапурной.

Деревня Амбика-калана расположена на противоположном от Шантипура берегу Ганги, в трех километрах к востоку от станции Калана- корта Восточной железной дороги. В Амбика-калане находится храм, построенный заминдаром из Бурдвана. Перед храмом растет тамариндовое дерево, под которым, по преданию, Гауридас Пандит встретился с Чайтаньей Махапрабху. Место, в котором расположен храм, называется Амбика, а поскольку вся местность носит название Калана, деревня получила название Амбика-калана. Говорят, что в этом храме хранится экземпляр «Бхагавад-гиты», собственноручно переписанный Шри Чайтаньей Махапрабху».

ТЕКСТ 27

нитйананде самарпила джати-кула-панти
шри-чаитанйа-нитйананде кари пранапати

нитйананде — Господу Нитьянанде; самарпила — пожертвовал; джати — принадлежность к определенной касте; кула — семейную; панти — поддержку; шри-чаитанйа — Господа Чайтанью; нитйананде — Господа Нитьянанду; кари — сделав; прана-пати — владыками своей жизни.

Считая Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду владыками своей жизни, Гауридас Пандит пожертвовал ради служения Господу Нитьянанде всем — даже поддержкой своей семьи.

 

Отрывок из книги Маханидхи Махараджа

«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»

(стр. 99-100)

 

Шри Гауридас Пандит

«Гауридас Пандит, образец самой возвышенной преданности в служении и в любви к Богу, обладал необычайной способностью получать и отдавать эту любовь. Гауридас Пандит считал Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду повелителями своей жизни. Он пожертвовал всем ради служения Господу Нитьянанде» («Чайтанья-чаритамрита»).

Перед тем, как принять санньясу, Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда посетили Гауридаса Пандита в Амбике Калне. Страшась предстоящей разлуки с Ними, Гауридас заплакал, умоляя Господа остаться у него. Тогда Махапрабху проявил большие, в рост человека Божества Гаура-Нитай, чтобы утешить Своего любящего слугу. «Гауридас, Мое мурти не отлично от Меня, сказал Господь Гауранга, – Мы навсегда останемся в Твоем доме, чтобы принимать твое служение».

Гауридас Пандит поклонялся Гаура-Нитаю множеством способов – нежно разговаривая с Ними, готовя для Них всевозможные блюда, обсуждая с Ними тексты из шастр, выполняя на протяжении всего дня их просьбы. Старый и немощный Гауридас беспрерывно служил своим повелителям – Шри Шри Гаура-Нитаю.

Он был очень беден, но ему всегда хотелось украсить Гаура-Нитая драгоценностями. Понимая это, Гаура-Нитьянанда чудесным образом украшали Себя Сами. Замечая Их необычайную красоту, Гауридас поражался: «Где Вы взяли все эти украшения?» Шри Шри Гаура-Нитай часто являл подобные игры в доме Своего чистого преданного – Шри Гауридаса Пандита.

Однажды Чайтанья дас, лучший ученик Гауридаса, организовал на берегу Ганги многолюдный фестиваль санкиртаны. Очарованные звуками киртана, Божества Гауридаса спрыгнули с алтаря и присоединились к поющим и танцующим преданным. Обнаружив, что Божеств в храме нет, Гауридас схватил палку и бросился за Ними в погоню. Увидев приближающегося сердитого Гауридаса, Гаура-Нитай исчезли. В этот самый момент Гауридас заметил, что Гаура-Нитай вошли в сердце (хридайя) Чайтаньи даса. Гауридас обнял своего возлюбленного ученика, омыл его слезами и сказал: «Ты – самый удачливый. С этого дня тебя будут называть Хридайя Чайтанья, "тот, кто хранит Шри Чайтанью в своем сердце"».

С тех времен даршан Гаура-Нитая в храме Гауридаса Пандита бывает лишь короткими интервалами, как в храме Банке-Бихари во Вриндаване. Чтобы удержать Божества от побега с алтаря, пуджари открывают и тут же закрывают занавески во время даршана.

Совершая бхаджану в Дхира Самира Кундже во Вриндаване, Гауридас Пандит вошел в вечные игры пастушков Кришны-Баларамы. Во Врадже он был Субалой, двадаша-гопалой. Его самадхи находится во дворе храма Шьяма-Райя в Дхира Самире, во Вриндаване.

Самадхи Гауридаса Пандита расположено на той же стороне улицы, ведущей к Ямуне, во дворе храма Шри Шри Шьяма-Райя, Божествам которого он поклонялся.

 

Шри Гауридас Пандит

субало йах прийа-шрештхах са гауридаса-пандитах I

 Во Врадже Гауридас Пандит был Субалой - одним из двенадцати пастушков-гопалов. Кроме того, Гауридас Пандит - один из самых дорогих приближенных Нитьянанды Прабху («Гаура-ганоддеша-дипика», 128).
 Гауридасу Пандиту выпало особое счастье: его тело, ум и душа были всецело преданны Нитьянанде Прабху («Чайтанья-Бхагавата», 3.5.730).

 

Храм Гауридаса в Амбике

Первоначальным местом жительства Гауридаса было селение Шалиграм, расположенное недалеко от Мурагачхи, всего в нескольких километрах севернее Майяпура. Впоследствии он переехал в Амбика Калну в округе Бурдван, где ныне располагается его знаменитый Шрипат. Имя его отца было Камсари Мишра, а мать звали Камала Деви. Камсари Мишра принадлежал к Ватса-готре, их родовое имя было Гхошал. Гауридас был четвертым из шести его сыновей; имена троих его старших братьев были Дамодар, Джаганнатх и Сурья Дас, причем Сурья Дас, обладавший титулом "саркхел", отдал двух своих дочерей, Васудху и Джахнаву, в жены Нитьянанде Прабху. Два младших брата Гауридаса Пандита носили имена Кришна Дас Саркхел и Нрисингха Чайтанья.

Пандит Сурья Дас Саркхел был известен своим исключительным великодушием. Именно он дал согласие на переезд своего младшего брата, Гауридаса, из Шалиграма в Амбику («Бхакти-ратнакара», 7.330-1).

Гауридас, так же как и его ученик Хридай Чайтанья, не оставили после себя потомков; их дело продолжила череда их последователей - получивших посвящение учеников. Несмотря на утверждение "Гаудия-вайшнава-абхидханы", сообщающей о наличии у Гауридаса Пандита и его жены Бималы Деви двоих сыновей, Баларама и Рагхунатха, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур не придавал значения этой родственной связи, и в своей "Анубхашье" писал: "Имя ученика Гауридаса Пандита было Хридай Чайтанья Дас, чьим учеником, в свою очередь, был Гопираман, сын дочери Гауридаса Пандита - Аннапурны Деви. Потомкам этого Гопирамана и принадлежит ныне право владения Амбика Шрипатом" (Анубхашья к "Чайтанья-чаритамрите", 1.11. 26).

В ныне существующем храме в Амбике находятся божества Гауридаса, Радха-Кришны, Гаура-Нитьянанды, Джаганнатха, Баларамы и Сита-Рамы. При входе на территорию храма посетители видят большой тамаринд, под которым, согласно преданию, встречались Махапрабху и Гауридас. Другие реликвии, которые хранятся в храме, - весло, которым пользовался Сам Махапрабху, и "Бхагавад-гита", переписанная рукой Господа.

Сообщается, что в один из дней Гауранга, переправившись через Гангу из Шантипура, прибыл в Амбику. Известны слова, сказанные Им Гауридасу Пандиту: "Побывав в Шантипуре, я прошел оттуда в селение Харинади и взял там лодку, чтобы приехать сюда. Я захватил с собой одно из весел, - вот, пожалуйста, прими его. Используй его, спасая падшие души из океана мирских страданий". С этими словами Господь заключил Гаури Даса в объятия ("Бхакти-ратнакара", 7.333-6).

Счастливые души, посещающие божества в храме в Амбике, и поныне могут видеть "Гиту" и весло, переданные Гауридасу Господом ("Бхакти-ратнакара", 7.341).

Известно, что Нитьянанда Прабху не желал проводить различий между достойными и недостойными, и, словно бы опьяненный, одарял кришна-премой любого. Один из его самых дорогих приближенных, Гауридас Пандит, тоже проявлял великую силу в проповеди. Обладатель великой духовной силы, Гаури Дас был способен даровать, привлечь кришна-прему к каждому. Посвятив все свое достояние и способности Нитьянанде Прабху, он вверил Чайтанье и Нитьянанде свою жизнь и душу («Чайтанья-чаритамрита», 1.11.26-7).

 В Амбике же расположены дом и храм Сурья Даса Саркхела; они находятся немного западнее Шрипата Гауридаса Пандита. Здесь же, еще чуть западнее, расположен ашрам Бхагавана Даса Бабаджи.

 

Махапрабху посещает Калну

До наших дней дошла удивительнейшая история, повествующая о пребывании Махапрабху и Гауридаса Пандита в Амбика Калне. История эта рассказывает о том, как, однажды, пожелав увидеть Гауридаса, Махапрабху на лодке переправился через Гангу, а затем сел под тамариндовым деревом во дворе его дома. Когда Гауридас обратился к Махапрабху с просьбой навсегда остаться вместе с ним в Амбике, то Махапрабху, желая исполнить желание Своего преданного, открыл ему, что Его образ, также как и образ Нитьянанды Прабху, в скрытом виде заключены в стоявшем неподалеку дереве ним. Гауридас увидел в сказанном скрытое указание вырезать из того дерева алтарные изображения Гаура-Нитая и, кроме того, отмечено, что Нитьянанда лично присутствовал, когда вырезались эти изображения.

 В то время, как Махапрабху и Нитьянанда Прабху собирались покинуть указанную местность, и Гауридас делал все, что мог, чтобы удержать Их у себя, Махапрабху успокаивал его, говоря: "Нитьянанда и я лично присутствуем в этих изображениях, и ты сам сможешь выбрать, кому из нас уйти: нам, или нашим изображениям". Вполне естественно, Гауридас предпочел, чтобы с ним остались Сами Гаура-Нитай, заявив, что изображения могут уйти. Именно это и произошло, подтвердив истинность слов "Чайтанья-чаритамриты":

нама виграха сварупа, эи тина эка-рупа
тине бхеда нахи тина чидананда-рупа

"Имя, алтарное изображение и изначальный образ Господа в действительности не тройственны, а едины. Между ними не следует проводить различий, поскольку они не материальны - они духовны" (Чайтанья-чаритамрита, 2.17.131).

 Впоследствии, покоренные любовью к Ним Гауридаса Пандита, алтарные Божества в прямом смысле слова вкушали все, что тот Им предлагал.

 Самадхи Гауридаса во Вриндаване указывает нам то место, в котором он завершил свой земной путь. Согласно "Бхакти-ратнакаре", в один из дней, придя во Враджу, Джахнава Деви посетила усыпальницу своего дяди, и при виде самадхи Гауридаса Пандита из глаз ее хлынули потоки слез, так что не в ее власти было остановить их («Бхакти-ратнакара», 11.259).

 Гауридас Пандит Госвами покинул этот мир в месяц Шраван, и время его ухода приходится на шукла-двадаши - двенадцатый день прибывающей луны.

…………………………………..

Источник: https://harekrishna.ru/old-site/parampara/gauridas.shtml

 

Божества Ш.Гауридаса Пандита Шри Шри Шьяма-рай в Амбика-калне

Гауридас Пандит

Гауридас Пандит родился недалеко от Шантипура в небольшом городе Амбика-Калне в современном округе Барддхама. Его отца звали Шри Камсари Мишра, а мать - Шри Камала деви. Кришнадас Кавираджа Госвами пишет, что Гауридас Пандит "полностью предал себя лотосным стопам Нитьянанды Прабху, забыв про кастовые деления и религиозные традиции. Господь Чайтанья Чайтанья и Господь Нитьянанда Прабху были самым дорогим в его жизни". Понять эти слова помогут несколько фактов из жизни Гауридаса Пандита.

Незадолго до того, как Шри Чайтанья принял санньясу, он пришел в Калну, чтобы попрощаться с Гауридасом, узнав о том, что он больше не увидится с Господом, Гауридас ни за что не соглашался отпустить Его. Он припал к стопам Шри Чайтаньи и начал умалять Его и Нитьянанду остаться с ним. Но Махапрабху сказал: "И не мечтай об этом. Ты можешь просто служить Моему мурти, поскольку Я присутствую также и в этой форме. Ты должен сам знать об этом." Но и это не успокоило Гауридаса и он продолжал реветь у лотосных стоп Господа. Тем самым он очень разжалобил Махапрабху и тот сказал: "Что ж, мы останемся с тобой." Утешив его, Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда встали перед ним вместе со своими мурти. У изумленного Гауридаса вновь потекли слезы, но теперь уже не от грусти разлуки, а от великой любви к Господу. Шри Чайтанья сказал ему: "Кто тебе понравится больше всего, можешь оставить у себя. Когда ты признаешь как Меня с Нитьянандой, будут стоять здесь и ты должен будешь кормить Нас." Услышав слова Махапрабху, Гауридас сразу же бросился готовить, он накормил всех четверых, предложил Им прекрасные одежды и украсил их гирляндами из цветов лотосов.

Постепенно к нему вернулось самообладание и он решил, кто из Них останется в его комнате. Итак, не устояв перед чистой любовью Гауридаса, два Господа остались с ним, попросив его кормить Их, а двое других пошли в Нилачала Пури. Гауридас Пндит служил Гауру и Нитаю в соответствии со всеми Их желаниями и наслаждался многими играми с Ними.

Однажды два Господа с улыбкой заговорили с ним: "Помнишь, когда Мы явились в Наших изначальных формах Кришны и Баларамы, ты был нашим другом Субалом. Помнишь, как мы играли и шалили на берегу Ямуны?" И неожиданно Они приняли образы Кришны и Баларамы. Гауридас тоже вспомнил о своем прежнем воплощении и они вновь стали играть как пастушки Вриндавана. Спустя некоторое время Гауридас успокоился, и два Господа вновь встали на Свое место. Каждый день Гауридаса готовил Им большое количество разных овощей. Он был постоянно погружен в служение, так что не чувствовал собственного неудобства. Так пролетели годы, и Гауридас уже состарился. Однако, он как и раньше готовил им много различных блюд. Видя, что он так старался предложить им так много пищи, Шри Шри Гаура-Нитьянанда однажды притворно рассердились на него и отказались вкушать. Гауридаса Пандита это, в свою очередь, сильно обидело, и он сказал: "Если Вам доставляет удовольствие голодать, то почему Вы заставляете меня кормить Вам как раньше?" На что Господь Гауранга ответил с улыбкой: "Готовить так много риса и разнообразных овощей не так-то просто. Ты бы не стал слушать Нас, если бы мы попросили тебя не варить так много. У Нас сердце разрывается, когда мы видим твой тяжкий труд. Мы будем очень довольны всему, на приготовление чего у тебя уйдет немного сил".

Гауридас Пандит все же попросил Их съесть все то, что он приготовил в тот день, а потом он стал класть в их тарелку лишь немного овощей. Как-то раз Гауридас решил украсить свои Божества. Поняв его желание, Гаур-Нитай одели на себя различные украшения и предстали во всем Своем великолепии. Когда Пандитаджи вошел в алтарную комнату, от удивления он сумел произнести лишь: "Откуда появилось столько украшений?" А Шри Шри Гаур-Нитай явили ему все Свое великолепие, насладившись еще несколькими играми в его доме.

Недалеко от Абики Калны находится храм Махапрабху Мандира. Та лежит древняя рукопись «Бхагавад-гиты» на пальмовых листах, которую как говорят переписал Сам Шри Чайтанья. Там же находится весло, с которым связана интересная история. Однажды Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда плыли в Калну из Шантипура. Шри Чайтанья Махапрабху захватил с собой весло, и когда они пришли в дом Гауридаса, он дал его ему, сказав: "С этим веслом ты должен переплыть океан материального существования, захватив с собой все живые существа".

Покинул мир этот чистый преданный Господа во Вриндаване. На берегах реки Ямуны находится место, называемое Дхир Самир, и там располагается самадхи Гауридаса Пандита. А рядом с останками его тело до сих пор стоят его Божества Шри Шри Шьяма Рая.

……………………………….

Источник: http://vtext.ru/none_012/00000001.htm

 

Уход Шри Гауридаса Пандита

«Гауридас Пандит, образец самой возвышенной преданности в служении и в любви к Богу, обладал необычайной способностью получать и отдавать эту любовь. Гауридас Пандит считал Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду повелителями своей жизни. Он пожертвовал всем ради служения Господу Нитьянанде»(«Чайтанья-чаритамрита»).

Гауридаса Пандит был очень возвышенным преданным, любимым спутником Господа Нитьянанды. Известно также, что он был одним из двадаша-гопалов, двенадцати близких друзей Кришны.

Вишванатха Чакраварти следующим образом описывает его возвышенное положение:

махабахур абхуч чхрила-махеша-пандито ‘дхуна
субалакхйата-гопало гаури-дасакхйа-пандитах

Пастушок Махабаху стал Махеша Пандитом. Пастушок по имени Субала теперь известен как Гауридаса Пандит («Гаура-гана-сварупа-таттва-чандрика», 90).

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!