Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 9 страница



Творческий процесс, по мнению французского ученого А. Пуанкаре, состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов в коре головного мозга. Каждому ученому знакомы такие ситуации, когда после долгих и бесплодных усилий работа откладывается, а потом, совершенно внезапно, порой в самом неожиданном месте, в голову приходит решение.

Сознательные, но безрезультатные попытки решить проблему дают задание подсознанию искать решение в определенном круге понятий. Подсознательно из запаса накопленных знаний, и особенно из арсенала собственного опыта, отбираются сочетания понятий, которые могут оказаться полезными. Особенность подсознательной работы мозга состоит в том, что ассоциации различных понятий возникают бесконтрольно, поэтому возможно появление самых неожиданных сочетаний. Иногда во время бессонной ночи после усиленной работы кажется, что присутствуешь при этом подсознательном процессе отбора.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной задачи, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения и вычисления, довести себя до состояния, когда все аргументы «за» и «против» известны наизусть, а все математические вычисления проделываются в уме. Только после такой подготовки можно надеяться на успешную работу подсознательного процесса.

Хорошо известно, как важно для плодотворного рабочего дня поработать хотя бы недолго накануне вечером. Тем самым вы как бы даете задание подсознанию и утром следующего дня встаете с ясной программой действий. По утверждению французского математика Ж. Адамара, у многих ученых решение проблемы часто приходит вместе с утренним пробуждением.

Ученые, которым приходилось делать работу на грани возможного, знают, что есть только один путь — упорными и неотступными усилиями, решением вспомогательных задач, отметая все препятствия, довести себя до состояния вдохновения, когда смешиваются сознание и подсознание, когда сознательное мышление продолжается и во сне, а подсознательное — наяву.

Чтобы пришло вдохновение, необходимо желание, ощущение, что именно ты можешь решить задачу, владение техникой, опыт решения более легких задач подобного типа в прошлом, хорошее здоровье и мужество, достаточное для того, чтобы довести до конца все математические выкладки и поверить в полученные результаты.

Одна из психологических особенностей научного творчества заключается в том, что работа, глубоко волновавшая ученого в процессе поиска ее решения, сразу же теряет свою привлекательность, как только решение найдено. Поэтому столь важная роль должна отводиться волевому усилию, необходимому для своевременного редактирования, оформления и публикации выполненной работы.

Хотя для успешного решения научной проблемы требуется высокая концентрация мысли, но, с другой стороны, излишняя концентрация внимания в одном направлении может оказывать негативное влияние на судьбу сделанного открытия.

История знает немало примеров того, как выдающийся ученый, сделав крупное открытие, не смог из-за большой концентрации мыслей вывести на базе этого открытия еще несколько законов или следствий, имеющих для практики первостепенное значение. Это делалось другим ученым, чье имя и носили сформулированные законы.

Для такого феномена существует даже специальное название — «умение думать около». Таким образом, необходимо всесторонне обдумать вопрос о том, какие еще важные результаты в смежных областях можно получить, используя сделанное открытие. В связи с этим предпочтительно быть компетентным во многих областях знаний, а не замыкаться в рамках только одной из них.

Имеется глубокое родство в характере творческого процесса в науке и искусстве. Вместе с тем существует и принципиальное различие между истиной, которая заложена в произведениях искусства, и истиной, к которой стремится наука. Задача науки — нахождение объективных законов природы, и поэтому окончательный результат не зависит от личных качеств ученого. Задача искусства — это художественное познание мира, она субъективна, поэтому произведение искусства всегда содержит в себе черты индивидуальности своего создателя. Но объективность науки тотчас исчезает, как только мы переходим от окончательной цели к способам ее реализации. Каждый ученый имеет свой собственный стиль исследований, свой собственный подход к решению стоящих перед ним задач. Здесь индивидуальность ученого проявляется так же, как и индивидуальность художника.

Но если методы решения задач различными учеными индивидуальны, то напрашивается вопрос, а не существуют ли какие-то общие принципы и подходы к решению научных проблем? Да, такие принципы, накопленные опытом предшествующих поколений ученых, существуют п каждой области науки, но особенно широко они разработаны в математике, служащей универсальным языком для многих областей науки.

Единым считается принцип подобия, в соответствии с которым различные по своей природе процессы или явления стремятся описать одинаковыми, но записанными в свободной форме уравнениями. В таком случае коэффициенты этих уравнений трактуют как критерии подобия описываемых процессов.

Принцип подобия широко используют и в областях науки, далеких от математических форм выражения. Так, в гомеопатии главенствующим является следующий принцип подобия: если растение, минерал или продукт, созданный человеком, вызывает состояние, подобное какой-либо известной болезни, то малые дозы этого вещества должны способствовать излечению человека от этой болезни.

При решении многих задач используют метод математической индукции. В связи с развитием электронно-вычислительной техники большое значение при математическом описании проблем уделяют вопросам алгоритмизации и применению численных методов. Численные методы, реализуемые на ЭВМ, как правило, весьма сложны, и из них не всегда ясен физический смысл получаемых результатов. Поэтому опытный ученый обязательно пытается получить параллельно более простое аналитическое решение задачи, максимально упрощая ее постановку. Делается это для того, чтобы в другой задаче, где встретится подобная ситуация и сложный метод откажет, можно было использовать более простой подход, основанный на глубоком понимании сути проблемы. К тому же надо иметь в виду, что численные методы неудобны для реализации решения обратных задач. При отыскании аналитических решений используют разложения в бесконечные ряды. Для сходимости последних необходимо существование малого параметра, по степеням которого осуществляется разложение в ряд. В каждой решаемой задаче следует установить наличие такого параметра.

Любую сложную задачу целесообразно свести к совокупности гораздо более легких задач. Движение к окончательному результату должно сводиться к последовательному преодолению сравнительно небольших трудностей, к движению шаг за шагом.

Прежде всего задача упрощается до предела так, что остаются только ее главные черты (постепенно усложнить уже решенную задачу всегда гораздо легче, чем первоначально решить более сложную).

Затем выясняется возможность решения задачи в предельных частных случаях. Кроме того, прежде чем пытаться получить количественное решение, нужно найти результаты грубо, качественно, что сделать несравненно проще. И, наконец, на всех этапах следует пытаться опровергнуть полученный результат, используя все известные до того соотношения, к которым результат должен сводиться в частных случаях. Надо организовать также проверку логической структуры полученных результатов. Могут ли они следовать из принятых посылок; не противоречат ли каким-либо общим принципам, которые могли быть незаметно нарушены при выводах; совпадают ли границы их применимости с теми ограничениями, которые были сделаны при выводах. Нередко результаты оказываются справедливыми при более широких предположениях, чем те, которые пришлось вводить в процессе их получения. В этом случае результаты можно экстраполировать за пределы сделанных допущений. Если решение далось слишком легко, то следует проанализировать, не нарушен ли при этом закон «сохранения трудностей». Суть последнего состоит в том, что если при каком-либо подходе выясняются принципиальные трудности решения, то они, как правило, должны себя проявить и при другом подходе к решению.

Если в результате остроумного обходного маневра трудности исчезли, то надо выяснить, почему это произошло. Обычно после такого выяснения задачу либо удается решить и прямым способом, либо обнаруживается ошибочность обходного приема.

Результат должен удовлетворять требованию красоты. Если в выведенной формуле содержатся очень большие или неправдоподобно малые числовые множители, она смотрится некрасиво. Здесь следует заподозрить ошибку. И эти подозрения нередко оправдываются. Некрасиво, если формула содержит много коэффициентов, которые требуют экспериментального определения.

Часто такие результаты получают исследователи, имеющие невысокий теоретический уровень. Иногда «красота» сводится к тому, что выражение имеет простой вид и этим радует глаз.

Одним из признаков правильных выкладок является сокращение сложных промежуточных выражений, что упрощает конечный результат и придает ему красивый вид. Но гораздо важнее не внешние, а более глубокие, внутренние, признаки красоты результата. Красиво, если выражение связывает в простой форме разнородные явления или устанавливает неожиданные связи между физическими параметрами.

Попытку решения любой новой задачи желательно делать до изучения литературы по данному вопросу. Это первое знакомство с задачей, без предвзятостей. продиктованных уже имеющимися работами в этой области, может во многом предопределить будущий ход и результаты работы. После того, как найден свой собственный подход к задаче и получено хотя бы качественное ее решение, можно заняться изучением уже известных подходов (если таковые имеются) и произвести анализ и критику собственного решения со всех возможных позиций. Вероятно, что на этом этапе зародится идея более совершенного решения, базирующегося на нескольких различных подходах. Безусловно, на всех этапах работа должна обсуждаться со всеми, кто занимается близкими проблемами.

Бытует мнение, что с возрастом плодотворность работы ученого обязательно падает. В действительности же успехи в науке связаны не с возрастом, а с определенным характером способностей и психологическим типом человека. Эти характеристики с возрастом не ухудшаются и не улучшаются. Научная работа является тяжелым трудом, поэтому многие с годами его не выдерживают, постепенно уходя в более легкие области. Этот процесс именуют научным старением. Он происходит не в одночасье, а медленно и незаметно.

Сначала ученый, достигший определенного положения, старается передать молодым сотрудникам, своим ученикам, техническую работу, желая освободить время для более важных научных дел. Затем передаются и вычисления, и даже часть рассуждений. С этого времени начинается научное старение независимо от возраста и чина. Теряется способность удивляться и радоваться каждому малому успеху, появляется желание решать только задачи глобального уровня. Возникает преувеличенное ощущение ценности своих советов и мыслей, вера в их непогрешимость. Нередко в это время возрастает число опубликованных в соавторстве трудов. Научное содержание работ уступает место рассуждениям общего характера. Такая деятельность не может заменить радости творческой научной работы, возникает чувство внутренней неудовлетворенности, служащее расплатой за пренебрежение научным трудом. В то же время истинный ученый, любящий науку, может до преклонного возраста получать оригинальные научные результаты.

Каждый молодой ученый обязан воспитать в себе потребность в постоянном, не прекращающемся никогда поиске, который должна питать любознательность.

Любознательность живет во всех людях, но наиболее ярко проявляется только в детстве и юности. А потом под воздействием различных жизненных обстоятельств, и главным образом прагматизма, этот удивительный стимул активной деятельности начинает угасать.

Ученый не сможет реализовать всех своих научных потенций, если у него недостает научной смелости.

Кроме того, ученый должен обладать такими качествами, как выносливость и усидчивость, которые нередко в конечном итоге определяют успех. И, наконец, главное для ученого — это постоянно развивать творческие способности. А для этого необходимо решать как можно больше неординарных задач. Каждая из таких задач представляет ступеньку, отталкиваясь от которой исследователь сможет подняться выше, решать и другие, более сложные, проблемы.

В потоке внешних раздражителей обычные люди воспринимают лишь то, что укладывается в стандартные рамки уже имеющихся знаний и представлений. Остальная информация бессознательно отбрасывается. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки известного, не проходить мимо случайных явлений, не считать их досадной помехой, а разглядеть в них ключ к разгадке тайн природы — отличительная черта творческой личности, которую называют умением видеть проблемы.

Человеческий мозг облекает любую мысль в ту или иную конкретную кодовую форму, причем разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться зрительно-пространственным кодом, словесным, буквенным, цифровым, акустически-образным или художественным. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют склонность к использованию тех или иных кодов информации. Задача развития творческих способностей состоит в том, чтобы помочь человеку понять, какие символы, какой код информации для него доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивным и доставит высшее удовлетворение. Счастливое совпадение индивидуальных особенностей мышления со структурой проблем, стоящих перед конкретной областью знаний, служит одним из необходимых условий появления научного гения.

Процесс мышления требует постепенного перехода от одного звена в цепи рассуждений к другому. При этом не всегда удается целиком охватить всю проблему. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждении и замене ее одной обобщенной операцией, емким символом. Ввести новый элегантный способ символизации или изящно изложить уже имеющийся — такая работа носит творческий характер и требует нестандартного мышления. К примеру, Максвеллу удалось все учение об электричестве и магнетизме облечь в два уравнения, занимающих две короткие строчки. Таким же емким в информационном смысле является понятие условного рефлекса, в котором синтезировано множество более простых понятий, фактов и наблюдений.

Творческой личности присуща способность быстро увязывать вновь полученные сведения с прежним научным багажом. Без этого воспринимаемая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Чрезвычайно важна способность к оценке, выбору одной из альтернатив для ее проверки. На эту особенность творческого процесса впервые обратили внимание шахматисты.

Существует такое понятие, как гибкость интеллекта. В него вкладывают способность вовремя отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы. Слишком долгое упорствование в отказе от такой гипотезы ведет к потере времени, а слишком ранний отказ от нее — к потере возможности вообще получить решение проблемы.

Для творческой личности мыслительные способности и память ни в коем случае не противопоставляются. Память включает в себя умение запомнить, опознать, воспроизвести немедленно. При решении научной проблемы можно рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимаешь, и на ту, которую сумеешь извлечь из памяти. Преимущество при решении получает не тот, у кого эрудиция богаче, а тот, кто быстрее извлечет из памяти нужную в данный момент информацию.

Еще одна черта творческой одаренности — легкость генерирования идей. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. Как правило, лучшие идеи приходят в голову не сразу.

Едва ли нужно доказывать, как важна склонность творческой личности к доработке деталей, к совершенствованию первоначальных замыслов. Она позволяет довести работу до такого уровня, когда последняя приобретает практическую значимость и общественную ценность.

Швейцарский психолог Карл Юнг считал, что человеческая природа подчиняется принципу дополнительности: каждой черте, которая проявляется в сознательном поведении, соответствует прямо противоположная черта в подсознании в том пласте личности, который не получил развития. Эти личностные черты и особенности остаются в подсознании и не выделяются в поведении, поскольку ими пренебрегали, не уделяя должного внимания в процессе формирования характера, или умышленно подавляли, считая их проявление неприятным для себя. Вывести эти черты в сознательное поведение — болезненная и пугающая процедура для взрослого человека. Поэтому большинство людей живет неполной жизнью, раскрывает себя лишь частично.

Творчески одаренная и активная личность не боится показать все противоречия своей натуры. Отсюда следует, что главенствующая черта творческого человека смелость ума и духа.

Смелость позволяет сомневаться в общепризнанном, следовать своей интуиции вопреки логическим рассуждениям. Смелость помогает противопоставить себя большинству и. если нужно, вступить в конфликт с ним. Бесстрашие мысли позволяет высказывать догадки, даже если нет абсолютной уверенности в их правильности.

Творческие люди не ограничивают себя одним ремеслом, одной научной дисциплиной, одним жанром. Отсутствие конформизма у них проявляется в независимости суждений. В ученье эти люди проявляют критическое отношение к своим учителям, сами решают, что им следует изучать, а чем пренебречь. Поэтому если студент блестяще успевает по одной-двум дисциплинам, а в остальном идет на уровне середнячка, то именно на него, а не на круглого отличника следует обратить внимание — не талант ли это?

Склонность к играм непременная черта одаренных людей. Они. как правило, ценят юмор, остроумие и восприимчивы к смешному. Нередко юмор служит для разрядки, для кратковременного отдыха даже в минуты сильнейшего творческого напряжения и сосредоточенности.

Творческие натуры хорошо чувствуют себя в сложных ситуациях, не спешат выносить окончательное суждение (привычка к категоричным преждевременным суждениям ограничивает восприимчивость к новому и потому обедняет личный опыт). Они отличаются жизнелюбием, а также некоторой женственностью вкусов и привычек (впечатлительность, эмоциональность, широта интересов). Проявляют огромное трудолюбие в тех вопросах, которые их интересуют (неспособность увлечься чем-либо — признак духовной скудости и убожества). Часто прибегают к помощи энциклопедических словарей. Отыскивая нужное слово, попутно «застревают» на других словах и толкованиях.

Известно несколько типологий творческих личностей. Одна из них принадлежит американским психологам Гоу и Вудвортсу:

пионер — создатель новых школ и направлений;

фанатик — увлечен до одержимости какой-либо идеей или областью исследований;

эрудит — образован и начитан, но лишен побуждения искать что-либо новое:

диагност — критичен, обладает зорким умом, легко замечает чужие недостатки, уязвимые места теорий;

техник — успешно решает поставленные задачи, доводит идеи до завершения, до реального результата;

эстет — любит утонченные интеллектуальные проблемы и особенно ценит изящество в их решении;

методолог — придает важность не самой проблеме, а методике ее решения, любит обсуждать свои проблемы с коллегами;

независимый — ученый-одиночка, не любит работать в коллективе, избегает руководящих постов и уклоняется от необходимости подчиняться.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!