Теория искусственного сокращения срока использования



Экономист Пол Грегори (Gregory, 1947а; 1947Ь) утверждал, что модные изменения — это результат запланированного и умышленного состаривания, навязанного потребителю текстильной и швейной промышленностью, чтобы ускорить товарооборот и увеличить прибыль.

Существуют две специфические формы умышленного состаривания, выделенные Грегори. Одна из них представляет собой продуманную техническую недоработку качества предметов одежды с тем расчетом, чтобы они износились быстрее, чем могли бы. Другая форма намеренного состаривания — умышленное разрушение психологической значимости модного объекта путем ускоренного «выброса» на рынок более новых, остро актуальных версий модного тренда.

 

Суперорганическая» теория долговременного цикла

Благодаря исследованию антрополога Альфреда Кребера были открыты поддающиеся прогнозированию долговременные циклические изменения параметров стиля женской одежды. Кребер утверждал, что цикл таких изменений зачастую превышает длину обычной человеческой жизни. Таким образом, он пришел к выводу, что модные изменения представляют собой продукт жизнедеятельности некой неведомой, неустановленной и сложно организованной «суперорганической» силы, постичь которую человеческий разум не в состоянии. Робинсон (Robinson, 1958), который в дальнейшем пересмотрел и усовершенствовал теорию Кребера, наделил модный цикл характеристиками маятника, совершающего колебания вперед и назад от одной крайней точки к другой. В усовершенствование этой теории внесли вклад Джон и Элизабет Лове (Lowe, 1985), заключив, что случайные, не поддающиеся прогнозированию отклонения в долговременном цикле являются результатом влияния отдельной личности либо социальных и культурных факторов, которые первоначально в оригинальной теории Кребера были признаны незначительными.

 

Женская мода как инструмент репродуктивной стратегии

Теория Барбера говорит о том, что долговременные колебания в моде вечернего платья напрямую зависят от изменений отношения к браку в женской репродуктивной стратегии. Он заметил, что колебания моды согласуются с изменениями таких факторов, как экономическая независимость женщины и влияние этой независимости на институт брака. Его исследования подтвердили, что в том случае, если женщина рассматривает брак как экономическую необходимость, стиль ее одежды становится скромным, благодаря чему она кажется более целомудренной, то есть недоступной без брачных обязательств. И наоборот, в те периоды, когда женщина более независима и не ограничена необходимостью вступления в брак, который обеспечит ей финансовую безопасность, ее наряды становятся более откровенными.

 

Модные циклы нового тысячелетия

 

Пэрис Хилтон изобретает «догги-сумку»

Правда ли, что маленькая собачка и есть самый модный аксессуар, который сегодня должна иметь каждая девушка? О, несомненно... За самый актуальный в настоящее время тренд мы должны благодарить Пэрис Хилтон и ее чихуахуа Тинкербелл (Wadler, 2004; из архива).

 

В штате Нью-Джерси, в доме с тремя спальнями, построенном в колониальном стиле, Джессика Альперт-Голдман ведет небольшой бизнес, изготавливая сумки для богатых клиенток, таких как Сара Джессика Паркер, Гвинет Пэлтроу, Джанет Джексон и Пэрис Хилтон. Аналитик стиля Джонатан Миллер, ссылаясь на журнал Lucky, описывает их дизайн таким образом: «Оригинальная, эксцентричная и одновременно функциональная, эта сумка представляет собой «простите-где-вы-это-купили» — аксессуар, не заметить который просто невозможно» (New York Times, February 6,2005). Альперт-Голдман относится к числу тех блестящих дизайнеров, которые создают вещицы, бросающиеся в глаза. Ей удалось превратить сумку-переноску для знаменитой чихуахуа Пэрис Хилтон по кличке Тинкербелл в сигнальный статус-символ, положивший начало кратковременному модному циклу дорогостоящих сумок-переносок для собак, актуальных в новом тысячелетии.

Цикл вошел в моду, обосновавшись на нью-йоркском рынке аксессуаров благодаря молодым ультрамодным дизайнерам, которым удалось понять, что пришел момент для такого аксессуара, который отвечает в одинаковой степени требованиям функциональности и маркера статуса:

 

Чаро (так зовут чихуахуа Джейн Огаст) носит жемчуг и вне дома использует в качестве временного жилища вместительную кожаную сумку. «Мне хотелось, чтобы собака была со мной везде», — говорит мисс Огаст, которая и моделировала свою сумку с таким расчетом. Она создает сумки, которые с полным основанием можно назвать предметами роскоши. Некоторые из них достаточно вместительны и вдвое превышают дорожные сумки, которые берут на борт. Они выполнены из тончайшей кожи или узорчатой замши либо покрыты тканью. Джейн Огаст продает их в магазинах, торгующих предметами роскоши, таких как Bergdorf Goodman, Saks на Пятой авеню и Susan ofBurlingame недалеко от Сан-Франциско (Miller, 2005, из архивов).

 

К ноябрю 2005 года Пэрис Хилтон сделала своеобразное модное заявление, появившись в свете с Тинкербелл, восседавшей в сделанной по индивидуальному заказу сумке-переноске. Через год после этого универсальные магазины, торгующие товарами для животных, например PawPalace в Нью-Джерси, предлагали сумки-переноски из денима стоимостью $ 55, в то время как аналогичные модели из кожи стоили уже $ 200 (New York Times, November 27, 2005). С апреля 2005 года люди, которых считают законодателями стиля, начали носить в своих «приметных» сумках нечто принципиально новое:

 

Совершенно потрясающая, опережающая моду и, пожалуй, несколько пугающе пророческая находка принадлежит Эллен Карей, владелице Seedhouse, модной галереи в Челси. Как раз в том месте, где должна была находиться голова чихуахуа, из сумки мисс Карей выглядывала голова пластиковой куклы, изображавшей дизайнера моды Эдну Мод — персонаж из «Суперсемейки», прототипом которого создателям мультфильма послужила реальный дизайнер Эдит Хед (Miller, 2005; из архивов).

 

Мода на собачьи сумки-переноски, введенная Пэрис Хилтон, как нельзя более удачно иллюстрирует концепцию Пола Фритжерса (Fritjers, 1998), утверждавшего, что модный объект наделяется значимостью в том случае, если его приобретает обладающая высоким социальным статусом персона. Таким образом, демонстративный выход в свет Пэрис Хилтон вместе со своей собачкой стал началом кратковременного модного тренда не только на маленьких собачек, но и на сумки для них в том числе.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!