Психологический подход к изменению швом тысячелетии



Психологические теории относительно изменения моды и факторов, влияющих на ее восприятие, представленные в данной главе, зачастую держат в своей основе концепции из других дисциплин, что обусловлено тесной взаимосвязью между одеждой и самостью. Именно поэтому настоящая глава представляется нам самой существенной в представленной работе, краеугольным камнем, на котором базируется дальнейшее содержание книги. Переход от конформизма к свободному выражению своей индивидуальности, начатый людьми, стремящимися отличаться от остальных, представляет собой одну из очевидных характеристик наступившего тысячелетия. С другой стороны, растущее многообразие модного ассортимента, доступного в настоящее время, и стремительные изменения в моде существенно увеличили актуальность тех психологических теорий моды, которые подчеркивают нашу тягу к новизне и желание еще более необычным способом выразить сексуальный интерес. Развитые отношения, существующие между поп-культурой и модой, в настоящее время создают предпосылки для более прочных связей между стилем жизни, психологическими мотивациями, товарами широкого потребления и нашими мечтаниями. Эти теории особенно актуальны в эпоху легко доступной видеотехники и развитых интернет-коммуникаций.

Шесть перечисленных ниже теорий изменений моды весьма важны для современности, однако их появлению мы во многом обязаны фундаментальным работам Фрейда, Флюгеля и Маслоу. Ставшие классикой труды, посвященные способам восприятия новой информации, конфликту мотиваций между целомудрием и потребностью в демонстрации, стремлению к удовольствиям, которым управляет либидо, и иерархии основных потребностей человека, имеют основополагающее значение в понимании того, какую роль играют психологические факторы в изменении моды XXI века. Следующие за заключительной частью практические примеры, актуальные в новом тысячелетии, помогут проиллюстрировать область применения этих теорий в современной манере одеваться.

 

Краткое содержание психологических теорий изменения моды

Изменение моды как стремление к новизне

Согласно этой психологической теории, изменения моды происходят благодаря восприятию человеком новой информации и привлекательности новых сенсорных ощущений в качестве стимулятора. Рене Кёниг (Konig, 1973) пришел к заключению, что модное поведение представляет собой основную форму психической активности человека, основанную на генетически заложенной в человеке высокой степени восприимчивости ко всему новому и его интересу к инновациям, которые, как правило, приходят на смену стабильности и застою.

 

Изменения моды как результат противоречия между стремлением к скромности и тягой к привлекательности

Эта теория, названная Валери Стил теорией «фигового листка» (Steele, 1985), берет свое начало в концепции Флюгеля, который полагал, что горючим для модных изменений выступает психологический конфликт между стремлением скрыть тело и желанием его показать. Следуя логике Флюгеля, преследующий человека конфликт, заложенный в двух взаимоисключающих мотивациях — скромности и желании продемонстрировать себя, — вызывает противоречивую реакцию самости применительно к стилям одежды. Изменения в моде — следствие этого конфликта, так как самость вынуждена бесконечно изобретать себя заново, постоянно пытаясь примирить две конфликтующие мотивации.

 

Изменения моды как результат постоянно меняющихся взглядов на эрогенные зоны и сексуальность

Оригинальная концепция, выдвинутая Флюгелем, заключается в том, что существуют первичные эрогенные зоны, более известные как гениталии, и вторичные, такие как грудь и ягодицы. Согласно его теории мода изменяется для поддержания мужского любопытства и сексуального интереса к женскому телу. Валери Стил (Steele, 1985) в своей книге предложила более утонченный вариант этой теории, предположив, что одежда провоцирует сексуальный интерес просто потому, что скрывает тело, тем самым вызывая любопытство. Удовлетворяя одновременно врожденную человеческую потребность в новизне и вызванное сексуальным интересом любопытство, модный бизнес намеренно усиливает эротический аспект одежды, время от времени создавая новые тенденции. И наконец, что особенно важно учитывать, сексуальный интерес совсем необязательно возникает только при обнажении эрогенных зон. Напротив, основные модные изменения деталей одежды — цвета, формы или элементов отделки — могут точно так же пробуждать сексуальный интерес, вызванный неосознаваемой, заложенной глубоко внутри либидной эротической реакцией.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!