I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам статьи (с. 41–42, II ч.), конспектирование.
– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)
– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)
– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)
– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)
– Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки победы.)
– Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)
– Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)
– Как вы понимаете выражение «авторская песня»?
– Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)
|
|
– В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему?
1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);
2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);
3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);
4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.
2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.
3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.
1) А. И. Куприн. «Олеся»;
2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;
3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;
4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;
5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;
6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;
7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».
II. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;
|
|
2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.
Урок 67
И. а. бунин. новелла «Темные аллеи»
Цели:пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина; сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX в. с произведениями Бунина; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души», – так отозвался о творчестве писателя М. Горький.
Надеюсь, и вы не остались равнодушными, прочтя дома новеллу Бунина «Темные аллеи».
Но прежде чем мы обратимся к этому рассказу, послушаем монтаж о жизни и творчестве И. А. Бунина, подготовленный вашими товарищами.
2. Литературный монтаж «Я не посрамил ту литературу, которую… начали Карамзин и Жуковский».
3. Беседа по содержанию рассказа «Темные аллеи».
Учитель. И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Темные аллеи», который передает нам «самый тонкий и грустный звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива была, и могла бы создать семью… Он же женат, давно не думает о своем былом увлечении. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречи…
|
|
– Чем интересен этот рассказ? Чем он вас привлекает?
– Каковы его герои?
– Можно ли назвать рассказ жизненным? Почему он читается на одном дыхании?
4. Мини-сочинение «Чем меня привлекает (отталкивает)…».
5. Сопоставительный анализ произведений.
1) С повестью Тургенева «Ася».
Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов.
Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, а Бунин оригинален в том, что показывает встречу героев через 30 лет. И мы узнаем, как сложилась их судьба.
Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причина отказа – в разном социальном положении.
– В чем необычность героинь? (Обе необычны, имеют яркую внешность, сильный характер. Полюбив, «тургеневская девушка» способна первой сказать о своих чувствах, любовь ее – глубокое чувство. Полюбив Николая Алексеевича в юности, Надежда из «Темных аллей» несет свою неразделенную любовь как тяжкую ношу.)
|
|
– В чем общий мотив произведений? (Возвышенность и поэтичность первой любви.)
– Как воплощает этот мотив каждый из авторов? (У Тургенева любовь окрыляет, поднимает над миром. По Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими». И любовь в понимании писателя – это зарница: вспыхнула и погасла.)
– Что общего в изображении характеров? (Произведения сближает психологизм в изображении характеров героев.)
– Какие средства используют авторы для передачи душевного состояния героев? (Оба автора используют прием пейзажа.)
2) С повестью Достоевского «Белые ночи».
– Что общего в повести и новелле? (И там и здесь звучит мотив первой любви. Это чувство у героев возвышенное, но их любовь – несчастная.)
– В чем различия? (У Бунина причина несчастной любви – в неравенстве социального положения. У Достоевского – любовь мечтателя не является взаимной.)
– В чем различия в описании и судьбе женских образов? (Юная Настенька из «Белых ночей» не просто мечтает о любви. Главное для нее – стать счастливой в жизни, создать семью с любимым человеком. Разочаровавшись в своем любимом, она готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который ее любит, ей будет гораздо проще и легче в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Она не сломалась. Жизнь ее нельзя назвать пустой и бессмысленной.)
– В чем разница подходов авторов к оценке любовной ситуации? (У Достоевского особый тип героя – «мечтатель поневоле». Таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в чистых и возвышенных чувствах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Герою Достоевского близка надежда из «Темных аллей». Она также верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при всей своей красоте и силе характера она не вышла замуж. Бунин скорее на стороне своего героя – реалистический взгляд на чувства. Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.)
II. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) прочитать одну новеллу из сборника «Темные аллеи» и дать ее письменный анализ;
2) аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове (с. 111–113);
3) индивидуальное задание (сообщение о жизни и творчестве Булгакова).
Материал можно взять в книге: М. Булгаков «Я хотел служить народу». Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. – М.: Педагогика, 1991. (См. статью В. Лакшина «Булгакиада».)
Уроки 68–69
М. а. БУЛГАКОВ: жизнь и судьба.
художественные особенности повести
«собачье сердце»
Цели:учить работать со статьей учебника; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце», отметить ее художественные особенности.
Ход уроков
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!