I. Проверка домашнего задания.



1. Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:

1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2) В 13 лет поступил в университет.

3) Закончил за 6,5 лет два факультета.

4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.

5) Грибоедов – замечательный композитор.

6) Грибоедов – известный дипломат.

7) Участвовал в войне 1812 г.

8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.

9) «Горе от ума» – трагедия, была написана в 1826 г.

10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

11) Гибель его была случайной.

12) Погиб в Тифлисе.

13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

2. Индивидуальные ответы.

Два ученика выбирают карточки-билеты.

1) Рассказать об истории создания комедии.

2) Рассказать о правилах классицизма.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о композиции комедии.

– Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.

1) Правило «трех единств»:

– единство времени (1 день);

– единство места (дом Фамусова);

– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в IV – развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).

2. Работа над текстом комедии.

Учитель. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

– С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

– Как встречает его Софья?

– Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

III. Итог урока.

Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).

  Чацкий Фамусов, фамусовское общество
1. Отношение к народу, крепостному праву    
2. Отношение к идеалам    
3. Отношение к просвещению    
4. Отношение к службе    
5. Отношение к иностранному    
6. Отношение к богатству и чинам    
7. Отношение к любви, браку, семейному счастью    
8. Понимание слова «ум»    

 

Урок 22

«век нынешний и век минувший…»
(анализ II действия)

Цели:познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Учитель. Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.

– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)

А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).

1) Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.

2) Беседа по прочитанному.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

3) Беседа по 2-му явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwi pro gwi – «кто про что».)

– В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

– К какому поколению (по возрасту) принадлежит полковник? (Ближе к поколению Чацкого.) А по мировоззрению?

– Итак, после «оды» Фамусова старой Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?» . Прочитайте его. Чем вызван этот протест?

– Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

– Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

2. Практическая работа.

– С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?

Изобразим их графически.

– Понимает ли наконец Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

III. Итог урока.

Вывод.Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили содержание этих конфликтов.

Домашнее задание: прочитать III действие; выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова; продолжить заполнение таблицы.

Урок 23

«безумный по всему…»
(анализ III действия)

Цели:проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.

Ход урока


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!