Вопрос 11.Доктрина Жана Кальвина и историческое значение кальвинизма.
Жан Кальви́н (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Жан Кальвин, создатель нового направления в протестантизме, родился в 1509 г. в семье епископского секретаря города Нуайона в Северной Франции. Отец готовил его к карьере юриста, направив с этой целью учиться на славившийся в то время юридический факультет Буржского университета. Наряду с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистическому течению. По окончании обучения Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью, Несколько лет он прожил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г. перешёл в протестантизм. Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов и в дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении. В связи с гонениями на протестантов Кальвин эмигрировал в Германию, а в 1536 г. переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов, особенно французов.
В этом же году в Базеле вышла в свет его главная работа «Наставление в христианской вере». Эта книга, неоднократно впоследствии дорабатывавшаяся и переиздававшаяся, содержала основные положения кальвинизма.
Учение Кальвина было заострено, с одной стороны, против католицизма, с другой — против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии и материализме. Одним из главных догматов Кальвина являлось учение о божественном предопределении. У Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном предопределении. Бог, утверждал Кальвин, заранее определил одних людей к спасению и блаженству в потустороннем мире, других — к погибели. Предначертания бога неизвестны людям, и люди бессильны изменить их своими поступками. Вера в бога и благочестие человека не зависят от его воли, так как, согласно учению Кальвина, само стремление человека совершать поступки, гарантирующие его спасение, есть не что иное, как действие в нём божества, предызбравшего его к спасению. Люди могут лишь догадываться об уготовленной им участи по тому, как складывается их жизнь на земле. Если они преуспевают в своей профессиональной деятельности (т. е. в той деятельности, которая им предначертана богом), если они добродетельны, набожны, трудолюбивы и покорны властям, установленным богом, это служит внешним показателем благоволения к ним бога.
|
|
Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.
|
|
В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, скопидомство и жажда наживы.
Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры — ценность золота и серeбра — пошатнулся и потерпел крушение».
|
|
Из теории предопределения вытекали и другие следствия. В свете её положений теряли своё значение благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов, ибо не ими определялись предызбранность и спасение. Следовательно, буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части.
Кальвинизм был в то же время весьма гибкой идеологической формой воздействия на массы. Беднякам кальвинистские проповедники внушали, что, усердно работая на хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благоволение божие.
Кальвинистская церковь
Первоначально Кальвин отрицал необходимость создания особой церковной организации. Тем не менее потребности ведения борьбы, с одной стороны, против усиливающегося натиска контрреформации, бейских ересей, в частности анабаптизма, заставили Кальвина признать необходимость такой организации. Однако если католическая церковь в соответствия с социально-политической структурой феодального общества была организована по монархическому принципу, со строгим иерархическим подчинением низших служителей высшим, то кальвинистская церковь строилась на республиканских основах.
|
|
Во главе церковной кальвинистской общины стояли старшины (пресвитеры), которые избирались из светских членов общины (как правило, наиболее богатых), и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Они не имели специального священнического сана. Эго была их служебная обязанность (по латыни — ministerium), отсюда их название — министры.
Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая в Швейцарии ведала религиозной жизнью общины, рассматривая все дела, связанные с проступками членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом.
Вопросы, касающиеся догматов кальвинизма, обсуждались на особых собраниях министров — конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин — синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения.
Такая организация кальвинистской церкви придала ей исключительную сплочённость, гибкость и боеспособность.
Политические взгляды Кальвина
Острая социально-политическая борьба угнетённых народных масс в Германии, отзвуки её в Швейцарии, опыт Цвингли и Лютера показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взывать к Евангелию и идеям раннего христианства, которые угнетённые массы понимали и толковали по-своему, усматривая в них обоснование своим требованиям. Поэтому Кальвин очень осторожно подходит к трактовке проблем государства и социально-политического устройства общества.
Кальвин порицал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. Но в то же время Кальвин всякое государственное устройство и власть, в том числе и феодальную абсолютную монархию, объявлял божественными. Право сопротивления тирании он признавал лишь за подчинёнными органами власти, церковью и представительными учреждениями, например Генеральными штатами. При этом сначала должны быть исчерпаны легальные формы борьбы и пассивное сопротивление; лишь в исключительном случае допустимо открытое неповиновение и свержение тирании.
Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все свои симпатии он отдавал аристократической форме правления, т. е. по существу олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с «умеренной демократией».
В соответствии с этими взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в руках узкой гpуппы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о характере политической и церковной организации решался по-разному, в зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.
Жестоко ненавидел и преследовал Кальвин крестьянско-плебейскую ересь — анабаптизм. Требование крайних анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей он оценивал как «присвоение чужого» и «возмутительную дикость» .
В то же время Кальвин оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой жестокой формы эксплуатации человека человеком — рабства, которое стало получать всё более широкое применение в колониях.
Кальвинизм сложился, таким образом, в стройную и последовательную систему взглядов буржуазии эпохи первоначального накопления.
Осуществление кальвинистской реформации в Женеве
Когда в 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву, там уже была проведена реформация в цвинглианском духе: отменены месса, иконопочитание, продажа индульгенций, реформировались церковное богослужение и сами церковные учреждения. Военное наёмничество было запрещено. В городе кипела острая социальная борьба. На религиозных диспутах перевес оставался на стороне анабаптистов. Произошли выступления городского плебса, сопровождавшиеся погромами католических церквей и монастырей. Магистрат запретил церковные диспуты, начал преследовать анабаптистов и круто расправляться с выступлениями городского плебса.
Однако реформация утвердилась не сразу. Мероприятия, проведённые Кальвином и его сторонниками, вызвали столь сильное противодействие, что в 1538 г. руководители реформационной партии, в их числе и Кальвин, вынуждены были бежать из Женевы Правда, в 1540 г. реформационная партия окончательно одержала верх. По приглашению магистрата Кальвин в 1541 г. возвратился в Женеву и остался там до конца своей жизни (1564 г.).
В Женеве была создана консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая придирчивый полицейский надзор за поведением и жизнью горожан. Всем вменялось в обязанность посещение церковной службы, были запрещены танцы, игры, песни и ношение нарядных платьев. За нарушение этих правил, за леность и чревоугодие виновные привлекались к суду и подвергались наказаниям.
Это было временем наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская церковь и магистрат полностью склонялись перед его авторитетом.
Кальвинистская консистория столь же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась ко всякому проявлению инакомыслия, особенно если имела место оппозиция народных масс (в частности, анабаптизм). Недаром Женева слыла протестантским Римом, а Кальвина нередко называли женевским папой. Анабаптистов либо высылали из города, либо казнили. В 1553 г. Кальвин лично добился ареста и осуждения случайно оказавшегося в Женеве крупного испанского учёного-гуманиста Сервета, естествоиспытателя и анатома, близко подошедшего к открытию кровообращения. Сервет «осмеливался» критиковать в своих книгах кальвинистские догматы и поддерживал связь с анабаптистами. Сожжение Сервета, вызвавшее недовольство в кругах образованного общества, побудило Кальвина опубликовать специальный трактат, где он «обосновывал» право церкви истреблять вероотступников. «Бог,— заявлял Кальвин, — не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятья, чтобы зараза не охватила остальной земли».
Историческое значение кальвинизма
Реформационное движение в Швейцарии было частью того социально-политического и идеологического движения, которым было охвачено в той или иной мере большинство европейских стран в XVI в.
Историческое значение двух реформационных течений, исходивших из Швейцарии, не было одинаковым. Цвинглианство было порождено чисто местными условиями жизни городских кантонов и не вышло в основном за их пределы; оно утратило первоначальный боевой дух, превратилось в типично бюргерскую реформацию и погрязло в провинциальной узости и рутине. Такой его эволюции способствовало и то обстоятельство, что после перемещения торговых путей процветавшие ранее швейцарские города во второй половине XVI в. пришли в упадок.
Иным было историческое значение кальвинизма, который вышел на широкую европейскую арену и получил особенное распространение в странах, где успешно развивался капитализм. Кальвинизм дал в руки поднимающегося класса буржуазии такие религиозно-философские и политические идеи, которые стали идеологией самой смелой части буржуазии мануфактурного периода. Под знаменем кальвинизма совершилась Нидерландская буржуазная революция XVI в. «В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе (после Реформации и Крестьянской войны в Германии. — Ред.) крупное восстание буржуазии— английская буржуазная революция XVII в.
Вместе с тем организационные формы кальвинистской церкви сделали кальвинизм приемлемым не только для буржуазии, но и для реакционных феодальных клик некоторых стран Европы того времени. Отодвигая на задний план социально-этические и философские догмы кальвинизма, они использовали его республиканизм и организационные принципы для сплочения феодальной оппозиции укрепляющемуся королевскому абсолютизму. Так действовали во время «религиозных войн» во Франции дворянские, или «политические», гугеноты, которых современники отделяли от гугенотов «религиозных», выходцев из буржуазии и городского плебса. Такими же соображениями (наряду со стремлением к секуляризации церковных имуществ) руководствовались некоторые князья Германии и реакционно-феодальные клики венгерского и шотландского дворянства, становившиеся под знамя кальвинизма.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1504; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!