Толкования Корана, принадлежащие суннитам 3 страница



1. Али Ибн Бабуйе Куми, скончался в 329г., похоронен в Куме. Отец Шейха Мухаммада Ибн Али Ибн Бабуйе, прославившегося под именем Шейха Судука, который похоронен поблизости от города Рея. Сын знатоком хадисов, а отец – правоведом, издающим фетву. Чаще всего, этих отца и сына называют Судукейн.

2. Еще одним прославленным правоведом той эпохи, являющимся современником Али Ибн Бабуйе Куми, но жившим несколько ранее него, является Айяши Самарканди, автор известного толкования Корана. Он был всесторонне образованным человеком. Несмотря на то, что он прославился, благодаря своему толкованию Корана, его также считают правоведом. Ему принадлежит множество трудов, посвященных различным наукам, в том числе и исламскому праву. Ибн Ан-Надим в «Аль-Фихристе» пишет: «Его книги широко распространены в Хорасане». В то же время ранее мы не встречались с тем, чтобы в исламском праве упоминалось его мнение; возможно, его книги по исламскому праву не сохранились до наших дней.

Айяши был сначала суннитом, а затем перешел в шиизм. Он получил богатое наследство от отца, которое истратил на собирание книг, снятие с них копий, обучение и воспитание учеников.

Некоторые считают Джафара Ибн Кулуйе, который был наставником Шейха Муфида (в исламском праве), современником Али Ибн Бабуйе и, следовательно, правоведом эпохи малого сокрытия, утверждая, что Джафар Ибн Кулуйе был учеником прославленного Сейда Ибн Абдуллы Ашари[442]. Однако, учитывая то, что он был наставником Шейха Муфида и скончался в 367 или 368г., нельзя считать его современником Али Ибн Бабуйе и ученым эпохи малого гейбата. Тот, кто действительно является ученым эпохи малого сокрытия – это его отец, Мухаммад Ибн Кулуйе.

3. Ибн Аби Акиль Омани. Говорят, что его родина – Йемен. Оман расположен на одном из побережий, омываемых Йеменским морем. Дата его кончины неизвестна. Он жил в начале эпохи большого сокрытия.

       Бахр Аль-Улум утверждает, что он был наставником Джафара Ибн Кулуйе, а Джафар Ибн Кулуйе был наставником Шейха Муфида. Это утверждение ближе к истине, нежели ранее приведенное утверждение о том, что Джафар Ибн Кулуйе был современником Али Ибн Бабуйе. Взгляды Ибн Аби Акиля часто упоминаются в исламском праве. Он один из тех людей, чье имя неоднократно можно встретить в исламском праве.

4. Ибн Джанид Аскафи, один из наставников Шейха Муфида. Рассказывают, что он скончался в 381г. Говорят также, что количество его трудов и сочинений достигало пятидесяти. Исламские правоведы называют Ибн Джанида и вышеупомянутого Ибн Аби Акиля «аль-кадимейн». Взгляды Ибн Джанида всегда приводилась и приводятся в исламском праве.

5. Шейх Муфид. Его имя Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Ниман. Он является и богословом и правоведом. Ибн Ан-Надим во втором параграфе пятой статьи «Аль-Фихриста», в котором он повествует о богословах шиитах, упоминает о нем под именем Ибн Аль-Муаллима и воздает ему хвалу. Он родился в 336г. и скончался в 413г. Его известная книга по исламскому праву называется «Макна’а», в настоящее время она опубликована. Шейх Муфид является одним из ярких деятелей шиизма в исламском мире. Абу Йали Джафари, зять Муфида, рассказывал, что по ночам Муфид отводил сну лишь краткое время, оставшееся же время он посвящал намазу, чтению книг, преподаванию или же, чтению Священного Корана. Шейх Муфид является учеником ученика Ибн Аби Акиля.

6. Сейд Мортаза, известный как Ильм Аль-Хади, родился в 355г. и скончался в 436г. Алламе Халли называл его учителем шиитов имамитов. Он был человеком универсальных знаний; литератором, богословом и правоведом. Его мнения по тем или иным вопросам исламского права пользуются вниманием правоведов. Одна из его известных книг по исламскому праву носит название «Интисар», а другая – «Джамаль-уль-улум ва аль-амаль». Он и его брат Сейд Реза, составитель «Нахдж аль-балака», были учениками вышеупомянутого Шейха Муфида.                

7. Шейх Абу Джафар Туси, известный как Шейх Ат-Таифа. Это один из ярких светочей исламского мира. Ему принадлежит множество книг по исламскому праву, основам религии, науке хадисов, толкованию Корана, богословию, жизнеописанию великих людей. Его родиной является Хорасан. Он родился в 385г., а в 408г., то есть, в возрасте двадцати трех лет, он переселился в Багдад, который был в то время крупным центром исламской науки и культуры. Он прожил в Ираке до конца своих дней, и к нему после его наставника Сейда Мортаза перешел пост главы шиитов в области науки и вынесения решений по религиозным вопросам. В течение пяти лет он обучался у Шейха Муфида. Долгие годы он обучался у прославленного ученика Шейха Муфида – Сейда Мортаза. Его наставник Сейд Мортаза скончался в 436г., он же пережил своего учителя на двадцать четыре года. После кончины Сейда он провел в Багдаде двенадцать лет, однако затем, вследствие серии мятежей, когда его дом и библиотека подверглись разорению, он переехал в Неджеф, где основал научный центр. Он скончался в этом же городе в 460г. Его могила в Неджефе пользуется известностью.

Шейху Туси принадлежит книга по исламскому праву «Ан-Нахайя», служившая в прежние времена учебником. Ему также принадлежит еще одна книга «Мабсут», которая возвела исламское право на новую ступень развития и была в свою эпоху наиболее полной и подробной книгой по исламскому праву. Ему принадлежит еще одна книга «Халаф», в которой собраны как мнения правоведов суннитов, так и мнения шиитов. Шейху Туси принадлежат и другие книги. Еще сто лет назад авторы книг по исламскому праву, употреблявшие имя «Шейх», подразумевали Шейха Туси, а если они использовали слово «Шейхи», под ним подразумевались Шейх Муфид и Шейх Туси. Шейх Туси принадлежит той плеяде великих ученых, чьи имена приводятся во всех трудах по исламскому праву. Род Шейха Туси насчитывает несколько поколений ученых и правоведов. Его сын Шейх Абу Али, известный как Муфид Второй, является блестящим правоведом, и согласно «Мустадарик аль-васаиль»[443], он является автором книги «Амали», а также автором комментария к книге его отца «Ан-Нахайя».

Как говорится в книге «Лулу аль-бахрейн», дочери Шейха Туси также были сведущи в исламском праве и мудрости. У Шейха Абу Али был сын по имени Шейх Абу Аль-Хасан Мухаммад. Он стал преемником своего отца, как руководитель научного центра и как лицо, к которому обращаются за решением по тем или иным вопросам права. Как повествует Ибн Омад Джамбали в книге «Шазарат аз-захаб фи ахбар мин захаб»[444], во времена этого великого человека к нему со всех концов страны стекались ученики, стремящиеся изучать шиитское богословие, сам же он был истинным ученым, верующим и благочестивым. Омад Табари как-то сказал: «Если бы особое приветствие (сальват) дозволялось не только по отношению к пророкам, я бы произнес его в адрес этого великого человека». Он скончался в 540г[445].   

8. Кази Абдулазиз Халаби, известный как Ибн Аль-Бурадж. Он является учеником Сейда Мортаза и Шейха Туси. Он был отправлен Шейхом Туси в Сирию, которая была его родиной. Двадцать лет он был судьей в городе Тарабулус в Сирии. Он скончался в 481г. Одна из его книг по исламскому праву, которые упоминаются чаще всего, носит название «Махзаб», а другая – «Джавахир».

9. Шейх Абу Ас-Салах Халаби. Он также родом из Сирии. Был учеником Сейда Мортаза и Шейха Туси, и прожил сто лет. В «Райханат аль-адаб» говорится, что он также был учеником Салара Ибн Абдулазиза, чье имя будет упомянуто далее. Если это верно, Абу Ас-Салаха следовало бы считать учеником трех поколений правоведов! Его известная книга по исламскому праву называется «Кафи». Он скончался в 447г. Если он прожил сто лет и скончался в 447г., он превосходил по возрасту обоих своих учителей. Шахид Второй назвал его «Наместником Мортаза в земле Халаба (Алеппо)».

10. Хамзат Ибн Абдулазиз Дейлами, известный как Салар Дейлами. Он скончался между 448 и 463г. Ученик Шейха Муфида и Сейда Мортаза. Его родиной является Иран, и он скончался в области Хосров Шах, неподалеку от Тебриза. Его известная книга по исламскому праву носит название «Марасим». Несмотря на то, что Салар принадлежит к тому же поколению правоведов, что и Шейх Туси, а не к поколению его учеников, тем не менее, Мухакик Халли в предисловии к книге «Аль-мутабар» называет его, Ибн Аль-Бураджа и Абу Ас-Салаха Халиби «троицей последователей»; то есть, называя его одним из последователей, он, по-видимому, подразумевает под этим то, что все трое были последователями другой троицы (Шейха Муфида, Сейда Мортаза и Шейха Туси).            

11. Сейд Абу Аль-Мукарим Ибн Зухра. В науке хадисов он является учеником первого поколения Абу Али, сына Шейха Ат-Таифы, а в исламском праве он является учеником Шейха Туси в нескольких поколениях. Его родиной является Алеппо, а скончался он в 585г. Его известная книга по исламскому праву называется «Гания». Когда в исламском праве употребляется слово «халабиан» «сирийцы в двойственном числе», подразумеваются Абу Ас-Салах Халаби и Ибн Зухра Халаби, а когда используется слово «халабийун» «сирийцы во множественном числе», имеются в виду двое этих людей, а также Ибн Аль-Бурадж, который также был родом из Халаба (Алеппо). Как повествуется в «Мустадарик»[446] при описании биографии Шейха Туси, Ибн Зухра изучал книгу «Ан-Нахийя» Шейха Туси у Абу Али Хасана Ибн Аль-Хусейна, известного как Ибн Аль-Хаджиб Халаби, а тот изучал эту книгу в Неджефе у Абу Абдуллы Зинубади, который изучал ее у Шейха Рашидаддина Али Ибн Зирак Куми и Сейда Аби Хашема Хусейни; они изучали ее у Шейха Абдулджабара Рази, который был учеником Шейха Туси. Согласно этому повествованию, Ибн Зухра был учеником Шейха Туси в четвертом поколении.   

12. Ибн Хамзат Туси, известный как Омадиддин Туси. Он принадлежит поколению учеников Шейха Туси. Некоторые считают, что он принадлежит поколению учеников учеников Шейха, другие же считают его время еще более поздним. Этот вопрос требует большего изучения.

Точный год его кончины неизвестен; возможно, он скончался во второй половине шестого столетия. Его родиной был Хорасан. Его известная книга по исламскому праву называется «Василя».

13. Ибн Адрис Халли. Выдающийся шиитский ученый. Сам он по происхождению является арабом, а Шейх Туси считается его предком по материнской линии. Своей славой он обязан своему свободомыслию. Он превзошел величие своего деда, Шейха Туси. Его критика в адрес ученых и правоведов граничила с оскорблением. Он скончался в 598г. в возрасте 55 лет. Его важный и известный труд по исламскому праву называется «Сараир». Говорят, что Ибн Адрис был учеником Сейда Абу Аль-Мукарима Ибн Зухры, однако, согласно словам, которые Ибн Адрис приводит в книге «Аль-Вадийя» со ссылкой на книгу «Ас-Сараир», можно сделать вывод, что он был только его современником и виделся с ним, кроме того, между ними существовала переписка по некоторым вопросам исламского права.        

14. Шейх Абулькасим Джафар Ибн Хасан Ибн Яхия Ибн Саид Халли, известный как Мухакик. Автор множества книг по исламскому праву, в том числе «Шарайя», «Муаридж», «Мутабар», «Аль-Мухтасар», «Ан-Нафи», и пр. Мухакик Халли является учеником вышеупомянутых Ибн Зухры и Ибн Адриса Халли в первом поколении. В «Аль-куни ва аль-алькаб» после биографии Ибн Нама говорится: «Мухакик Корки сказал о Мухакике Халли: светило в области исламского права последователей семьи Пророка – Мухаммад Ибн Нама-йе Халли, а самый блестящий из его учителей – Ибн Адрис Халли». 

По-видимому, Мухакик Корки имеет в виду, что наиболее блестящим из учителей Ибн Нама является Ибн Адрис, поскольку Ибн Адрис скончался в 598г., а Мухакик – в 676г. Несомненно, что Мухакик не посещал занятия Ибн Адриса. В «Райханат аль-адаб» говорится: «Мухакик Халли был учеником своих деда и отца, а также – Сейда Фихара Ибн Маад Мусави и Ибн Зухры». Это также неверно, поскольку он не был учеником Мухакика Ибн Зухры, скончавшегося в 585г. Весьма вероятно, что учеником Ибн Зухры был отец Мухакика.

Он является учителем Алламе Халли, о котором речь пойдет позднее. В исламском праве нет никого, кто стоял бы выше его. Когда в исламском праве употребляют слово «Мухакик», то говорят именно об этом великом человеке. Великий философ и математик Ходжа Насреддин Туси встречался с ним в Халле и присутствовал на его занятиях по исламскому праву. Книги Мухакика, в особенности, книга «Шарайя», была и есть учебником для учеников. Многие правоведы написали толкование или глоссы к книгам Мухакика.   

15. Хасан Ибн Юсуф Ибн Али Ибн Муттахар Халли. Один из деятелей, творящих лик эпохи. Является автором книг по исламскому праву, основам религии, богословию, логике, философии, жизнеописанию великих людей и т.д. Известно более ста его рукописных или напечатанных книг, некоторых из которых самих по себе (например, «Тазкират аль-фокаха») достаточно, чтобы продемонстрировать его гениальность. Алламе принадлежит множество книг по исламскому праву, к большинству из которых, подобно книгам Мухакика Халли, были написаны глоссы или комментарии последующими поколениями ученых. Известные книги Алламе по исламскому праву включают в себя следующие труды: «Иршад», «Табсират аль-мутааллимин», «Каваид», «Тахрир», «Тазкират аль-фокаха», «Мухталиф аш-шия», «Мунтаха». У Алламе было много наставников и учителей. В исламском праве он был учеником собственного дяди (с материнской стороны) Мухакика Халли, а в философии и логике – учеником Ходжи Насреддина Туси. Он изучил право суннитов у ученых суннитов. Алламе родился в 648г. и скончался в 726г.

16. Фахр Аль-Мухакикин, сын Алламе Халли. Он родился в 682г. и скончался в 771г. Алламе Халли в предисловии к «Тазкират аль-фокаха» и в предисловии к книге «Каваид» упоминал о своем сыне, как о великом ученом, а в конце книги «Каваид» выразил надежду, что сын доведет до конца то, что не успел завершить его отец. Фахр Аль-Мухакикин является автором книги, которая называется «Идах аль-фаваид фи шарх мушкилят аль-каваид». Взгляды Фахра Аль-Мухакикина, изложенные им в книге «Идах», часто приводятся в книгах по исламскому праву.

17. Мухаммад Ибн Маки, известный как Шахид Первый. Ученик Фахра Аль-Мухакикина и один из выдающихся шиитских правоведов. Он занимает место в одном ряду с Мухакиком Халли и Алламе Халли. Его родиной является Джабаль Амиль, область на юге Ливана, которая представляет собой один из древнейших центров шиизма. Эта область является центром шиизма и в наше время. Шахид Первый родился в 734г., и был казнен в 786г. согласно постановлению правоведа, последователя Малика Ибн Онса, а также при подтверждении правоведа шафеита. Он был учеником учеников Алламе Халли, в том числе, и учеником Фахра Аль-Мухакикина. Одной из известных книг Шахида Первого по исламскому праву является книга «Аль-ламия», написанная им в течение короткого времени, когда он находился в тюремном заключении, завершившемся его казнью. Удивительно, что спустя два столетия к этой прекрасной книге был написан комментарий великим правоведом, повторившим судьбу ее автора и принявшим смерть за веру, которого стали называть Шахид Второй. Эта книга под названием «Шарх-е ламия», написанная Шахидом Вторым, всегда была и есть учебной книгой для учеников. Другие книги, принадлежащие Шахиду Первому, следующие: «Дурус», «Зикра», «Байан», «Аль-фия», «Каваид». Все его книги являются выдающимися произведениями исламского права. К книгам Шахида Первого, подобно книгам Мухакика и Алламе Халли, впоследствии были написаны правоведами комментарии и глоссы.     

Среди правоведов шиитов книги трех вышеперечисленных авторов – Мухакика Халли, Алламе Халли и Шахида Первого, живших в седьмом и восьмом столетии – были изложены в одном сборнике текстов по исламскому праву, другие же ученые написали к ним комментарии и глоссы. Нет других деятелей, чьи труды удостоились бы такого же внимания и интереса. Лишь в прошлом столетии такого же внимания были удостоены две книги, принадлежащие Шейху Мортаза Ансари, со дня кончины которого прошло около ста тринадцати лет.

Род Шахида Первого, будучи родом ученых, мудрецов и правоведов, поддерживал свою славу из поколения в поколение. У Шахида было трое сыновей, и все они были учеными и правоведами; его супруга Умм Али и дочь Умм Аль-Хасан также были сведущи в исламском праве, и в некоторых вопросах исламского права Шахид позволял женщинам обратиться к этим двум мудрым госпожам для вынесения ими решения. В книге «Райханат аль-адаб» говорится: «Некоторые из великих называли Фатиму, дочь Шахида, «шейхиня» и «госпожа Шейх».   

18. Фазиль Микдад. Он происходит из рода чтецов Корана в Халле. Один из прославленных учеников Шахида Первого. Его известная книга по исламскому праву, опубликованная в настоящее время и используемая в трудах по исламскому праву, называется «Кинз-уль-ирфан». Эта книга представляет собой сборник аятов и предписаний; то есть, в этой книге дается комментарий к тем аятам Священного Корана, благодаря которым делается заключение о решении вопросов, связанных с правом, и которые используются в исламском праве, а также в рамках права к ним прилагаются доказательства. В суннизме и шиизме написано множество книг аятов и предписаний, и «Кинз-уль-ирфан» является лучшей из них или же, одной из лучших книг. Фазиль Микдад скончался в 826г. По этой причине он считается ученым девятого веерка хиджры.

19. Джамаль Ас-Саликин Абу Аль-Аббас Ахмад Ибн Фахд Халли Асади. Он родился в 757г. и скончался в 841г. Он принадлежит поколению учеников Шахида Первого и Фахра Аль-Мухакикина. Шейхами, обучавшими его науке хадисов, являются вышеупомянутый Фазиль Микдад, правовед Шейх Али Ибн Аль-Хазин и Шейх Бахааддин Али Ибн Абдулкарим[447]. Они же, по-видимому, были его наставниками и в исламском праве. Ибн Фахд является автором пользующихся авторитетом трудов по исламскому праву. Это такие труды, как «Аль-махзаб аль-бари», который представляет собой комментарий к книге Мухакика Халли «Мухтасар ан-нафи», комментарий к книге Алламе «Иршад», который называется «Аль-муктасар», а также комментарий к книге Шахида Первого «Аль-фия». Он прославился в основном, как ученый в области этики, и суфий-подвижник. Известная книга, написанная им на эту тему, называется «Идат ад-даи».

20. Шейх Али Ибн Халяль Джазаири. Этот человек был благочестивым праведником, сведущим во всех точных и гуманитарных науках. Его наставником в науке хадисов был Ибн Фахд, и весьма вероятно, что он же был его наставником и в исламском праве. Говорят, что в свое время он был главой шиитов, и носил титул Шейх Аль-Ислам. Его учеником был Мухакик Корки, который прославлял своего учителя, как известного правоведа и Шейха Ислама. У него изучал исламское право и Ибн Аби Джамхур Ахсаи.

21. Шейх Али Ибн Абдулали Корки, известный как Мухакик Корки или Мухакик Второй. Один из правоведов Джабаль Амиля и великий шиит-правовед. Получив образование в Сирии и Ираке, он затем отправился в Иран (во время правления шаха Тахмаспа Первого), и впервые в Иране ему был присвоен титул Шейх Аль-Ислам. После Мухакика Корки титул Шейха Ислама получил его ученик Шейх Али Муншар, тесть Шейха Бахаи, а после него этот титул перешел к Шейху Бахаи. Известен указ шаха Тахмаспа о нем, согласно которому он получал всю полноту полномочий, и в действительности обладал реальной властью, а сам шах считал себя лишь его представителем. Его известная книга, часто использующаяся в исламском праве, называется «Джами аль-мукасид» и представляет собой комментарий к книге Алламе Халли «Каваид». Кроме этого, ему принадлежат комментарии или глоссы к книгам Мухакика «Мухтасар ан-нафи» и «Шарайя», а также к нескольким другим книгам, принадлежащим Алламе и Шахиду Первому. 

Прибытие Мухакика Второго в Иран и основание им научного центра в Казвине, а затем в Исфахане, а также воспитание им ярких учеников в области исламского права послужило причиной того, что впервые после эпохи Судука Первого и Судука Второго Иран становится центром шиитского права. Мухакик Корки скончался между 937 и 941г. Мухакик Корки был учеником Али Ибн Халяля Джазаири, а тот в свою очередь был учеником Ибн Фахда Халли. Ибн Фахд Халли обучался у учеников Шахида Первого, таких как Фазиль Микдад, следовательно, он является учеником Шахида Первого во втором поколении. Сын Мухакика Корки по имени Шейх Абдулали Ибн Али Ибн Абдулали также является шиитским правоведом; ему принадлежит комментарий к книге Алламе «Иршад» и книге «Аль-фия» Шахида.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!