Алхимия, или герметические науки

Вводный учебник по алхимии. (Взятосlatebra.narod.ruиalchemy.ucoz.ru by Semistrel) АЛХИМИЯДля людей, желающих узнать, что же есть Алхимия, предложу несколько цитат."Это наука превращения одних металлов в другие" - Парацельс."Алхимия - часть естественной философии, показывающая способ усовершенствования металлов, подражая, по возможности, природе" - Дионисий Захарий."Алхимия есть наука приготовления некоторого состава или элексира, который будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы совершенные" - Роджер Бекон.Но более сущностное определение приводит Беккер: "Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей."В основе алхимической философии существует принцип единой материи, которая принимая различные формы, через элементы, создает многообразие тел.   "Поиск философского камня - поиск своего я"   Содержание: 1)ВВЕДЕННИЕ 2)ТЕОРИЯ 3) РЕЦЕПТЫ И ОПЫТЫ 4) ПРАКТИКА 5)Приложение  

Введение.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АЛХИМИИ


Алхимия трудна для понимания лишь потому, что это наука сокровенная. Философы, желавшие передать потомкам основы своего учения и плоды своих трудов, всячески хранили себя от вульгаризации своего искусства, чтобы им не могли злоупотреблять непосвященные. В результате из-за препятствий на пути ее восприятия, из-за ее загадочности, неясности и многообразных иносказаний наша наука была оттеснена в область фантазий, иллюзий и химерических форм.Считать, будто древние алхимические книги можно прочесть, как читают современные книги, значит обманывать самого себя. Но не смотря на первое впечатление, необычное и зачастую неопределенное, эти книги увлекают и притягивают. У Философов не было иного способа скрыть от одних и преподать другим свои знания, кроме как прибегнуть к метафорам, символам, таинственным терминам, затейливым формулировкам, которые алчные и злые люди трактуют на свой лад.
Несмотря на предупреждения и настойчивые просьбы авторов, в этих книгах упрямо вычитывают обыденный общепринятый смысл. Людям невдомек, что эти тексты предназначены для посвященных, и для их адекватного понимания необходим тайный ключ, а чтобы его приобрести, требуется предварительная работа. Следует помнить, что мы имеем дело с эзотерической наукой. Неудивительно поэтому, что столько замечательных химиков и философов сбились с правильного пути, втянувшись в споры о науке, усвоить самые элементарные понятия, которой они были не способны. Если бы наши ученые поняли язык древних алхимиков, им бы открылись практические законы учения Гермеса, и философский камень давно бы перестал считаться выдумкой.Герметическая философия учит, что сами вещества друг на друга не действуют, активную роль в данном случае выполняют духи веществ. Это они, духи, природные агенты, вызывают в недрах материи наблюдаемые нами изменения. Необходимо уяснить, что древние философы обозначали общим и достаточно неопределенным термином духи. Для алхимиков они соответствуют вполне реальным, хотя с физической точки зрения почти нематериальным тонким влиянием. Духи влияют на подверженные их действию вещества таинственным, необъяснимым, непостижимым, но эффективным образом.Чтобы составить себе представление об алхимии, полезно присмотреться к труду земледельца или микробиолога, так как условия работы схожи. Природа предоставляет крестьянину землю и зерна, микробиологу - агар-агар и споры, алхимику - необходимую металлическую почву и соответствующие семена. Если будут строго соблюдены все условия для постоянного роста специфической алхимической культуры, обильный урожай не заставит себя ждать.

Фулканелли "Обители Философов"

 

Теория.

ПЕРВОМАТЕРИЯ


СЕРА РТУТЬ
(СОЛЬ)


ЗЕМЛЯ ОГОНЬВОДАВОЗДУХ

 

 

Первичная материя, "проистекает" на Серу и Ртуть. Позднее (ок.XVI века), была введена Соль.
Сера, обозначала: цвет, горючесть, твердость, соединение с другими металлами, принцип видимых свойств.
Ртуть, обозначала: блеск, летучесть, плавкость, ковкость, принцип скрытых свойств, проявляющихся под внешним воздействием.
Соль - как принцип соединения Серы и Ртути.

Далее идут четыре элемента: Огонь, Земля, Воздух, Вода, позже был добавлен - Квинтэссенция (пятый элемент).
Вода - принцип жидкости (жидкое состояние материи).
Земля - принцип твердости (твердое состояние материи).
Воздух - принцип газа (парообразное (газообразное) состояние материи).
Огонь - принцип теплого (горячего) пара (газа).
Квинтэссенция - принцип скрытых качеств.

Так как, алхимики работали с металлами, то расскажем немного о них (цитируя "Зеркало Алхимии" Бекона).


Природа золота
Золото есть тело совершенное, составленное из чистой, блестящей, постоянной, окрашенной в красный цвет, ртути и из чистого, постоянного, окрашенного в красный цвет,сульфура (серы).

 

Природа серебра

Это тело чистое, почти совершенное, составленное из чистой, блестящей, белой, почти отвердевшей ртути. Его сульфур имеет такие же качества. Серебру недостает только немного более веса, постоянства и цвета (окраски).

Природа олова

Это тело чистое. несовершенное, составленное из чистой, постоянной, блестящей, летучей, белой снаружи и красной внутри, ртути. Его сульфур имеет те же свойства. Олово только немного недопечено и недоварено.

Природа свинца

Это тело несовершенное и нечистое, составленное из нечистой, неустойчивой, землистой, распыляющейся, слегка белой снаружи и красной внутри, ртути. Такова же и его сера, притом из самых горючих сортов. Свинцу недостает чистоты, прочности, цвета. Он недостаточно проварен.

Природа меди

Медь - металл нечистый и несовершенный. составленный из нечистой, неустойчивой, землистой, красной без блеска, горючей ртути. То же самое и относительно ее серы. Меди недостает прочности, чистоты и веса. В ней слишком много землистых негорючих частиц и нечистого цвета.

Природа железа

Железо есть тело нечистое, несовершенное, составленное из ртути нечистой, слишком прочной, содержащей землистые частицы, белые и красные, но без блеска. Ему недостает плавкости, чистоты. веса. Оно содержит слишком много нечистой серы и землистых горючих частичек.

Теоретические обоснования

Два начала составляют все металлы и ничто не может соединиться с металлом или трансформировать его, если само не будет составлено из этих начал. Таким образом простой здравый смысл принуждает нас взять для изготовления нашего философского камня ртуть и сульфур (серу). Но ни ртуть, ни сульфур не могут в одиночку зародить металлы, а только путем соединения друг с другом они порождают и их и многочисленные минералы. Значит, очевидно, что наш Камень должен родиться и сам из соединения этих начал. Этот секрет чрезвычайно драгоценен и очень сокровенен. Над каким минеральным веществом, ближайшим между всеми, нужно прямо оперировать?
Мы должны выбирать заботливо. Предположим сначала, что мы извлечем наше вещество из растений. Пришлось бы прежде всего извлекать из них ртуть и сульфур в отдельности, длинными нагреваниями, а эту процедуру мы отвергаем потому, что природа дает нам ртуть и сульфур уже готовыми.
Если бы мы выбирали животных, нам пришлось бы работать над человеческой кровью, волосами, мочой, экскрементами, куриными яйцами, наконец, над всем, что можно извлечь из животных. Но и тут нам пришлось бы извлекать ртуть и сульфур нагреванием, и мы отвергаем эту операцию по тем же причинам.
Если бы мы выбирали сложные минералы, каковы различные виды магнезии, колчеданы, цинковые руды, купоросы, квасцы, бура, соль и так далее, то пришлось бы также сначала извлекать из них ртуть и сульфур в отдельности, нагреванием. И этот способ мы отвергаем по той же причине, как и первые.
Если бы мы выбрали один из семи духов или спиртов каковы: простая ртуть, простой сульфур, полусернистая ртуть, живая сера, орипигмент, аурипигмент, реальгар, то мы не могли бы их усовершенствовать, потому что природа совершенствует только определенную смесь обоих принципов. Мы не можем лучше приготовить ее, чем природа, а нам бы пришлось бы извлекать из предыдущих тел сульфур и ртуть в отдельности, что мы отвергаем, потому что и без того всегда можем иметь их такими.
Мы устраняем также идею брать в отдельности оба принципа, то есть ртуть и сульфур, потому что не знаем нужной пропорции, и, кроме того, найдем тела, в которых оба начала соединены уже в такой точной пропорции, сгущены и связаны по надлежащим правилам.
Выбрав для усовершенствования золото и серебро, мы с трудом найдем огонь, способный действовать на них. Хотя бы мы и знали такой огонь, мы все-таки не могли бы достичь им совершенного очищения этих металлов по причине могущества их внутренних связей и их естественной гармонии. Вот почему мы отвергаем золото, как материал для Красного Элексира и серебро для Белого Элексира.

Первоматерия
Мы найдем некоторое тело, составленное из ртути и серы, над которым природа мало работала. Значит, выбери вещество, содержащее чистую, светлую, белую, сделавшуюся красной, не вполне совершенную ртуть, смешанную по определенному правилу равномерно и в должных пропорциях с серой, подобной ей. Это вещество должно быть высушенно в твердую массу, такую, чтобы с помощью нашего знания и сообразительности мы могли ее внутреннее очищать и совершенствовать огнем и сделать, наконец, такой, чтобы в конце работы она стала в тысячу тысяч раз более чистой и более совершенной, чем обыкновенные тела, сваренные естественной теплотой.

Печь
Когда природа варит металлы в рудных жилах посредством естественного огня, она может осуществить их варку, только употребляя подходящее для этого вместилище... Значит, если мы хотим подражать природе, то безусловно необходимо, чтобы мы имели печь похожую на рудную жилу, конечно не по величине, а по расположению. Нужно, чтобы огонь, помещенный в ее глубине, нигде не находил выхода, чтобы не мог вырваться при поднятии; нужно, чтобы теплота была отражена на заботливо закрытый сосуд, в котором заключено вещество для изготовления философского камня.


ОСНОВЫ АЛХИМИИ


Первоматерия - камень Философов - достаточно верно отражает его свойства и служит ключом к его идентификации. Это действительно камень, так как внешне он такой же, как и все минералы. Это хаос Мудрых, в котором заключены четыре элемента, но в смешанном, беспорядочном виде. Это старец и отец металлов. Металлы действительно происходят от него, так как он их первое земное проявление. Это мышьяк, цинковая пыль, сурьма, обманка, свинцовый блеск, киноварь, колькотар, аурихальцит, реальгар, аурипигмент, каламин, туция, винный камень (tartar) и так далее. Все минералы как бы перенесли на него свои названия.
Камень Философов именуют также чешуйчатым драконом, ядовитым змеем, дочерью Сатурна и "самым любимым его дитятей". Естественное развитие этого вещества прерывается при добавлении в него примеси горючей Серы, которая связывает и коагулирует его чистую Ртуть. Несмотря на летучую природу, изначальная Ртуть подвергнутая сиккативному (высушивающему) действию Серы и мышьяка, принимает вид твердой, черной, плотной, волокнистой, ломкой и рассыпчатой массы, которую обычно считают ни на что годным, грязным и презираемым в глазах людей побочным продуктом. Однако озаренный Мастер находит в этом субъекте - бедном родственнике семейства металлов - все необходимое для своего великого труда, так как он, по словам герметических авторов, используется на начальной, срединной и конечной стадиях Делания. Поэтому древние сравнивали его с Хаосом Творения, где элементы и начала, тьма и свет смешаны, спутаны и не могут воздействовать друг на друга. Поэтому Мудрецы символически описывали исходное состояние своего вещества как образ мира, содержащий в себе все составные части герметического нашего Земного шара, или микрокосма, в котором, однако, отсутствуют порядок, форма, ритм и мера.
Этот воплотившийся хаос в смешанном виде содержит самое чистое семя и субстанцию, найболее близкую по своей природе к минералам и металлам. Философская материя имеет минеральное и металлическое происхождение, и ее следует искать лишь в корне минералов и металлов. Поэтому того, кто в поисках священного камня Философов, в поисках этого малого мира обратится не к минералам и металлам, а к каким-нибудь другим веществам, постигнет неудача. Не зря древние авторы всегда учат неофита следовать природе, чтобы не сбиться с верного пути. Природа сама себе закон, она развивается и совершенствуется лишь присущим ей образом, и ничто чужеродное не может воспрепятствовать ее поступательному движению или помешать ее производящей силе.

Меркурий Философов - обладает двойной природой и двойными свойствами, частью - твердый и материальный, частью - летучий и духовный. Его одного достаточно, чтобы начать, завершить алхимический труд и приумножить его результаты. Это единственная необходимая для алхимика материя. Надо знать, что герметические авторы именно с этой ртути и ее получения обычно начинают свои трактаты.
Меркурий - золотая жила и корень золота, между тем сам драгоценный металл совершенно не нужен и не пригоден для данного случая.
Это дух золота, заключенный в прозрачное, легко коагулируемое масло, соль металла и соль камня. Некоторые Адепты, чтобы внести путаницу, называли ее селитрой и ставили знак одного вещества на изображение другого. Кристаллическая структура этого вещества, его физическое сходство с расплавленной солью, прозрачность привели к тому, что его причислили к солям и дали ему множество соответствующих имен. В зависимости от желания или фантазии автора оно поочередно становится морской солью, каменной солью, солью алемброт, солью Сатурна, свинцовым сахаром, солью солей, а также знаменитым зеленым витриолом, стеклянным маслом, хризоколлой, бораксом, атинкаром. Его еще именуют римским витриолом, минералом Фабра, Протеем и Хамелеоном.

Тайный огонь Мудрецов. Из всех вспомогательных веществ Великого Делания (так называемых помощников или слуг) никакое другое не сопряжено со столь долгими поисками и трудоемкой идентификацией. Иногда во второстепенных случаях вместо требуемой добавки можно использовать заменитель, дающий тот же результат, однако при получении Ртути ничто не заменит тайный огонь, дух, способный оживлять и активировать Ртуть, составлять с ней единое целое, выделив ее из нечистой материи.
Без него, без этого огня, скрытого под видом соли, приготовленное вещество не сможет выполнить своей задачи - применить на практике свои производительные свойства. Любое зарождение нуждается в определенном агенте, связанном с тем царством, в которое его поместила природа.
У минералов и металлов есть своя семенная жидкость, оплодотворенная минеральным огнем - активным агентом, который искусственным путем вводят в семя минералов. Именно он, "первым поворачивает ось и движет колесо". Отсюда ясно, какое большое значение имеет этот невидимый и таинственный металлический свет.
Скрытая Сера - духовный огонь, принявший форму и воплотившийся в соль. Она скрытая, потому что в ходе процесса никогда не являет себя видимой взору. Эта Сера, хотя и невидимая - вовсе не абстрактное понятие или теоретический термин. Тайным способом алхимик может ее выделить, экстрагировать в виде сухого порошка, загрязненного и потому непригодного для философского искусства. Этот чистый огонь, по природе своей схожий с Серой золота, но менее концентрированный, содержит больше вещества. Поэтому он легко соединяется с Ртутью минералов и несовершенных металлов.
В неком всем известном и отчасти полезном веществе алхимики находят таинственный солнечный огонь, летучую соль и духовную серу, другими словами, проникающий во тьму вещей небесный огонь, без которого ничего нельзя сделать и который ничем нельзя заменить.
Фулканелли "Обители Философов"

Три начала
В этой небольшой компиляции мы бы хотели проиллюстрировать, на примере работ Мастеров различные подходы к определению такой важной составляющей Герметической Философии как Три Начала.

 

1. Кверцитанус "Герметическая Медицина"

В этой работе все принципы даны максимально вещественно, Кверцитанус, принципиально ограничивается только видимыми (явными) качествами, не упоминая никак скрытые свойства.Все начала разделены на три категории: семена, принципы и элементы.

 

 


Семена, как видимые носители активности и формирующих принципов соотносятся с Царствами природы.

Принципы - это наборы качеств и посредники с помощью которых семена растут и развиваются:

 


Меркурий - жидкий, кислый, проникающий, очищающий, эфирный, воздушный, субтильный, оживляющий, питающий жизнь, он ближайший деятель формального принципа.

Сульфур- влажный, сладкий, маслянистый, плотный, питающий огонь или природное тепло, смягчающий, вязкий, клейкий.
Соль- тело, то есть сухость, чистая земля, растворимая, коагулируемая, очищающая, поднимающаяся, и обладающая многими другими свойствами.

Элементы - нижний видимый предел материальности лишенный качеств:

 


2. Николя Лефевр "Курс Химии"

"Промежуточная" позиция: начала описываются весьма вещественно но в конце, говоря о Соли, Лефевр переходит к настоящей Алхимии (кстати, то, что он назвал Солью-гермафродитом многие другие Мастера называли Меркурием, а еще некоторые Серой философов).

Меркурий или Дух.
Некоторый называют Меркурий второй субстанцией, которая становится видимой когда мы разделяем соединений (имеется в виду идет второй во время дистилляции), другие же, называют его радикальной влажностью, но мы будем называть его Духом, так как это название наиболее распространенное. (...)

Вне соединений эта сущность крайне пронизывающая, она открывает и смягчает наиболее прочные тела, этот дух пробуждает тепло в вещах вызывая брожение, он разъединяет Сульфур и Соль и делает их отделимыми друг от друга, он сопротивляется гнили, хотя и сам еее может произвести иногда. Он съедает Соль и столь тесно с ней соединяется, что их едва можно разъединить. У него есть тепло, но есть и холодность, так как он действует не качествами Элементов, а собственными, ему присущими. И вообще мы испытываем нехватку в выражениях, что бы описать его, так как это настоящий Протей, и действует подобно Солнцу, которое само увлажняет и осушает, отбеливает и заставляет чернеть.

Сера.
У нее так же много имен: масло, огонь природы, свет, жизненный огонь, бальзам жизни.
Это масло третье появляется во время перегонки, ее масличная сущность легко воспламеняется, из-за горючей природы. Будучи связана с другими сущностями она удерживается на поверхности флегмы, она не соединяется с солью не будучи прежде связана с каким-нибудь духом, или когда соль циркулирует с духом, тогда они вместе легко получают серу, что очень важно, так как без этого знание невозможно составить ни панацею, ни сущность, ни какой Арканум.

Она смягчает свойства соли, и покоряет едкость духов, и даже наиболее сильная вода ничего не может сделать, там где она изобилует. Посредством нее три принципа получают клейкость, так же она связывает землю.

Соль.
Флегма, Дух и Сера - летучие принципы, два других - устойчивые. Это простая земля, лишенная каких-либо качеств, кроме сухости и веса и соль.
Будучи отделена от других принципов, предстает в сухом рассыпчатом виде, но тем не менее содержит внутреннюю влажность, будучи растворена поддерживает серу и присоединяется к ней при помощи духа.

Но что бы вы не были обмануты двусмысленностью слова соль, нужно знать, что существует центральная соль, радикальный принцип всех вещей, она - первое тело, в которое одевается универсальный дух, и содержит в себе другие принципы. Она так же называется герметической солью, от Гермеса, который как говорят ее первый открыл, но я называю ее солью-гермафродитом, так как она принимает всякую природу и безразлична ко всему. Это центр откуда происходят все вещи.

3. Кунрат "Амфитеатр вечной мудрости"

Таблица Кунрата уже максимально расширяет область применения Трех начал, и любопытна еще и тем, что пытается свести вместе различные герметические разделения Начал.

 

Символика. Символика птиц в алхимии. В алхимических текстах мы встречаем озадачивающее, на первый взгляд, многообразие животных символов - красных львов, белых орлов, оленей, единорогов, крылатых драконов и змей. Хотя поначалу такое хитросплетение образов представляется отчасти вымученным и неясным, между этими символами существует внутренняя взаимосвязь. Алхимики древности использовали их определенным образом, стремясь выразить эзотерическое знание. В этой статье мне бы хотелось рассмотреть тесно связанную группу таких животных символов, а именно алхимических птиц: Черного Ворона, Белого Лебедя, Павлина, Пеликана и Феникса, которые описывают определенные стадии алхимического процесса. Конечно, было бы ошибочно предполагать, что за каждым из этих символов стоит жесткий фиксированный смысл. Алхимики зачастую наделяли различным смыслом используемые символы, поэтому всегда нужно принимать во внимание контекст, ситуацию, к которой они относятся. Тем не менее, если птицы появляются в последовательности, которую мы здесь разберем, можно быть практически уверенным, что к ним вполне применима нижеследующая интерпретация. Но прежде рассмотрим этот символ в целом. Что алхимики стремились выразить, обращаясь к птицам-символам? Главное качество птиц заключается в том, что они, обитая в стихии воздуха, являются посредниками между земной реальностью и небесным миром. Алхимик, наблюдая за их полетом, узнавал движение человеческой души на пути духовного развития. Птицей алхимик обозначал душу, устремляющуюся вверх, освобождающуюся от плена тела, взыскующую небесного света, душу, которая, тем не менее, должна вернуться в земное сознание по завершению медитативного опыта. Таким образом, символика птиц отражает внутренний опыт алхимии души - парение души, свободной от физических чувств и ограничений привязанного к земле тела. Душа в созерцательных алхимических практиках соприкасается с духовным миром и, возвращаясь, привносит его частицу в жизнь внешнюю, земную. Символизируя переход между физическим и духовным мирами, птицы, выражают определенный архетипический опыт, с которым сталкивается душа, проходя этапы алхимического преображения. Эти символы использовались двояко. Во-первых, для описания в тексте одного из аспектов алхимического становления. Так, алхимик мог обозначить некий процесс как стадию Пеликана, и описать ее определенные аспекты, возможно, иными символами. Во-вторых, символы птиц становятся объектами для созерцания и, посредством внутреннего создания такого символа, осуществляется связь души с сущностным опытом определенной стадии алхимического становления. Разберем этот вопрос более детально. Я бы хотел рассмотреть символы в следующей последовательности, которая встречается в различных источниках: Черный Ворон - Белый Лебедь - Павлин - Пеликан - Феникс. Такая цепочка соответствует процессу накопления внутреннего опыта, вмещающего постепенно углубляющееся взаимодействие с внутренним духовным измерением нашего существа. Черный Ворон в духовной алхимии - это начало Великого Делания. Он указывает на первую стадию встречи алхимика со своим внутренним космосом, происходящую посредством удаления от внешнего чувственного мира с помощью медитации и вхождения в то, что первоначально представляется темным внутренним миром души. Эта стадия часто описывается в алхимических текстах как погружения во тьму, опыт Nigredo, и нередко представляется смертью - через образ caputmortuum, мертвой головы, или, как мы видим на некоторых алхимических изображениях, алхимика, умирающего внутри колбы. Таким образом, в символе Черного Ворона мы встречаемся с сознательным выходом из мира физических чувств - ограничений, привязывающих нас к физическому телу. Следующая стадия представлена символом Белого Лебедя. Теперь алхимик начинает проживать опыт внутреннего мира как опыт наполненности светом - это начальная внутренняя яркость, которую зачастую ошибочно принимают за истинное озарение. Данная стадия - всего лишь первое сознательное соприкосновение с тонким миром, но по сравнению с опытом физических чувств этот опыт настолько ошеломляет, что предстает в виде яркого белого света. Алхимическая традиция символизирует эту стадию Белым Лебедем. Лебедь - птица, которую редко можно увидеть в полете, чаще - плывущей по озеру или реке, изящно скользящей по водной глади, а говоря символически - по поверхности души, тонкой оболочке между собственно душой и физическим миром. На стадии Павлина алхимик приобщается к внутреннему опыту астрального мира, который первоначально проявляется как палитра вечно изменчивых красок. Этот опыт в алхимии часто символизируется изображением павлиньего хвоста и его роскошных цветовых переливов. В рамках рассматриваемой последовательности из пяти стадий, переломный момент наступает именно на стадии Павлина.
Эта активная работа с силами души прекрасно символизируется Пеликаном. Пеликан пронзает свою грудь клювом и кормит птенцов собственной кровью. Алхимик должен установить своего рода жертвенные отношения со своей внутренней сущностью. Собственными душевными силами он должен вскармливать развивающийся внутри духовный эмбрион. Любой, кто прошел путь подлинного духовного развития, хорошо осведомлен об этом опыте. Образ самого себя должен быть изменен, трансформирован, принесен в жертву развитию духовного "Я". Этот опыт практически неизбежно глубоко болезнен, он проверяет внутренние ресурсы человека. Из него, в конечном счете, рождается духовное "Я", преображенное опытом Пеликана. Первые алхимиками использовали символ Пеликана как емкий образ пути Христа. Феникс завершает процесс развития души. Птица Феникс строит гнездо (которое в то же время погребальный костер), а затем, поджигая его, сжигает и себя. Но Феникс восстает из пепла преображенным! Здесь мы сталкиваемся с алхимическим опытом одухотворения, спиритуализации: Алхимик трансформировал свою сущность в такой степени, что уже не зависит от физического тела как основы своего существа. Теперь он укоренен в неоспоримой достоверности духовного - в этом смысле он обрел Философский Камень, Духовный центр своего бытия. Так мы можем вкратце обрисовать алхимию души - единение, очищение и трансмутацию - в данной последовательности символов-птиц.
уход от зависимости от физических чувств ЧЕРНЫЙ ВОРОН ФЕНИКС освобождение духа от физических пут
опыт тонкого тела БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ ПЕЛИКАН сознательное использование сил тонкого тела

ПАВЛИН
опыт астрального тела

погружение внутрь единение (интеграция) точка трансформации очищение (пурификация)

внешнее выражение трансмутация

 

Павлиний хвост является центральным опытом всего процесса, моментом внутренней трансформации, которую вызывает подлинное осознание астрального тела. Заметим, что последующие стадии зеркально отражают друг друга. Так, Черный Ворон и Феникс взаимосвязаны как начало и конец процесса, но в более глубоком смысле - оба относятся к смерти. Смерть для физических чувств на стадии Черного Ворона в конечном итоге становится победой над физической смертью - это символизирует Феникс. Есть соответствия и между стадиями Белого Лебедя и Пеликана. Для отдельного существа Белый Лебедь - это опыт переживания тонких сил, который впоследствии вырастает в их сознательное совершенствование и внешнее проявление жизненных энергий. Стадия Павлиньего хвоста - сознательный опыт астрального тела - стоит обособленно в общей картине процесса, хотя в некоторых алхимических работах ее иногда разделяют на два этапа - начальную фазу Крылатого дракона, которая разрешается последующей фазой Павлиньего хвоста. Во время первой встречи с астральным телом могут доминировать искаженные негативные аспекты человеческого существа - это символизирует Крылатый дракон. Но, в конце концов, красота и великолепие астрального тела раскрывается во всей полноте через очищение души на стадии Павлиньего Хвоста. Ранние алхимические тексты (в частности Rosariumphilosophorum) дают такую картину алхимии души с параллельным описанием напряженных работ на физическом уровне. Таким образом, духовное развитие алхимика шло рука об руку с реальными физическими операциями. В ходе таких операции (многие детали которых сохранились до сих пор) происходили изменения формы и цвета содержимого запечатанной колбы, соответствовавшие внутренним изменениям на уровне алхимии души, этапы которой выражены символами птиц. Мы рассмотрели процесс, включающий в себя почернение, отбеливание, быструю смену цветов, стадию круговой дистилляции и финальную сублимацию. Задача современной алхимии состоит, в частности, в повторном открытии этого физического процесса и дальнейшего исследования его нюансов. ПОНИМАНИЕ АЛХИМИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ
Понимание алхимической символики без знания алхимических теорий довольно сложный процесс, хотя при желании можно вывести всю теорию из самих символов, но это под силу далеко не каждому. Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения. Второе, что это длительный процесс. И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книжки. По этому ниже даны лишь зерна истины, взрастить их и получить урожай можно только самому, и то, что вырастет (дерево или чахлый куст) зависит только от себя, и никого более не считая конечно ... ибо истинное знание живо только через Откровение. Теория четырех элементов Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией. Для того чтобы детально изучить теорию четырех элементов не достаточно таблицы помещенной ниже, для этого необходима большая работа которую лучше всего сделать самостоятельно… Все последующие теории: 1. Теория серы и ртути 2. Теория серы ртути и соли И т.д. (перечислены две основные) лишь трансформируют количество и качество элементов. В первом случае до двух элементов во втором до трех, прибавляя по мере надобности еще и такие: квинтэсенция, AZOT... Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В его основании находится четыре точки на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста: Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации. Графическое (знаковое) изображение четырех элементов: Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим: Сера - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге Ртуть - душа / то, что соединяет тело и дух Соль - тело / то материальное что остается после обжига Графическое (знаковое) изображение серы, соли и ртути (Сульфур, Меркурий, Соль): Две точки серно - ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так: Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. "Один есть Все" - и все от него, и все в нем, а если он не содержит всего он - ничто... В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной или профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях. Кроме того, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары – навощенные дощечки, на которых писали военные приказы. В наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение или выражение чего-либо. Начиная от абстрактных идей и заканчивая тривиальными вещами. У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них: 1. Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных. 2. Символ средство познания и Путь Истины. Бытие символа распространяется в трех планах: 1. Символ - знак 2. Символ – образ 3. Символ явление Вечности Здесь кроется тема многочисленных споров. Как отличить символ от знака и аллегории? Ведь символика – это фактически система знаков или образных конструкций, наделенных бесчисленным количеством смысловых оттенков. Начнем с простого, т.е. с определения знака. Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным. Аллегория – своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации. Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи. Т.е. аллегория простая транскрипция мысли или задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно. Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан. Вот простые примеры знака, аллегории и символа: Несложно понять, в таблице представлены алхимические знаки, несущие конкретное значение, скелет с косой - аллегория смерти, а феникс символ Философского Камня. Существует четыре основных вида символов: 1. Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет 2. Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины 3. Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм: 4. Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов: Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения... Основных сложностей в понимании алхимической символики три: Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений. Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории. И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания). Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Однако следует учесть, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (да и то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя. Пять правил анализа алхимического символа: Правило №1 Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких. Правило №2 Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых. Правило №3 Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение. Правило №4 Выделить главную идею сюжета. Правило №5 Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования. Пример: Лев, пожирающий солнце 1. Это символ сложный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце). 2. Простые символы, на которые можно разделить гравюру: 3. Основные: лев и солнце Дополнительные: кровь, камень, фон.. 4. Солнце находится с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д. 5. Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Т.е. на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота... Остановимся более подробно теперь на алхимических знаках: Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков: Алхимики используют специальные знаки для обозначения времени. Эти знаки взяты из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток. 1. Час 2. День 3. Время суток (день, ночь) 4. Неделя 5. Месяц (состоит из 40 дней) 6. Год ... Символика алхимических веществ Алхимики использовали в своей деятельности различные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным ингредиентам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.   Первичная материя Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик. Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества: Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы. Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность. Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть. Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно. Философская Ртуть Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская Ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита. Тайный Огонь Тайный Огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество Философской Ртути. Рассмотрим некоторые символические обозначения металлов и веществ используемые алхимиками: Король и королева изображенные на этой гравюре - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись перовеществом. Старик с косой это Хронос символ свинца, волк с раскрытой пастью - это сурьма. Дракон - символ Первовещества. Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества. Женщина на гравюре это Венера или медь, лев у ее ног еще один символ золота. Воин с мечом - Марс символ железа... Символика алхимических процессов Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме: ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ) ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие: ПЕЛИКАН (кормление кровью) ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала) ФЕНИКС (являет собой совершенного орла) Как видно из схемы существуют три основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия , альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня). По этому на этой теме надо остановится несколько подробнее. Сухой Путь Сухой Путь предполагает работу в течении нескольких недель, но не более 40 дней - т.е. одного месяца философов. В этом режиме тайный огонь играет чрезвычайно важную роль - гораздо более важную чем при влажном Пути. Все процессы протекают крайне интенсивно и динамично. Описанный Режим Сатурна относятся к сухому Пути. Исходя из динамики процессов, при выборе и подготовке первовещества с тайным огнем нужно быть крайне осторожным. Существенно также упомянуть об опасности при следованию по этому Пути. Она заключается в крайне резкой смене стадий Делания, что может привести к негативным последствиям. Это особенно относится к Режиму Сатурна. Влажный Путь При влажном Пути срок Великого Делания увеличивается до одного года, при его успешном свершении, или до трех лет при менее удачном. Интенсивность процессов здесь иная, все процессы протекают менее динамично и в несколько ином порядке. Тайный огонь и первовещество так же иные (качественно) чем используемые в сухом Пути. Хорошее и доступное описание Влажного Пути сделано Ричардом Кавендишем в "Магии запада" М. 1994 год.

УЧЕНИЕ АЛХИМИИ

Алхимия ни в коем случае не является только "обманным искусством изготовления золота", а скорее - внецерковным учением облагораживания души, которое из-за своих неортодоксальных доктрин пользовалось образным миром из фонда лабораторий (хотя существовали и выразители определенных взглядов, надеявшиеся синтезировать благородные металлы). Так как до Карла Густава Юнга (1875-1961) повсеместным уважением пользовались только научно-исторические аспекты этого учения, а алхимия рассматривалась как "ошибочная предхимия", то идеология алхимиков едва ли могла найти когда-либо должное понимание. В первую очередь речь идет о стремлении к распространению духовного света через различные секты с помощью систематического отталкивания мира материи, воспринимаемого как земной, тяжелый и темный, примерно в духе позднего античного гносиса в его разнообразном выражении. Символико-аллегорические образы, с поразительным разнообразием появляющиеся в средневековых рукописях и печатных книгах с гравюрами на меди периода Ренессанса и барокко, ставили своей целью не просветить постороннего человека, а помочь посвященному знатоку учения при медитации. Из первичной материи путем нескольких ступеней очищений должен был образоваться настоящий философский камень, обладание которым дало бы возможность получить из неблагородных металлов золото и серебро - металлы Солнца и Луны - и изготовить универсальное лечебное средство. Многие символы связывают эту идеологию с образами масонства и Союза Креста и Розы (розенкрейцеров). Среди самых важных алхимических образных объектов следует назвать андрогина, гексаграмму, голубя, дракона, единорога, жабу, золото, кадуцей (жезл Меркурия), квинтэссенцию, кораллы. Луну, льва, орла, павлина, пеликана, пентаграмму, серу и ртуть, Сатурна, свинец, серебро, Солнце, феникса и др. Подлинное начало алхимии датируется первыми веками н.э., когда она широко практиковалась греками и арабами. Позже в нее были привнесены элементы разных традиций, в том числе и элементы христианского мистицизма. По сути, это был символический процесс, включающий в себя попытки добыть золото, которое считалось символом просветления и спасения. Четыре этапа процедуры обозначались различными цветами: черный (греховность, начало, низшие силы) - для "первичной материи" (символ души в ее начальном состоянии); белый (простейшая работа, первое превращение, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золото. Пиобб анализирует символический смысл основных алхимических операций. Первая, называемая calcinatio, заключается в "смерти мирского", т.е. в отрешении от всех жизненных интересов и внешнего мира; вторая, putrefactio, является следствием первой и заключается в отделении бренного праха; третья, solutio, обозначает очищение материи; четвертая, distillatio, - это "дождь" очищенной материи, т. е. элементов спасения, разделенных в предыдущих действиях; в-пятых, соединение символизировало объединение противоположностей (coincidentia oppositorum), отождествляемое Юнгом с тесным союзом в человеке мужского принципа сознания с женским принципом бессознательного; сублимация, шестая стадия, символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям. В геральдике эта стадия изображается в виде бескрылого существа, схваченного крылатым существом, а иногда эта стадия представлена мифом о Прометее. Последней стадией является философское затвердение, то есть неразрывное соединение принципов сгущенности и летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости. Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой Solve el Coagula, что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори все низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры. В дополнение к этой своеобразной символике алхимию можно рассматривать как образец всех других дел. Она показывает, что добродетели можно культивировать при любых, даже простейших видах деятельности и что душа укрепляется, а индивид развивается. Эвола отмечал: "Наша работа представляет собой трансформацию и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую, слабости в силу, телесной природы в духовную..." Относительно гермафродита (один из важнейших алхимических символов) Юджинио д'0рс пишет: "Тот, кому не удастся "стать двумя в одном теле" (любовь), станет двумя в одном духе (индивидуация)".

 

ПСИХОЛОГИЯ

Путь совершенства. В мирском понимании алхимия представлялась системой химических экспериментов, гипотетически позволяющих превращать металлы в золото. Однако алхимия была в равной степени как научной, так и философской системой, целью которой являлось открытие тайных законов, управляющих Вселенной. Включала она в себя и концепцию духовной и нравственной культуры. "Жидким золотом" - символом веры, устремлений и трудов алхимиков - было человеческое совершенство. Эта "духовная алхимия" базировалась на символических понятиях: сера - мужской элемент, экспансивная энергия, происходящая из центра индивида; и ртуть - женский элемент, энергия, идущая извне, пронизывающая все сущее. Их антагонистические свойства уравновешены солью - воплощением принципа кристаллизации, обозначающего константу бытия. Алхимия занималась шестью последовательными операциями; кальцинацией, соответствующей черному цвету - угасанию желаний; гниением, которое отделяет кальцинированные элементы; растворением, соответствующим белому цвету - символу мудрости, противостоящей соблазнам; дистилляцией, соединением, соответствующим красному цвету - единству противоположностей; и очищением, соответствующим золоту - символу совершенства. Алхимик - мудрец, осознающий собственную чисто символическую значимость, - представлял свое экспериментаторство "лабораторией мысли", центром некоего мира, находящегося в фазе становления, который алхимик должен сделать разумным, 0н открывает, таким образом. Космос, где слышны небесные голоса... Божественное Слово, гармонию Вселенной в бесконечности мирозданий и космических пространств. Алхимические операции подобны процессу индивидуации, поиску Себя - основы личности. Искания, которые начинаются с абсолютной тьмы бессознательного, находят свое продолжение в расчленении составных частей психики и их глубинном анализе, до тех пор, пока реальные ценности бытия не усваиваются сознанием и не используются в повседневной жизни. Искусство долголетия и бессмертия даосов было основано на внутренней алхимии, призванной "расплавить форму", изменить тело, усовершенствовать его алхимической работой. Это искусство включает в себя дыхательные техники, гимнастические упражнения и диету. Такая внутренняя трансмутация, целью которой является получение "золотого эликсира" и очищенной киновари, основывалась на принципе Ян-Инь и сообразовывалась с учением о числах. На символическом языке была создана логическая система, в основу которой легла идея динамичности трансцендентных соответствий между человеком. Небом и Землей; равновесия начал Ян и Инь в человеческом организме, рассматриваемом как точный слепок макрокосмоса. Главной целью было воздействие на основы: сущность, дыхание, жизненные центры - путем сосредоточения, самосозерцания и практики эмбрионального дыхания, своего рода возвращения к зародышевому состоянию в утробе матери.

 

Алхимик

Практика алхимии очень древняя. Она существовала на протяжении всего средневековья и в конце концов умерла, дискредитированная лишь с появлением современной химии в XVII веке. Целью алхимика было создать некую субстанцию, именуемую философским камнем, которая обладала бы свойством превращать неблагородные (окисляющиеся) металлы в золото и серебро, а также способностью продлевать человеческую жизнь на неограниченное время. Средневековый алхимик был типичным кабинетным ученым и философом, нередко священником и применял свои познания в различных областях современной ему науки. Проводя свои опыты, он то и дело прерывался на вознесение молитвы, поскольку успех был более вероятен, если он сам, подобно инструментам, которыми он пользовался, был бы предварительно очищен. Более того, печь, плавильный тигель и перегонный куб (дистиллятор) - все это имело символические обертоны в христианской теологии. Иллюстрации в алхимических трактатах демонстрируют секреты искусства алхимика, переданные ему с неба от Бога. В XV-XVI веках это искусство притягивало много шарлатанов. К XVII веку алхимик стал объектом насмешек, - именно в этом плане он изображался на многих картинах нидерландских художников того времени. Он стоит у печи, в его руках кузнечные мехи (отсюда его старинное прозвище - sollffleur, то есть "надуватель"), или же он сидит, склонившись над книгой. Его комната захламлена всевозможным оборудованием: колбы, плавильные тигли, пестик и ступка, перегонный куб (дистилляционный аппарат), песочные часы, книги. Женщина в лохмотьях и мальчик-оборванец на заднем плане - намек на ту нищету и пренебрежение к нужде, в которой пребывает его семья. Женщина может трясти пустым кошельком, или кошелек валяется на полу, тем временем алхимик бросает последнюю золотую монету в печь - ведь процесс трансмутации, чтобы начаться, требует некоего количества золота. Фигурирующая в этом сюжете латинская фраза "Oleum et operam perdis" - "Зря тратишь масло и труд" (Цицерон) означает тщетность его усилий.

 

Алхимия, или герметические науки

Знаменитый маг Агриппа Неттесгеймский, которого мы знаем как ученого изряда тех искателей истины, которые в конце эпохи средневековья попытались обобщить все научные данные, собранные в этот период, писал о воспетом алхимиками камне, который, подобно Мидасу, превращает все металлы в золото. «Некоторые люди пытаются буквально истолковать рассказы и манускрипты о чудесных вещах и находят их малозначащими, надуманными и ложными. Между тем этот великий исследователь символов однозначно говорит: «Кто смеет брать на себя ответственность утверждать, что высказывания крупных и серьезных философов ложны? Нет, было бы тяжким обвинением упрекать их в этом. Другое дело, что смысл здесь не буквальный и принцип этих исканий следует усматривать не иначе как в нас самих — в нас живет дух, который вполне в состоянии сделать те чудеса и поразительные вещи, которые рассказывают о математиках, магах, алхимиках и некромантах». В своих «Магических наставлениях» Парацельс требует от адептов герметической науки: «Вначале посмотри, изучил ли ты и действительно ли знаешь написание (начертание алхимических знаков), умеешь ли ими руководствоваться... Чтобы знать, как приступить к великому делу алхимии, молодой адепт древней науки должен уметь вызывать «все духи семи планет и металлов», и тогда они придут, явятся во всем своем дворянском, княжеском, графском достоинстве, и каждый — только в своей, ему одному присущей одежде». «Алхимия — это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе». На обложке знаменитого труда Ламбспринка мы видим изображение средневекового дворянина с мечом на боку, со скипетром в руке и изображением орла на груди. Автор однозначно величает себя «немецким философом благородного состояния» и в предисловии еще раз подчеркивает, что он сам — свободнорожденный. В этом мы видим упор на то, что алхимия может быть понятна только абсолютно независимому человеку, обладающему необходимой глубокой эрудицией. «Алхимия рассматривается ее адептами как королевское искусство, герметисты однозначно утверждают, что алхимия была занятием королей; Гермес, Гебер и другие праотцы алхимии упоминаются как принадлежащие к царским родам» (Зильберер). Нортон учил: «Еще в древние времена короли распорядились, чтобы свободными науками занимались только свободные духом люди, и тот, кто предается этим наукам, должен посвятить этому всю свою жизнь. Поэтому древние называли свободные науки семью свободными искусствами, ведь тот, кто хотел совершенно владеть ими, должен был сам пользоваться неограниченной свободой». Эти суждения побуждают нас усомниться в поверхностных заключениях, свойственных людям XIX века, когда в алхимии видели только детские попытки получить золото, хотя и надо признать, что малообразованные и жадные «мастера котлов», появившиеся в новые времена, дискредитировали «герметические науки». Но и в это время находятся люди, подобно американскому исследователю Хичкоку и его последователю, тонкому мастеру психоанализа Зильбереру (а затем и Юнгу), которые обнаружили в алхимии поразительное средоточие внутренних душевных процессов, трудностей и колебаний человеческой души. Культура, пришедшая из Индии и Тибета, была хорошо знакома с колесом с шестью спицами, причем каждое возникшее поле означает определенный класс существ. Подобным же образом мы находим в известных «фигурах розенкрейцеров» круг состояний, причем каждое состояние соответствует планете или металлу: срединная точка соответствует «царю» — земному носителю высочайшего достоинства, среди семи планет это Солнце, среди металлов — золото. По-видимому, вначале алхимия составляла совокупно с астрологией одну науку, как в Европе, так и на Ближнем Востоке и в Индии, и последующие искатели истины, будь то последователи Парацельса или теософы недавнего прошлого, видели смысл в утверждении этого единства. Принципиальная идея алхимии требовала, чтобы человек пустился в путешествие через «планетные царства», чтобы он прошел всю Землю, изучил все культуры и побывают в шкуре всякого гражданского состояния. Все это должно было раскрыть многообразие и пестроту мира и не ставило задачу дифференциации человечества на высшие и низшие расы и классы в духе материалистической идеологии XIX столетия. После осознания шести «планетных царств», металлов или типов человеческого поведения «искатели истины» открывали для себя многоликость мира и понимание его единства как общего и великого художественного произведения. При этом алхимики (герметисты) ставили в центр Вселенной, универсума, «царство Солнца», «золотой век». Имеются многочисленные знаки для этого «золота философов», символизирующие результат исканий и обретений, но все они в конечном счете отображают знак Солнца.

 

Четыре стихии

Для человека, мыслящего алхимическими категориями, 4 стихии образуют крест, он же — мировой квадрат. Эта фигура может быть образована двумя парами основных состояний: горячее и сухое — холодное и влажное. Огонь как раз горячий и сухой, вода — холодная и мокрая. Между ними находятся не столь противопоставленные друг другу элементы: земля == сухая и холодная, воздух == горячий и влажный. Ганс Рудольф Гримм (1665—1749) еще раз попытаются обобщить связь между отдельными стихиями и круговоротом времен года, говоря о народном искусстве в барокко и рококо: «Четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля — каждая имеет свое время правления, например, от полуночи до восхода солнца правит Земля». Здесь имеются различные параллели и связи, о которых упоминают последователи Парацельса. Например (в соответствии с учениями Тарот), можно привести такую таблицу: Обычно четыре времени года определяются по различным признакам, в которых отражаются народные поверья: весна — время ветров, прогоняющих снег, и до грозовых дождей, оплодотворяющих землю, от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния; «огненное» лето — от летнего солнцестояния, самой короткой ночи в году, которая у европейских народов отмечается праздниками рождения Иоанна Крестителя, когда на вершинах гор жгут костры, до осеннего равноденствия; затем осень, «когда текут дожди и земля выказывает свое плодородие», — от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния, и, наконец, зима, которая подготавливает рождение всех проявлений жизни предстоящего года. И здесь мы вновь видим перекличку с индийским учением о четырех «локапалах», властителях четырех основных сторон света (пока — мир, свет): Индра — прекрасный бог грозы и воздушных дворцов, населенных прелестными феями и играющими на музыкальных инструментах эльфами, правит востоком; Агни, бог огня, правит югом; Кубера, хранитель земных сокровищ и правитель кобольдов (они очень похожи на наших гномов), правит севером, и, наконец, Варуна — морской царь —правит западом, где солнце вечером погружается в морскую пучину.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!