Воображаемый Петербург Достоевского. Доходный дом «в разрезе»



(если вы идете через подворотню дома № 8 по Кузнечному пер.)

Мы проходим через типичные дворы-колодцы с замкнутым пространством, которые так характерны для Петербурга Достоевского. Эти дома назывались «доходными»: в XIX веке говорили, что выгоднее иметь доходный дом в Петербурге, нежели чем золотой прииск в Сибири. На нижних этажах были самые дорогие квартиры, чем выше, тем жилье дешевле, Раскольников живет «под самой кровлей» высокого пятиэтажного дома, значит под крышей на чердаке: чердак делился тонкими перегородками и тоже сдавался, каморка-«гроб» Раскольникова с мансардовым скосом потолка в шесть шагов в длину, из маленького чердачного окна открывается вид на небо, крыши домов, купола церквей, где он чувствует себя Наполеоном, своеобразным философствующим Гамлетом, решающим вопрос «Быть или не быть?»

Доходный дом делился на квартиры, квартиры – на комнаты, и комнаты – на углы: Соня снимает комнату от жильцов у портного Капернаумова, у которого полно детей и он не справляется с платой за квартиру, но у Сони – отдельная комната, т.к. зачастую проститутка принимала клиентов у себя дома.

Часто на одном подъезде в таких домах сейчас может быть только три номера квартир: значит до недавнего времени здесь были три огромные «коммуналки» советского времени, образовавшиеся из квартир «доходного дома», когда в одной квартире могло быть 30 комнат, в каждой комнате – семья из трех человек, таким образом, население одной квартиры – 100 человек, один или в лучшем случае два туалета, одна общая кухня, ванны нет и люди ходят в бани. Сейчас такие старые квартиры в центре расселяются, бедных выселяют на окраины и дают отдельные квартиры, а обеспеченные люди могут в центре города выкупить большие дорогие апартаменты.

При выходе на Колокольную ул. обратите внимание на типичную для Петербурга стену – брандмауэр (показать справа!): глухая, без окон. Юноша Ипполит в романе «Идиот» решает застрелиться только потому, что каждый день он видит из окон своего дома «красную Мейерову стену дома напротив», которая отделила его от мира.

Виртуальные дворы Петербурга Достоевского

Выйдя на Колокольную ул., повернуть по ней направо и войти в ворота дома №11 с цветной мозаикой. Это дом начала 20 века в первом дворе.

 Идти дальше под арку второго двора, где показать внутри арки дверь в «дворницкую» (справа), типичную для достоевского Петербурга, где Раскольников мог взять топор (Столярный пер., 9).

А дальше войти во второй двор-колодец, где можно сейчас без декораций снимать фильм «Бедные люди». Герои живут напротив друг друга и пишут друг другу письма: «Варенька, вы гераньку на окошко поставили, занавесочку загнули – и я знаю: вы дома». Вот она степень экзистенциального одиночества. Девушкин пишет Вареньке, что комната у него хорошая, правда, не комната, а «угол» за занавеской на кухне; правда, людей в квартире много, и атмосфера такая, что «даже чижики мрут. Мичман пятого покупает».

Если посмотреть в люк в центре дворика, где в мутной воде отражается небо, то можно вспомнить образ дома, который «захлебнулся в луже» в повести Достоевского «Хозяйка».

Выйти из дома под арку правее на Колокольную ул. и идти налево по Колокольной до угла Поварского переулка: стоя на углу, показать дом № 13 по Поварскому, где снимали квартиры Некрасов (1845 г.), Тургенев (1853– 1854) и Чернышевский (1855 г. по начало 1860-х гг)

Для знатоков можно рассказать больше о  доме 13 по Поварскому пер. – адрес генерал-майора Константина Ивановича Иванова из записной тетради Достоевского 1872-1875 гг. Достоевский и Иванов – однокашники по Инженерному училищу, потом они встретились в Омске, где Достоевский отбывал каторгу, а подпоручик Иванов служил адъютантом генерал-майора И. С. Бориславского, в ведении которого находились и арестантские роты. Жена Иванова, Ольга Ивановна, – дочь декабриста Анненкова. Ивановы помогали облегчить существование Достоевского в остроге, после окончания срока каторги писатель месяц прожил в Омске в их гостеприимном доме. В начале 1870-ых гг. Ивановы переехали в Петербург. Петрашевец Н. А. Момбелли сообщает Достоевскому (письмо от 22 октября 1872 г.), что Ивановы взяли у него адрес писателя для возобновления знакомства. Есть основания утверждать, что Ивановы были у Достоевского, а он посещал их дом в Поварском. В семейном архиве Ивановых хранился оригинал письма Достоевского из Семипалатинска к матери Ольги Ивановны – декабристке П. Е. Анненковой, сейчас он – в рукописном фонде петербургского музея Достоевского.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!