Представители романтизма в России и за рубежом



Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями. Поэт В.А Жуковский является одним из основоположников романтизма в России. Он создал много поэм и баллад со сказочным, фантастическим содержанием: «Спящая царевна», «Ундина», «Сказка о царе Берендее». Произведения автора полны глубокого философского смысла, стремления к идеалу нравственности, размышлений и переживаний. Два других ярких представителя – Гоголь («Ночь перед Рождеством») и Лермонтов. Гоголь изображал главных героев как людей, оторванных от действительного мира и потерявших интерес к жизни. Они вступали с обществом в противоречие и были наполнены переживаниями, высокими чувствами, которые приводят к неминуемой гибели их эстетических и нравственных идеалов. Лермонтов («Новгороду», «Последний сын вольности», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Кавказ», «Мцыри», «Измаил-бей») же в своих произведениях выражает сочувствие борцам за свободу, а также равенство выступающих против насилия и рабства над личностью людей. Кроме того, его герои отличатся лирическим пафосом и большой страстью, они несут ореол борцов и избранников. Другие литераторы-романтики: Пушкин («Пиковая дама», «Евгений Онегин»), Батюшков, Баратынский, Языков, Рылеев, Кюхельбекер и Бестужев-Марлинский.                                                                                               Яркие представители романтизма в литературе Европы и Америки: Особенности европейского романтизма — сказочность и фантастичность произведений, нереальный сюжет. Наибольшего развития он достиг в культуре Англии, Франции и Германии. Представители романтизма Франции Литературные произведения имели яркий политический окрас, настроенный против буржуазии. Самые известные произведения и представители: повести «Рене» и «Аттала» Шатобриана, трактат «Гений христианства», романы «Корина» и Дельфина» Жермены де Сталь, роман Гюго «Собор Парижской богоматери», сборник Дюма о мушкетерах, сочинения Оноре Бальзака.                                                  Представители романтизма Англии: Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» Байрона, «Айвенго» В. Скотта.         Представители романтизма Германии: На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы Гофмана, сказки Якоба и Вильгельма Гримма, произведения Гейне.                             Представители романтизма Америки:В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — Эдгар Аллан По («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и Уолт Уитмен (поэтический сборник «Листья травы»).

Понятие Великой французской буржуазной революции и значение её влияния на создание доктрины романтизма

Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848) заложил основы французского романтизма.В свободной форме писатель развивает основанное на субъективном чувствовании представление о революции как наказании божьем за пороки абсолютизма (абсолютизм– теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога[8].)Он осуждает энциклопедистов, подготовивших революцию идеологически, в том числе и Руссо, несмотря на свое преклонение перед ним.«Гений христианства». Главное произведение Шатобриана, ставшее евангелием консервативного крыла французского романтизма, — обширный трактат «Гений христианства» (1802).Истинность христианства писатель видел в его поэтичности, в том, что оно раскрыло новый мир человеческих чувств. «...Настало время показать, что, не стремясь унизить мысль, оно чудесным образом соответствует устремлениям души и может очаровывать рассудок таким же божественным образом, как все боги Вергилия и Гомера», — писал Шатобриан в предисловии. Он уверял, что католицизм — самая поэтическая религия, поэтому она наиболее соответствует истине. Эта мысль требовала доказательств, которые тоже были бы поэтическими. И писатель поместил в текст трактата две повести — «Атала» и «Рене». Вторая повесть стала особенно знаменитой.Шатобриан первым воссоздал в литературе тип «лишнего человека».Рене рассказывает свою историю. Он рано остался сиротой. Его охватила глубокая тоска. Не решившись уйти в монастырь, Рене скитается по свету. Он видит развалины древних сооружений Греции и Рима и приходит к мысли, что все великое осуждено на смерть. Рене — первый в европейской литературе герой, который ощущает «мировую скорбь», его отрицание распространяется на все, что существует. И тогда Рене решает покончить с собой. Спасает его сестра, догадавшаяся по письму Рене о его намерениях. Амели приносит Рене краткий миг счастья. Красота природы, доброта сестры излечивают его от «болезни века». Но внезапно Амели исчезает. Вскоре Рене узнает, что она ушла в монастырь, чтобы избавиться от преступной любви, которую питает к брату. Рене оказывается человеком, всеми брошенным. Он не находит себе места в обществе, покидает Европу и поселяется среди индейцев Северной Америки. Но ни приближение к естественному образу жизни, ни красота природы не могут развеять его пессимизма. В конце повести сообщается о гибели Рене. Так и не нашел этот герой счастья, успокоения. В общей системе «Гения христианства» повесть «Рене» должна была выполнить две задачи. Во-первых, изобразить новые чувства человека, возникающие в нем под влиянием христианства, и тем самым доказать, что оно обогатило внутренний мир человека. Во- вторых, показать силу церкви, которая может спасти даже самых страшных преступников. Но Рене не принимает религиозного утешения. Шатобриан открывает «частного человека», в отличие от классицистического «человека-гражданина». А «частный человек» не принимает общественного устройства, традиционной морали (уход в монастырь был бы для Рене подчинением общественной морали).                                Жермена де Сталь (1766—1817) была одним из основателей французского романтизма и романтической теории. В юности она испытала большое влияние просветителей, особенно Руссо. Ему посвящен ее трактат «Письма о трудах и характере Ж. Ж. Руссо» (1788). Особое внимание писательницы привлекли те стороны творчества и личности Руссо, которые позже окажут значительное воздействие на романтиков. Развивая основные положения учения Монтескье, Жермена де Сталь защищала идею разума как основу всей жизни;вслед за Монтескье утверждала, что «разум состоит в познании сходства между различными предметами и различия между предметами подобными».Разум, по мнению Сталь, помогает постигать и объяснять исторические закономерности. С этой точки зрения пытается она осмыслить и французскую революцию. Она была первой в ряду французских романтиков, кто признал огромное историческое значение революционных событий конца XVIII века в истории человеческого прогресса. Этому вопросу она посвящает свой трактат «Размышления о французской революции».          «Революция во Франции,— писала Сталь,— одна из великих эпох социального порядка. Те, кто рассматривает ее как случайное событие, неспособны заглянуть ни в прошлое, ни в будущее».                                                                В философских и политических взглядах Сталь было много противоречий. Она отвергала республиканские идеи Руссо, верная монархическим, легитимистским традициям. С этих именно позиций ополчилась она против политических выскочек и захватчиков престола, каким считала императора Наполеона. Но в ее борьбе с Наполеоном было много исторической прозорливости; она справедливо разоблачала его тиранию и захватническую политику. Во время правления Наполеона она была в изгнании (этому периоду она посвятила свою работу «Десять лет в изгнании»), в 1812 году посетила Россию. Позднее, в 1825 году, Пушкин в «Московском телеграфе», защищая Сталь от нападок реакционной критики, писал, что ее «удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения[9]».Де Сталь отвергает фантастику и аллегорию, она предпочитает романы Филдинга и Ричардсона философским повестям Вольтера. Само обращение к теории романа было выступлением против классицистической эстетики, отвергавшей этот жанр.В 1796 г. вышел в свет трактат Ж. де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и наций», который можно считать первым романтическим произведением во французской литературе. В трактате, сохраняющем многие черты просветительства, содержится романтическое противопоставление страстных характеров бесстрастным. Среди страстей писательница выделяет энтузиазм, высшим проявлением которого она считает революцию. Особенно тонко анализируется чувство любви. «О литературе». Трактат «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800) — первое получившее широкую известность во Франции романтическое произведение.Ж. Де Сталь выступала за свободу художественного творчества, за связь художника с национальными традициями.Противопоставляя античную и национальную традиции, она разделила литературу на «южную» и «северную»: «южная» литература (литература на романских языках) изжила себя, ей на смену приходит «северная», основанная на сказаниях древних ирландцев, скандинавов, на поэзии Оссиана. Утверждая вслед за классицистами необходимость следования правилам вкуса, де Сталь отделяет их от «правил искусства», воплощающих литературную догму, она утверждает право гениального художника идти собственным путем, сообразуясь не с мертвыми эстетическими догмами, а с природой.   Альфред де Мюссе (1810— 1857) оказался в стороне от борющихся литературных группировок. Ни монархические симпатии Шатобриана, ни демократические устремления Гюго не увлекли писателя. Для восприятия действительности, свойственного Мюссе, характерны ирония и пессимизм, интерес к камерной, личной теме. Большое влияние на Мюссе оказало вольнодумие XVIII в. Он выработал свой индивидуальный стиль. Его поэзии присущи свобода, естественность языка, отсутствие архаизмов, высокопарной торжественности, ясность мысли, точность и образность сравнений, построение стиха близко разговорной речи.В целом стиль Мюссе отличается легкостью и прозрачностью. «Исповедь сына века». Мюссе писал не только стихи, но и прозу. Особенно известен его роман «Исповедь сына века» (1836).Часто говорят, что в романе отразились личные отношения Мюссе и выдающейся писательницы Жорж Санд, но название показывает, что в образе главного героя Октава он воспроизводил умонастроения молодых людей своего времени. Октав случайно обнаруживает неверность своей возлюбленной. Разочарование в любви ведет к разочарованию во всем мире, к «мировой скорби». Под влиянием своего приятеля доктора Дежене, циничного и аморального человека, Октав отрекается от своих идеалов, хочет стать расчетливым. Но существование без идеалов, жизнь, полная удовольствий, оборачивается духовной пустотой.Герой оказывается на грани самоубийства. Об этом говорится в первых двух частях романа. О возможном возрождении героя повествуется в последних трех частях. Верящая в бога, чистая девушка Бригитта пытается воскресить идеалы Октава. Но роман кончается на грустной ноте. Октав, узнав о чувстве Бригитты к другому человеку, уезжает, чтобы «из трех человек, страдавших по его вине, только один остался несчастным». Итак, болезнь героя осталась неизлеченной. Природа этой «болезни» раскрыта во второй главе первой части, где дается характеристика эпохи Реставрации. «Когда Наполеон умер, — пишет Мюссе, — власти божеские и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла».Молодежью овладело «неизъяснимое беспокойство»: «Осужденные властителями мира на бездействие, праздность и скуку, отданные во власть всякого рода тупых педантов, юноши видели, как пенистые волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мускулы, отступают перед ними».Люди разделились на два лагеря: «восторженные умы... замкнулись в болезненных видениях», а «люди плоти... знали одну заботу — считать свои деньги». В этой атмосфере и развивается болезнь всеобщего разочарования, безнадежности и отрицания. «И вот молодые люди нашли применение своим праздным силам в увлечении отчаянием». Таким образом, «болезнь века» носит социальный характер.

В его лирике звучат те же мотивы роковой неизбежности страдания. Человек напрасно стремится избавиться от страдания. Оно вечно следует за ним, как тень («Декабрьская ночь»).

В поэме «Ролла» (1833) мотивы пессимизма у Мюссе достигают апогея.

Ролла — разочарованный юноша, отрицающий всякую ценность жизни. Он ищет забвения в разврате и кончает самоубийством в комнате проститутки, оставив записку, из которой ясно, что причины, побудившие его покончить с собой, — полное духовное банкротство и разочарование в жизни. Но, пытаясь объяснить происхождение этих настроений, Ролла приходит к выводу, что виновниками их являются просветители, в частности Вольтер. Великий рационалист убил своим сарказмом и скептицизмом в человеке все святое, всякую веру и надежду, оставив ему одни сомнения. Поэма «Ролла» превращается в проклятие по адресу Вольтера и просветителей. Ролла пишет перед смертью:

Пускай теперь свободны мысль с умом,

И предрассудков нет, и мало лицемерья,

Но под дыханием холодного неверья

Свет добродетели тускнеет; предков кровь

Уже не ценится их развращенным внуком,

И вожделением зовут уже любовь,

А все прекрасное — пустым, бесплодным звуком.

Надо отметить, однако, что у Мюссе, поэта очень противоречивого, в дальнейшем появляются иные мотивы и образы. Он пытается по-новому осмыслить и критически переоценить своего романтического героя и причины его глубоких разочарований. В лучшем своем произведении, романе «Исповедь сына века» (1836), Мюссе, в отличие от Виньи и других романтиков, отказывается от субъективной точки зрения на исторический ход вещей и пытается более объективно в нем разобраться.

Он хочет дать историческое объяснение пессимизму, разочарованию, безверию, которые характеризовали молодого человека той эпохи. Этот вопрос он ставит во второй главе своего романа. Франция, говорит Мюссе, недавно пережила большой исторический перелом. Во время революции люди умирали на баррикадах, сражались на войне, героическая молодежь жертвовала собой — у людей было чем жить. Кончилась революция. Наступили будни, как говорит поэт — «сумерки истории». Молодежь теряет свой героический идеал эпохи революции. Ей нечем больше жить; вчерашний день ушел, завтрашний еще не наступил. Именно здесь, утверждает Мюссе, и нужно искать причину страданий молодежи.

В своем романе он рассказывает историю юноши Октава, переживающего разочарование в любви. Измена любовницы лишает его веры не только в любовь, но и вообще в жизнь. Его друг Деженэ, цинично проповедующий разврат, оргии и кутежи как средство забвения, увлекает его за собой. Но Октава спасает большое горе — смерть отца. Октав порывает с компанией золотой молодежи, где он прожигал жизнь, и уезжает к себе на родину, встречается там с другой девушкой, любовь к которой возрождает его. В отличие от героев целого ряда романтических произведений, которые или кончали самоубийством, или впадали в полное отчаяние, Октав преодолевает свой эгоизм и свою скорбь, убеждается, что смысл жизни не в удовлетворении эгоистических страстей. Октав устраивает счастье своей возлюбленной с другим человеком, которого она полюбила, а сам уезжает. Он счастлив от сознания, что из трех человек страдает только он один.

Мотив жертвенности не случайно появляется в творчестве Мюссе середины 30-х годов. В этом своеобразно проявляется решительный протест автора против циничной буржуазной морали, остроумно охарактеризованной им в следующих словах: «Есть, пить и спать — значит жить. Что касается связей, которые существуют между людьми, то дружба состоит в том, чтобы занимать деньги, родство служит для наследства, любовь — это упражнение тела. Единственное интеллектуальное наслаждение — это тщеславие».

Литературный XIX век не совпадает с календарным XIX веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а теми или иными событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества.

Такими событиями, определившими хронологические рамки исторического развития и соответственно литературного процесса несколько условного в данном случае XIX века, были Великая французская революция 1789— 1794 гг. и Парижская Коммуна 1871 г. Во Франции по сравнению с предшествующими буржуазными революциями (в Голландии XVI в. и в Англии XVII в.) эта революция вызвала наиболее глубокие социальные и политические преобразования.

Наряду с революцией во Франции на идеологическую жизнь Европы рубежа XVIII—XIX столетий большое влияние оказали завершение промышленного переворота в Англии и Война за независимость в США. Со времени революции общественно-политические события во Франции оказывают существенное влияние на судьбы европейских государств.

Что же касается литературы, то ни одно сколько-нибудь значительное явление европейского романтизма и позднего Просвещения в Германии не может быть правильно понято без учета воздействия революции конца XVIII в. во Франции. Но не только творчество писателей — современников революции было органически с нею связано.

Литературные течения XIX в., протекавшие главным образом под знаком позднего романтизма и критического реализма, продолжали осмыслять события Французской революции.

«Весь XIX век,— писал В. И. Ленин,— тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии»

( Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 367.).

Не менее важное значение, чем сама революция с ее передовыми социально-политическими лозунгами, имели ее ближайшие последствия. После свержения 27 июля (9 термидора по революционному календарю) 1794 г. якобинской диктатуры (термидорианский переворот) поступательное развитие революции закончилось, а к власти пришла крупная контрреволюционная (термидорианская) буржуазия, расчистившая путь милитаристско-буржуазной диктатуре Наполеона.

Термидорианцы, игнорируя стремления народных низов — основной движущей силы революции, закрепили только те революционные преобразования, которые соответствовали классовым интересам буржуазии.

Новые буржуазные отношения, приобретавшие четкие контуры после термидорианского переворота, мало чем отвечали обещаниям подготовивших революцию просветителей, оказавшимся всего лишь утопической иллюзией.

Французская революция и подготовившее ее имели прямых политических противников, выступавших от имени тех классов, которые революция оттеснила с арены исторического развития. Но в последствиях этой революции были разочарованы и ее сторонники, верившие обещаниям просветителей. Характерной и определяющей чертой духовной идеологической атмосферы, сложившейся после революции, была антипросветительская, антибуржуазная реакция, имевшая, однако, различную социально-политическую устремленность.

Литературные движения европейских стран той поры — романтизм прежде всего — отражали именно эти настроения эпохи. Результатом осмысления итогов Французской революции в литературе было утверждение в творчестве многих крупных писателей того времени темы утраченных иллюзий.

Эта тема, возникшая в конце XVIII в. в творчестве ряда писателей-романтиков, была позднее подхвачена и развита многими критическими реалистами, рассматривавшими ее в свете последующих событий общественно-политической борьбы XIX столетия.

Одним из проявлений неудовлетворенности результатами Французской революции 1789—1794 гг., поисков внебуржуазного социального и этического идеала были возникшие в начале XIX в. теории утопического социализма.

Утопический социализм начала XIX столетия был важнейшим идеологическим фактором, под воздействием которого находился литературный процесс того времени. Романтизм, являющийся своего рода антибуржуазной утопией, прямо или косвенно выражал те или иные стороны учения утопического социализма.

Творчество Гюго и Ж. Сайд во Франции, Годвина и Шелли в Англии, Гейне в Германии, Герцена и Чернышевского в России — вот те важнейшие моменты литературного процесса XIX в., которые тесно связаны с идеями утопического социализма.

Заключение

Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию буржуазного общества. Однако при всем неприятии нового социального порядка романтики не могли ни понять его сущности, ни постигнуть его законов. Романтическая критика капиталистической цивилизации носила отвлеченный характер.                  Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?                                             Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.                                                                            И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм -это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.                                  В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.                                                                Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока - Италии, Испании, Греции, Турции - является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.                                                 Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального гнёта, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

 

 

Библиографический список:

1. Байрон Дж. Г. – «Дневники. Письма». М.1963 г.

2. Вагнер Р.-«Избранные работы». М.1978 г.

3. Вакенродер В. Г.- «Фантазии об искусстве». М.1977 г.

4. Гофман Э.Т.А. - «Письма, высказывания, документы». М.1987 г.

5. Гофман Э.Т.А.- «Избранные произведения в трех томах».М.1962 г.

6. Жан-Поль Сартр-«Приготовительная школа эстетики». М.1981 г.

7. Леопарди Дж.- «Этика и эстетика». М.1978 г.

8. «Литературная теория немецкого романтизма». Документы. Л.1934 г.

9. «Литературные манифесты западноевропейских романтиков».М.1980 г.

10. Новалис. -«Фрагменты». 1914 г.

11. Шелли П.Б. -«Письма. Статьи. Фрагменты». М.1972 г.

12. Шлегель Ф. –«Эстетика. Философия. Критика». Т.1-2. М.1983 г.

13. Шуман Р. – «Избранные статьи о музыке». М.1956 г.

14. «Эстетика американского романтизма». М.1977 г.

15. «Эстетика раннего французского романтизма». М.1982 г.

16. Берковский Н.Я. – «Романтизм в Германии». Л.1974 г.

17. Вайнштейн О.Б. – «Язык романтической мысли». М.1994 г.

18. Ванслов В.В. – «Эстетика романтизма». М.1966 г.

19. Габитова Р.М. – «Философия немецкого романтизма». М.1978 г.

20. Гайм Р. – «Романтическая школа». М.1891 г.

21. Гейне Г. «Романтическая школа». Собрание сочинений. в 10 тт., т.6.М.1958 г.

22. Голосовкер Я.З. – «Поэтика и эстетика Гельдерлина». Вестник истории мировой культуры. 1961 г.№6.

23. Дмитриев А.С. – «Проблемы иенского романтизма». М.1975 г.

24. Дъяконова Н.Я. – «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма». Л.1970 г.

25. Игнатов С.С., А.Гофман. «Личность и творчество». М.1914г.


[1]Ванслов В.В. – «Эстетика романтизма». М.: Искусство, 1966 г., - 397 с.

 

[2]Ванслов В.В. – «Эстетика романтизма». М.: Искусство, 1966 г., - 397 с.

[3]Вайнштейн О.Б. – «Язык романтической мысли». М.: Изд-во РГГУ, 1994 г. — 80 с. — (Чтения по истории и теории культуры. Выпуск 6. Историческая поэтика).

[4]Вайнштейн О.Б. – «Язык романтической мысли». М.: Изд-во РГГУ, 1994 г. — 80 с. — (Чтения по истории и теории культуры. Выпуск 6. Историческая поэтика).

[5]Новалис. - «Фрагменты», СПб., 2014 г., 319 с.

[6]Шлегель Ф. – «Эстетика. Философия. Критика». М.: Искусство, 1983 г. - т. 1: 480 с.

[7]Вайнштейн О.Б. – «Язык романтической мысли». М.: Изд-во РГГУ, 1994 г. — 80 с. — (Чтения по истории и теории культуры. Выпуск 6. Историческая поэтика).

[8]Франсуа Рене де Шатобриан - «Исторический, политический и моральный опыт о революциях древних и новых, рассмотренных в их отношениях с французской революцией» 1797 г.

[9]А.С. Пушкин – «О г-же Сталь и о г. А. Муханове». Собрание сочинений в 10 тт., т.6


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1008; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!