II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ



Nbsp; Версия 3.0

Психолого-педагогические основы

Работы с детьми на приходе

Пособие для священников, педагогов,

Ответственных за попечение о детях

На приходах Русской Православной Церкви

г. Москва, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие                                                                                                                        3

I. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                          5

II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ                                  7

III. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ                                                    11

IV. ВОЗРАСТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                 20

Описание основных процессов развития детей                                                    21

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона                                          25

Дети младшего возраста (5, 6 и 7 лет)                                                                  28

Общие характеристики возраста                                                                        28

Особенности восприятия ключевых понятий                                                   33

Как эффективно взаимодействовать с детьми младшего возраста?            36

Дети среднего возраста (8, 9 и 10 лет)                                                                 38

Общие характеристики возраста                                                                        38

Особенности восприятия ключевых понятий                                                   44

Как эффективно взаимодействовать с детьми среднего возраста?             47

Дети старшего возраста (11, 12 и 13 лет)                                                             48

Общие характеристики возраста                                                                        48

Особенности восприятия ключевых понятий                                                   50

Как эффективно взаимодействовать с детьми старшего возраста?             55

Дети подросткового возраста (14, 15 и 16 лет)                                                57

Общие характеристики возраста                                                                        57

Юношество (16–17 лет)                                                                                        59

Особенности восприятия ключевых понятий                                                   60

Как эффективно взаимодействовать с детьми подросткового возраста?   63

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                     66

 

 

 


Предисловие

           

Данное пособие, подготовленное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках работы по обновлению подходов в деятельности воскресных школ, предлагает описание психолого-педагогических основ, необходимых для успешной работы с детьми на приходе, и соответствует принятым Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 марта 2017 г. Положению о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Стандарту учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

В пособии представлены ключевые принципы духовного просвещения детей: актуализации Евангельского послания, христоцентричности, церковности, понимания человека как образа Божия, внутренней иерархичности человека, сознательности, общности, развития ответственности, доступности, систематичности, деятельности и наглядности.

Пособие включает систематизацию современных педагогических технологий (в том числе интерактивных), наиболее эффективных для приходских занятий с детьми, и обосновывает их выбор. Среди разработчиков описанных технологий: И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, В. Д. Киселев, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, А. Осборн, Д. Дьюи, А. С. Макаренко, К. Левин и др.

На основании трудов православных педагогов С. С. Куломзиной, В. В. Зеньковского, Т. В. Скляровой, Л. Л. Шевченко, О. Л. Янушкявичене и других, а также выдающихся психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона выделены общие закономерности основных процессов детского развития, подробно описаны возрастные особенности развития детей (физические, умственные, социальные, эмоциональные и духовные), даны рекомендации по успешному взаимодействию внутри прихода с детьми разного возраста.

В Приложении к данному пособию вместе со вступительным словом приводится глава «Духовная жизнь в различные периоды детства» из книги прот. В. В. Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», в которой показаны ступени и формы развития детей в различные периоды детства.

Авторами-составителями данного пособия являются координатор Рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ, руководитель информационной службы СОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко); педагог, директор воскресной школы храма Святителя Николая в Измайлове Кочкина Д. Д.; педагог, директор воскресной школы храма Всемилостивого Спаса в Митине Мамаева А. Д.; психологи Козлова М. И. и Андреева Е. В.

 


 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение Светом Христовой Истины.

Для достижения этой цели необходимо создание максимально благоприятных условий.

Поскольку духовное просвещение человека, соединение его с Богом возможно только в Церкви, а принадлежность христианина к Ней являет себя в принадлежности к конкретной евхаристической общине, то эти условия должны быть созданы непосредственно в приходской общине[1].

Они также являются контрольными критериями для организации и оценки деятельности духовенства, специально поставленных на служение детям наставников (педагогов), семей детей, других членов приходских общин.

Достижение максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходской общине формирует благорасположенную к детям среду[2], открывающую возможность для:

● Евангельского благовестия детям (словом и делом);

● мотивации ребенка к искреннему принятию Христа как Пути, Истины и Жизни;

● реализации всей полноты общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Эта среда не может быть замкнутой, работающей на саму себя, а должна быть открытой и привлекательной для внешнего мира.

Это среда любви («Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16)). В ней происходит передача детям опыта веры Церкви, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа.

Она принадлежит Богу и Его Церкви, а потому святая («Вы – род избранный … народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9)).

По действию Божественной благодати в этой среде дар святости обретается и как личное качество («По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15)). 

Создание на приходе условий для духовного просвещения детей подразумевает:    

● развитие духовной жизни детей;

● наставление их в вере (вероучение);

● межличностное взаимодействие и иерархию отношений;

● инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных структур и объектов, описывающих пространственные и временные условия жизни детей в церкви);

● благоприятный эмоциональный фон.

Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания всех условий в их комплексном сочетании. Только в этом случае она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви и святости.

В настоящем пособии не ставится цель детально раскрыть каждое из перечисленных выше условий создания эффективной среды для духовного просвещения детей. Здесь лишь описываются психолого-педагогические особенности развития детей с точки зрения их духовного просвещения, а также эффективные педагогические технологии.


II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

1. Актуализация Евангельского послания[3]. Данный принцип связан с тем, что средства и формы наставления в вере должны быть направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает необходимость донести Евангельское послание без изменения его содержания воспитанникам на языке, доступном им с учетом социокультурных особенностей среды их жизни, с использованием примеров из современности, помогающим понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно, как и две тысячи лет назад. При этом переход на язык субкультур является недопустимым.

2. Христоцентричность[4] - главный (Кол. 1:16–20), основополагающий (1 Кор. 3:11), смысло- и целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься в жизни, в педагогике и во всем с Господом нашим Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем (Ин. 14:6), Источником премудрости (Кол. 2:3) и благодати (Ин. 1:16), чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его (Ин. 20:31).

3. Церковность[5]. Раскрывает полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться сознанием, учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит единение человека со Христом, преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа (Ин. 15:4).

4. Понимание человека как образа Божия. Данный принцип диктует норму отношения к ребенку всех окружающих и направление работы с ним - как помощь в раскрытии образа Божия[6]. При этом под понятием «образ Божий» понимается духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.

5. Внутренняя иерархичность человека[7]. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют инструментальное значение по отношению к основной – духовной. Все в человеке соотнесено с духовным началом. При этом под правильной духовной жизнью понимается такой образ жизни человека, когда дух, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и богопознания[8].

6. Сознательность.Требует активного и осознанного усвоения опыта веры, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины.

7. Общность.Ребенок должен чувствовать свою принадлежность к семье, Церкви (приходу, епархии), Отечеству (городу, стране, народу).

8. Развитие ответственности.Приходское попечение о детях призвано мотивировать формирование и правильное развитие личных отношений ребенка с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), должно быть направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество.

9. Доступность.Содержание, объем и методы изучаемого религиозно-педагогического материала, необходимого для духовной жизни ребенка, должны соответствовать возрастным особенностям детей, этапам развития их мышления и психологической зрелости.

10. Систематичность.Этот принцип требует изложения материала в определенном порядке, соответствующем логике содержания и процессу обучения. Учитывая специфику включения детей в учебную деятельность на приходе, программа вероучительного курса должна быть построена таким образом, чтобы ребенок в любом возрасте мог присоединиться к занятиям и получить основу для вхождения в жизнь Церкви и своего духовного развития. Для тех детей, кто продолжает занятия, это должно быть не просто повторением пройденного, а углублением в суть обсуждаемых понятий.

11. Деятельностный принцип(обучение через действие) предполагает, что передача вероучения выходит из сугубо теоретической области и связана с личной жизнью ребенка, тем самым актуализируя в жизненном опыте императивы христианской нравственности, православного благочестия. Главный акцент должен быть направлен на активное вовлечение в совместную деятельность детей и их родителей, педагогов, других членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания, через которые формируется личный духовный опыт (что невозможно через прослушивание лишь теоретических курсов). Кроме того, данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; деятельного усвоения святоотеческого духовного опыта.

12. Наглядность.Направлена на привлечение всех органов чувств ребенка к восприятию преподаваемой ему информации. Спектр привлекаемых средств наглядности должен быть максимально широким.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!