Организация маркетинга на кинопредприятии 6 страница
В своих отношениях с авторами продюсер должен учитывать такжеТЧтТгу творцов^озн'икает ряд1 неотчуждаемых правомоний_г-даго закрепленные ст. 1$ ЗоАП лишшёТЕёймущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); пра*~? во использовать или разрешать использовать произведение под! подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения! имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или! разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Право на отзыв означает право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае %ступки исключительных прав на использование произведения.
Кроме того, в целях защиты интересов автора и обеспечения конституционного принципа свободы творчества установлен еще ряд ограничений продюсера при заключении авторского договора. Так, в соответствии со ст. 31 ЗоАП права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором; предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем; условия авторского договора, ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, являются недействительными.
|
|
Продюсер при заключении договора на создание аудиовизу4 ального произведения получает от его создателей авторские иму-| щественные права, если иное не предусмотрено договором. С при-1 обретением имущественных прав продюсер имеет возможность получать доход от использования аудиовизуального произведения. Но здесь необходимо вспомнить, что не любой продюсер подпа-| дает под действие авторского законодательства. Доходы, получае-1 мые продюсером, отвечающим за производство фильма, т.е. тем, кто подпадает под определение изготовителя, распределяются между остальными продюсерами (отвечающими за финансирование и, прокат) только в том случае, если такое распределение предусмотрено договором между ними. Еще сложнее с так называемыми «автоматическими» выплатами авторского вознаграждения, в частности установленным ст. 26 ЗоАП вознаграждением за частное копирование аудиовизуальных произведений на чистые материальные носители в бытовых условиях. При отсутствии соглашения об ином вознаграждение за воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях распределяется между авторами (40%), исполнителями (30%) и производителями фонограммы (30%). Такое игнорирование изготовителей аудиовизуальных произведений не сможет продолжаться долго. Несомненно, справедливой представляется выплата трети вознаграждения за частное копирование на видеоносители изготовителям аудиовизуального произведения (как производителям фонограммы за копирование на аудиокассетах). И если одновременно с внесением изменений или дополнений в ст. 26 ЗоАП во всем законе термин «изготовитель» не будет заменен на термин «продюсер», то вознаграждение за частное копирование будут получать через общества по коллективному управлению правами только те продюсеры, которые могут считаться изготовителями; другие же, пусть даже обеспечившие львиную долю кинопроизводства, останутся ни с чем.
|
|
Результаты творческой деятельности некоторых участников кинопроцесса охраняются нормами не авторского права, а смеж-ных_прав. Основными носителями смежных прав в аудиовизуальной сфере являются артисты-исполнители. До признания за артистами смежных прав исполнители приглашались на съемки фильма на основании трудовых договоров, а их деятельность не признавалась творческой, а приравнивалась к простому исполнению трудовых обязанностей. В ч. 6 ст. 37 ЗоАП подобно ч. 2 ст. 13 регулируется переход имущественных прав к продюсеру: заключе-
|
|
ние договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем всех имущественных прав, кроме права на сдачу экземпляров аудиовизуального произведения на видеоносителях в прокат. В отличие от нормы ж! 2 ст. 13 ЗоАП, содержащей рекомендации по заключению договора между продюсером и авторами и допускающей возможность , построения отношений на других условиях («если в договоре не предусмотрено иное»), правило ч. 6 ст. 37 ЗоАП является императивом, не допускающим отступления от закрепленного законом порядка установления отношений между актерами и изготовителем. Если договором не предусмотрено иное, передача прав в соответствии с абз. 1 ч. 6 т. 37 не включает прав на отдельное использование звука или. изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.
|
|
3.3. Продюсер и иные субъекты
предпринимательской деятельности в аудиовизуальной сфере
Созданное в аудиовизуальной сфере произведение в отличие Ьт многих видов искусства проделывает от своих авторов к зрителю долгий и сложный путь. Процесс создания фильма занимает немалое время, требует участия огромного числа как творческих, так и технических и административных работников, вложения рачительных средств. И только тогда он становится самим фильмом — законченным произведением, объектом авторского права, готовым для восприятия его зрителем. Но и процесс прохождения законченного фильма к конечному потребителю также требует вложений, грамотной организации проката, показа, и потому Закон о господдержке предусматривает дотации не только производственным, но и прокатным проектам. И даже когда все условия для конечного «потребления» созданы, эти усилия могут оказаться напрасными, если фильм не понравится ни зрителю, ни посредникам (дистрибьюторам, прокатчикам, телеканалам). Но если рецепт коммерческого и зрительского успеха аудиовизуального произведения заранее неизвестен даже самым крупным мастерам, то весь путь фильма от замысла до тиража копий поддается детальному описанию и, следовательно, прогнозированию.
Этот путь можно представить в виде схемы (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Процесс движения аудиовизуального произведения
На рисунке указаны все участники процесса продвижения фильма от авторов к зрителю, но не каждый из них, действуя в рамках общего слаженного механизма, осуществляет именно предпринимательскую деятельность. Для авторов фильма, членов творческой группы и актеров этот процесс является реализацией их творческого потенциала, для технических работников — исполнением трудовых обязанностей. Не преследуют цели извлечения прибыли и некоммерческие организации — архивы и фонды, музеи кино и киноклубы, образовательные учреждения, использующие аудиовизуальные произведения в учебном процессе. Деятельность же всех остальных участников фактически является предпринимательской.
Предпринимательская деятельность осуществляется на всех стадиях создания и использования аудиовизуальных произведений, и здесь можно выделить несколько субъектов.
Правовое регулирование продюсерства________________________________ S1
На этапе производства фильма помимо центральной предпри-^Ашательской фигуры продюсера субъектами такой деятельности фляются организации кинематографии, обеспечивающие отдельные участки производства фильма. В соответствии со ст. 3 ЗоГПК организацией кинематографии являются организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, жновные виды деятельности которых — производство фильма, производство кинолетописи, тиражирование фильма, прокат филь-ма, показ фильма, восстановление фильма, техническое обслуживание кинозала, изготовление киноматериалов, изготовление кинооборудования, выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное)|ГОбразовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии, хранение фильма, хранение исходных материалов кинолетописи.
Кроме того, партнерами продюсера становятся компании, не являющиеся специальными киноорганизациями, но оказывающие жизненно важные для создания фильма услуги — инвестирование и кредитование, страхование проекта, подбор творческих кадров, юридическую поддержку и разработку договорной и иной документации.
После завершения фильма на стадии его использования на первый план выходят субъекты предпринимательской деятельности, специализирующиеся на распространении аудиовизуальных произведений. Это дистрибьюторы, прокатчики и показчики, вещательные организации, изготовители и распространители видеоносителей с записью фильма.
Принципиальным отличием предпринимательской деятельности на стадии распространения аудиовизуальных произведений является то, что на осуществление практически всех ее видов требуется специальное разрешение — лицензия. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, и воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей.
52________ I, Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развитая
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензированию подлежит вещательная деятельность. Порядок лицензирования определен постановлениями Правительства Российской Федерации.
После завершения съемок вновь созданный фильм должен пройти процедуру регистрации. В соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 апреля 1993 t. № 396 регистрации подлежат все художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные кино-и видеофильмы российского, зарубежного и совместного производства, предназначенные для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеоте-атрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности, для тиражирования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пункты, а также для трансляции по кабельному телевидению. Таким образом, от регистрации освобождены только аудиовизуальные произведения, предназначенные исключительно для использования путем передачи в эфир, или фильмы, на которые на территории России приобретены только телевизионные эфирные права. Также не подлежат регистрации кино- и видеофильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно или совместно с компаниями и фирмами других стран для демонстрации по телевидению, приобретенные ими в тех же целях у отечественных и зарубежных владельцев, а также кино- и видеофильмы, поступающие из-за рубежа для показа в рамках международных теле-, кинофестивалей.
На фильмы, прошедшие регистрацию, выдается прокатное удостоверение единого образца, в которое вносятся рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории. Сведения о всех фильмах, получивших прокатное удостоверение, а также о переходе частичной уступки прав на их использование на территории Российской Федерации путем тиражирования и распространения, сдачи в прокат и аренду, публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации и трансляции по кабельному телевидению вносятся Министерством культуры Российской Федерации в Государственный реестр кино- и видеофильмов.
Распространение аудиовизуальных произведений на всех стадиях и всеми способами осуществляется на основании договоров между продюсером и непосредственными пользователями. В та-
ких договорах помимо положений, регулирующих авторско-пра-вовые отношения между продюсером как носителем авторских прав, полученных на основании соответствующих договоров с первоначальными обладателями прав на фильм (сценаристом, режиссером и композитором), и распространителем как пользователем оговариваются чисто хозяйственные моменты: изготовление, транспортировка, страхование копий фильма, их судьба после окончания действия договора. Договоры на распространение аудиовизуальных произведений, бесспорно, являются авторскими; поскольку их предмет составляет передача или уступка прав на использование фильма определенными способами — публичный показ, распространение экземпляров, передача для всеобщего сведения в эфир или по кабелю, то, соответственно, к ним применяются все требования ЗоАП. В зависимости от способа использования аудиовизуального произведения договоры имеют определенные особенности. Они заключаются на кино- и теле-|эынках, при организации ретроспектив фильмов того или иного автора или студии, тематических показов, независимо от того, вудет это коммерческая акция либо показ в видеоклубе или му-|ее кино, куда вход бесплатный.
Таким образом, субъектами предпринимательской деятельности в аудиовизуальной сфере являются лица, которые на разных стадиях прохождения фильма от авторов к зрителю прямо (продюсеры, дистрибьюторы и пр.) или косвенно (страхователи, инвесторы и т.п.) используют само аудиовизуальное произведение или его элементы, права на его использование или экземпляры этого произведения в качестве объекта своей деятельности, направленной на получение прибыли.
Российский продюсер сегодня — это предприниматель, чья деятельность состоит в организации творческого и производственного процессов создания фильма и его дальнейшего использования. Организация творческого процесса фильмопроизводства для продюсера состоит в приглашении авторов будущего фильма, приобретении прав на использование результатов их творческой деятельности в создании аудиовизуального произведения, а также получении по возможности наибольшего объема прав на него, в подборе творческого и технического состава съемочной группы, приглашении актеров, обеспечении максимально благоприятных условий для их работы. Организация производственного процесса, т.е. фактическая предпринимательская деятельность продюсе-
54________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития
ра, состоит в финансовом и технологическом обеспечении съемок. Продюсер привлекает на основе заключаемых договоров инвесторов, кредиторов, порой еще до окончания съемок уступает права на фильм будущим пользователям (чаще всего практикуется предпродажа прав на передачу фильма в эфир или по кабелю телевизионным организациям). Кроме того, он связывается с различными специализированными организациями, оказывающими услуги в аудиовизуальной сфере. Наконец, продюсер организует использование аудиовизуального произведения, представляет его на фестивалях, обеспечивает передачу экземпляра аудиовизуального произведения в Архивный фонд Российской Федерации. Все перечисленные лица связаны с продюсером договорными отношениями разного рода, и фактически взаимодействие участников процесса создания и использования фильма идет только через продюсера в пределах, закрепленных в соглашениях между ним и каждым представителем кинопрофессий.
РАЗДЕЛ
ш
ОБЩАЯ
,5Е< ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Контрольные вопросы к разделу I
1. Что включает в себя «экранная культура»?
2. Каково социальное предназначение «экранной культуры»?
3. Какие социальные и культурные факторы определяют направления развития аудиовизуальной коммуникации?
4. В чем сущность семиотической изобразительной роли «технических фильтров»?
5. Что включает в себя понятие «фильм»?
6. Каковы основные обязанности продюсера фильма?
7. Рассмотрите деятельность исполнительных продюсеров.
8. Охарактеризуйте роль функциональных продюсеров.
9. В каких законодательных актах определяется правовой статус продюсера?
10. Перечислите должностные обязанности продюсера.
11. Какие основные условия предусматриваются в авторском договоре?
12. Кто является основным носителем смежного права в аудиовизуальной сфере?
ГЛАВА
4
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
4.1. Сущность и цели предпринимательства
Становление и развитие рыночной экономики обусловливается функционированием взаимосвязанных общественно-политических, экономических, юридических и других социальных отношений. Одним из оснобных условий осуществления рыночных отно-щерий является институт предпринимательства, степень развития которого определяет успешность рыночной системы хозяйствования. Развитие этого института требует создания особой системы мероприятий, объем и характер которых определяется историческими условиями развития той или иной страны, реформирующей свою экономику в рыночном направлении.
В странах с устоявшейся и традиционной рыночной экономикой время от времени приходится актуализировать проблему развития предпринимательства как средства повышения эффективности рыночных механизмов.
Совокупность всех обстоятельств, предшествующих или сопутствующих развитию рыночных отношений позволяет выделить некоторые основные предпосылки возникновения и устойчивости функционирования института предпринимательства. К ним относятся:
• преодоление излишней централизованной государственной регламентации экономических процессов, включая производство, распределение и обмен продукции;
• отмена государственного монополизма на собственность на средства производства;
• реальное обеспечение равенства всех форм собственности и их неприкосновенность;
• свобода распоряжения имуществом гражданами и предприятиями;
• свободный выбор сфер деятельности;
• равенство всех участников экономических процессов;
• свобода договора;
• недопустимость вмешательства государства в частные дела;
• судебная защита прав предпринимателя.
Рыночные отношения и предпринимательство в классическом понимании требуют, таким образом, создания особой хозяйственно-политической среды, которая основана на демократии, политических свободах, обеспечивающих возможность свободного перемещения трудовых ресурсов и капиталов. Кроме того, важным является создание благоприятной общественной атмосферы и положительного восприятия населением проводимых реформ и его лояльного отношения к классу предпринимателей.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!