Ассирийская диаспора в Грузии



История ассирийско- грузинских взаимоотношений имеет глубокие корни. Ещё в период правления ассирийского царя Тиглатпаласара I (I тыс. до н.э.) им упоминается страна Даэни, расположенная к северу от Урарту.

Многие ученые полагают, что это первое упоминание о древнейшем картвельском государстве. Более тесные контакты между грузинами и ассирийцами имеют место в период распространения христианства в Закавказье.

Ассирийские миссионеры внесли большой вклад в укрепление новой религии в Грузии, вследствие чего сыграли особую роль в становлении новой постхристианской грузинской культуры. По преданию, святая Нино, обратившая в христианство жителей Восточной Грузии, была по происхождению ассирийкой[38].

 

В Грузии проживает 3299 ассирийцев по переписи 2002 года (в 1989 году — 6206 чел[39]). На сегодняшний день, по большей части, они проживают в крупных городах , таких как Тбилиси, Кутаиси и Батуми; некоторые же проживают в селах, к примеру, в селе Гардабани. По вероисповеданию ассирийцы Грузии — христиане-несториане. В быту они говорят по-грузински, по-русски и по-ассирийски (причем, диалекты могут отличаться друг от друга, в зависимости от рода и племени, к которому они принадлежат). Жители города Гардабани близ Рустави сохраняют также бохтанский новоарамейский язык. Они носят русифицированные или грузинизированные фамилии (например, Бит-Мурад — Мурадов, Мурадели).

Самым крупным ассирийским селом Грузии является Дзвели-Канда в Мцхетском муниципалитете (к северо-западу от города Мцхета или в 25 км от Тбилиси). По переписи 2002 года, из 1109 жителей села ассирийцы составляют 68% населения (это более чем 750 чел.)

Большей частью это потомки переселившихся в Закавказье во время Первой мировой войны беженцев из Османской империи, осуществлявшей геноцид ассирийцев.

История ассирийцев в Грузии начинается ещё в VI веке, когда в неё прибыли тринадцать ассирийских отцов во главе с Шио Мгвимским, основавшие сыгравший большую роль в грузинской культуре Шио-Мгвимский монастырь.

Во второй половине XVIII века при царе Ираклии II при поддержке Российской империи, фактически сделавшей Грузинское царство протекторатом, из Османской империи в Грузию переселилось большое число христиан-иммигрантов, в том числе ассирийцев. Новая волна иммиграции началась уже в присоединенную к империи Грузию после Туркманчайского мирного договора 1828 года, когда ассирийцы приезжали из Персии и Турции как рабочие. Наконец, крупнейший исход ассирийцев в Грузию приходится на 1915—1917 годы и связан с геноцидом[40].

15 января 2005 года Джордж Буш-младший встречался с лидерами ассирийской общины во время визита в Грузию. Ему задавались вопросы о судьбе ассирийцев после войны в Ираке[41]. Это отражает факт того, что голоса глав ассирийских диаспор и общин, так или иначе, учитываются политическими лидерами и, как минимум, доходят до них…

Члены диаспоры и по сей день живут на территории Грузии.

Ассирийская диаспора в России

 

Волны миграции ассирийцев в Россию и СССР

Ассирийцы приехали в Россию и Советский Союз и Россию тремя волнами. Первая волна проходила по подписании Туркменчайского договора в 1828 году, когда ассирийцы оказались разделены границей между Россией и Персией. Многие ассирийцы оказались под суверенитетом России и тысячи их родственников пересекли границу, чтобы присоединиться к ним.

Вторая волна миграции последовала в результате геноцида во время и после Первой мировой войны.

Также множество представителей ассирийской народности и прибыли в Россию в результате геноцида со стороны турков, происходившего на территории Османской империи в 1915 г.[42]. Часть ассирийцев поселилась в России после того, как осуществила побег из Турции в 1914—1918 гг. Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан настаивал на немедленном переходе ассирийцев в православие, альтернативой было возвращение обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою христианскую веру с несторианским уклоном.

Тогда уже в Советской России оказалось около 30 тыс. ассирийцев, чаще всего, без документов. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем ассирийцы расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань.

Третья волна пришла после Второй мировой войны, когда Москва безуспешно пыталась создать зависимое государство в Иранском Курдистане[43]. Советские войска были выведены из Ирана в 1946 году и оставили ассирийцев, которые подверглись точно такому же геноциду, как и во время геноцида от турок, 30 лет назад. Опять же, многие ассирийцы нашли убежище в Советском Союзе.

С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %. В СССР в 30-е годы ассирийцы подверглись гонениям из-за религии и преследованиям религиозных и других лидеров.

В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии, и Азербайджане, подверглись репрессиям. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь. Также в Москве построили Ассирийскую церковь. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки». По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека[44].

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!