Какая минимальная дополнительная техника потребуется вам, чтобы снять своё кино на смартфон?



Когда был снят первый полнометражный фильм на смартфон?

 

 Американский кинематографист Хооман Халили впервые в мире снял полнометражный фильм, используя только камеру смартфона.

Лента получила название "Олив". Халили выступил в качестве режиссера, сценариста и продюсера. Он снимал материал с помощью смартфона Nokia N8.

Правда, при работе над фильмом также использовались штатив и дополнительные линзы (для улучшения качества картинки). По сведениям IMDb, бюджет картины составил 400 тысяч долларов США.

В фильме речь идет о девочке Олив, которая обладает магическими способностями. Главную роль в картине исполняет Руби Александер. В фильме также снялась Джина Роулендс - 81-летняя актриса, которая дважды номинировалассь на "Оскар" и дважды получала "Золотой глобус".

 

Премьера фильма "Олив" состоялась в США 23 декабря 2011 года.

                

 

Премьера фильма "Олив" состоялась в США 23 декабря 2011 года.

 

 

Назовите известных вам режиссёров большого кино, снимавших фильмы с использованием смартфона?


1.«Мандарин» Режиссер: Шон Бейкер.

Темнокожая проститутка-трансгендер Син-Ди Релла под Рождество выходит из тюрьмы в надежде сделать сюрприз своему бойфренду и по совместительству сутенеру. Но от лучшей подруги (формально — друга-трансгендера Александры) узнает, что парень ей изменил. И теперь Син-Ди хочет только одного — отомстить.

В 2015 году один из лидеров американского независимого кино Шон Бейкер взял в руки айфон, минимальный для Штатов бюджет в сто тысяч долларов и снял один из лучших фильмов года. Реальный Лос-Анджелес с разношерстными персонажами, которых играли вовсе не актеры, а реальные люди, подкупает с первых сцен. Здесь вопросы семьи, дружбы и любви решаются не в привычных декорациях праздничного обеда, а в борделях и третьесортных забегаловках..

Здесь и стедикамы, и дополнительные линзы, объективы, но основной инструмент — смартфон — придает изображению большую документальность и реалистичность. Картина прокатилась по крупным фестивалям, включая главный смотр американского независимого — «Сандэнс» — и стала, пожалуй, самой известной лентой, снятой на мобильный телефон.

2 .«Такси» Режиссер: Джафар Панахи.

Таксист ездит по Тегерану, к нему в машину подсаживаются пассажиры.

Иранцу Джафару Панахи власти запретили профессионально заниматься кино. Поэтому он снимает на подручные средства — от смартфона до видеорегистратора — и отправляет фильмы на фестивали. И побеждает, доказывая, что в схватке государства и искусства победа всегда будет за вторым. «Такси» — это попытка зафиксировать иранские реалии здесь и сейчас. Благодаря монтажу калейдоскоп, на первый взгляд, случайных событий складывается в цельное полотно о роли искусства в обществе и общества в искусстве, о гранях допустимого, о том, что правда относительна, а искажать истину недопустимо. Каждый фильм Панахи, который последние несколько лет снимает вопреки, как пощечина системе, где запреты — один из главных инструментов руководства.

Реалистичность съемке придает именно то, что в кадре мы видим самого Панахи за рулем такси, к нему подсаживаются реальные люди, а все это снимается попеременно на видеорегистратор, смартфон и фотоаппарат-«мыльницу». А когда режиссеру не хватало света, он прорезал люк в крыше машины, вместо того чтобы закупиться дополнительным оборудованием.

 

 

3.«Ночная рыбалка» . Режиссер: Чхан Ук Пак.

 

Мужчина отправляется на ночную рыбалку и вытаскивает из реки совсем не то, что ожидал.

Один из ведущих южнокорейских режиссеров Чхан Ук Пак также не смог удержаться от соблазна попробовать снять фильм на смартфон. Его 30-минутная «Ночная рыбалка» завоевала «Золотого медведя» как лучший короткометражный фильм на Берлинском кинофестивале. И если «Мандарин», пожалуй, самый известный фильм, снятый на смартфон, то «Ночную рыбалку» считают одним из первых. Еще в далеком 2011-м году любитель эстетизации жестокости снял это сюрреалистичное кино о том, каким безумием может обернуться рыбалка. Здесь Линч идет рука об руку с классическими японскими хоррорами, в результате выходит бойкое и живописное кино.

 

 

4. Hooked up. Режиссер: Пабло Ларкен.

Группа молодых людей тусуется в ночной Барселоне, записывает свои похождения на телефон. Но потом что-то пойдет не так и начнется поножовщина.

Испанская школа хоррора любит эксперименты. Возможно, поэтому первый полнометражный фильм, снятый на смартфон, появился именно здесь. Разумеется, фильм Ларкена был снят в стилистике found footage — поджанре хоррора, в котором фильм целиком или значительная его часть подаются зрителю как материал с найденной видеокамеры. Hooked up был представлен в конкурсе главного европейского фестиваля жанрового кино — «Сиджеса». Самое примечательное в нем, пожалуй, как раз то, что все действие снято на смартфон. Но для тех, кто любит пощекотать нервишки, найдется несколько лихих сюжетных твистов.

 

5. «В поисках Сахарного человека». Режиссер: Малик Бенджеллуль.

Рассказ о попытке найти исчезнувшего фолк-рок-певца, звезду 70-х Родригеса.

После ряда неудач он словно растворился во мраке, оставив о себе лишь городские легенды об ужасном самоубийстве на сцене. Несколько десятилетий спустя два поклонника музыканта решают заняться собственным расследованием и попытаться выяснить, что стало с рокером. Оно и положит начало целой цепочке невероятных событий, в которые трудно поверить, если не увидеть своими глазами.

Режиссерам документального кино, можно сказать, по долгу службы положено снимать в том числе и на смартфон. Малик Бенджеллуль прибег к этому в 2012 году в съемках фильма «В поисках Сахарного человека», где использовал мобильную камеру. Лента собрала с десяток фестивальных наград, завоевав в том числе и «Оскар» как лучший документальный фильм и награду «Сандэнса» в соответствующей номинации.

История гласит, что Бенджеллуль перешел на съемки со смартфона по воле случая. Дело в том, что картина целиком должна была сниматься на 8-миллиметровую пленку, но практически в середине съемочного процесса деньги на аренду оборудования закончились. Ленту же пришлось заканчивать с использованием камеры мобильного телефона и дополнительных приложений, имитирующих съемку на 8-мм камеру.

 


6.«Спички», режиссёр Сергей Цисс, 2007 год.

 

Авторская короткометражка Сергея Цисса, получившая четыре приза международных фестивалей, образчик философского кинотворчества и технического минимализма. Фильм снят на любительский фотоаппарат и мобильный телефон, с последующей обработкой в двух компьютерных программах. Можно убедиться, насколько для создания важен творческий импульс и сам замысел картины — средства для его выражения были буквально под рукой.

 

7. «Это не фильм» (In Film Nist) Режиссер:Джафар Панахи

, Моджтаба Миртахасеби, 2011 год.

Азербайджанец Джафар Панахи — известный иранский режиссёр-диссидент, которому запрещено заниматься кинематографической деятельностью, выезжать из Ирана и давать интервью в течение 20 лет. Документальный «Это не фильм» снят на смартфон при помощи друга режиссёра и рассказывает об одном дне его жизни в ожидании приговора суда под домашним арестом. Здесь камера смартфона становится символом свободы, которую невозможно отнять, и творчества, которому нельзя приказать прекратиться.

 

8. «Олив» (Olive), Режиссер: Хооман Халили, 2011 год.

 

Недешёвая работа актёра и режиссёра Хоомана Халили претендует на звание одного из первых полнометражных художественных фильмов, полностью снятых на смартфон. При его производстве была использована специальная оптическая система с 35 мм линзой-адаптером и радиоуправляемый летающий дрон. Лента рассказывает о маленькой немой девочке, повлиявшей на жизнь нескольких людей. Халили пришлось искать деньги на фильм с помощью инвесторов и краудфандинга.

 

9. «Неправильный Ферарри» (The Wrong Ferarri), режиссёр Адам Грин, 2011 год.

 

Психоделическая и бестолковая лента инди-рокера Адама Грина также претендует на звание первого полнометражного фильма, снятого на смартфон (на пьедестале почёта в этой категории историков кино ждёт большая неразбериха). Нью-йоркский хипстер и музыкант Грин зазвал для съёмок друзей, в числе которых актёры Маколей Калкин (на видео замазан белилами), Джеффри Льюис, музыканты Дев Хайнс, Пит Доэрти, Девендра Банхарт и певица Скай Феррейра.

 

 

10. «Нечто из ничего: Искусство рэпа» (Something from Nothing: The Art of Rap), режиссёр Айс-Ти, 2012 год.

 

Музыканта, известного как Айс-Ти, называют «крестным отцом гангста-рэпа». Соответствуя этому званию он снимает обстоятельный полнометражный документальный фильм о любимой музыке, себе и своих друзьях-рэперах (Dr. Dre, Run-DMC, Eminem, Ice Cube, Xzibit, Snoop Dogg). Фильм снимался на портативные видеокамеры, в том числе, на камеру смартфона самого Айс-Ти — это ещё раз подчёркивает независимость и расслабленность рэп-культуры.

 

11. «Другая сторона» (The Other Side), режиссёр Конрад Месс, 2013 год.

 

Короткометражная испанская вампирская драма полностью снята на смартфон. Выглядит картина трогательной (и вполне успешной) стилизацией под фильмы ужасов 1930-х годов. Она снималась на фоне «зеленого экрана», нужные фоны были дорисованы на постпродашн.

 

12. «Девять поездок» (9 Rides) режиссер Мэттью А. Черри, 2016 год.

 

Водитель «Убера» работает в ночь под Рождество. Истории девяти его клиентов помогают ему пережить личную драму. Полнометражный фильм снят на смартфон с разрешением 4к, всё действие происходит в салоне автомобиля. (В связи с ним нельзя не вспомнить документальную традикомедию Дмитрия Калашникова«Дорога», смонтированную из реальных записей множества видеорегистраторов).

 

13. «Снег, Пар, Железо» (Snow Steam Iron), режиссёр Зак Снайдер, 2017 год

 

Потрясающий красоты короткометражный фильм-нуар снят режиссёром «Хранителей» и «Запрещенного приёма» на смартфон всего за несколько дней, с помощью сына и дочери. В фильме нет диалогов, и сама семья, со слов режиссера, «будучи вместе, больше создавала фильм, чем разговаривала». О дополнительном оборудовании Снайдер не рассказывал, но на фото со съёмок хороши видны разнообразные стэдикамы - без них изображение со смартфона не будет таким кинематографичным.

 

14. «Не в себе» (Unsane), режиссёр Стивен Содерберг, 2018 год.

 

Вдохновлённый новациями «Мандарина», Стивен Содерберг снимает полнометражный психологический триллер на смартфон всего за неделю — правда, в отличие от Шона Бейкера, широко афиширует предприятие заранее и собирает деньги через краудфандинг. Однако Содерберг совсем не стремится к кинотеатральной картинке и подчёркнуто снимает кино, словно любительское. Несмотря на то, что критики на Берлинале, в конкурсную программу которого попал фильм, встретили его со скепсисом, режиссёр остался доволен работой и сказал, что новые технологии помогли ему вновь почувствовать трепет впервые взявшего камеру в руки подростка. Смартфон как инструмент дал режиссеру свежесть восприятия и возможность подойти к герою, по сюжету сходящему с ума, на очень интимную дистанцию. Да, Содербергу пришлось специально адаптировать историю для мобильных съёмок; он также сетует на высокую чуткость смартфона к вибрации. Однако режиссёр отмечает, пожалуй, главное: с таким инструментом съемки фильма возможны любому желающему.

 

15. «Профиль» (Profile), режиссёр Тимур Бекмамбетов, 2018 год.

 

Триллер о журналистском расследовании вербовки исламскими радикалами адептов в сети Интернет снят в любимом Бемамбетовым жанре Screen Life (действие почти полностью проходит на экране компьютера, где видны окна разнообразных мессенджеров), был также представлен на Берлинале в программе «Панорама» и получил приз зрительских симпатий. Смартфоны были использованы в съемках лишь частично, здесь они работают и в качестве аппарата приёма (съёмка) и передачи (фильм словно специально снят для просмотра на экране гаджета), объединяя обе стороны экрана. Бекмамбетов с интересом исследует цифровую реальность, когда смартфон становится будто бы неотделимой частью нас самих.

 

16. «Признание» режиссёр Наталья Гуркина, 2016год

 

Фильм-победитель общенационального конкурса мобильного кино «Фильм-Мобиль»-2016.

 

 

Какая минимальная дополнительная техника потребуется вам, чтобы снять своё кино на смартфон?

Штатив

Удерживающие устройства для смартфонов бывают разные: это и моноподы (к ним относятся и стики для селфи), и триподы, и так называемые "держатели".

Трипод

Наиболее привычный вариант штатива: удобен в случае, если требуется четкая фиксация гаджета с определенного ракурса. Такие штативы используются операторами во время съемки новостных репортажей на телевидении. Переносить треногу не так уж удобно. Они бывают разной высоты: от 13 см (настольный) и в среднем до полутора метров (напольный). С помощью ручки, которая, как правило, предусмотрена, смартфон можно поворачивать, не снимая со штатива.

Фото: manfrotto.com.ru

Лучше всего покупать штатив на трех "ногах" вместе с моноподом: чаще всего производители не делают выдвижные конструкции, а предлагают использовать монопод для увеличения высоты. Однако в этом есть свои недостатки: часто в штативах для смартфонов не предусмотрена регулировка высоты. Гаджет увеличивает расстояние от поверхности на конкретные сантиметры.

Монопод

Кроме того, что моноподы могут служить удлинителями для штативов-триподов, они могут работать и самостоятельно. Если вы снимаете фильм, где допустима легкая тряска, но гораздо важнее возможность оператора быть мобильным, то монопод – это то, что нужно. С моноподом легко менять точки съемки, ракурсы, с ним не нужно тратить время на сборку (как в случае с "треногой").

Селфи-палка – это другое название монопода. На некоторых из них размещается зеркало, благодаря которому сразу видно, какой кадр получится. Удобно в случае, когда актеров излишне волнует, как они выглядят на камеру.

Держатели

Их сейчас появилось огромное количество: гибкие, головные, с дистанционным управлением и даже "ленивый". Крепятся держатели к какой-либо поверхности вроде стола. Расскажем пару слов о каждом из них.

Гибкий примечателен своей ...гибкостью. Он позволяет сделать ракурс съемки абсолютно любым благодаря гнущейся ножке. С его помощью хорошо снимать диалоги одним кадром или любое событие, где хочется избежать монтажных склеек, но нужно быстро поменять угол съемки.

Налобный или головной держатель – в нем может возникнуть необходимость, когда требуется съемка от первого лица. Гаджет фиксируются на специальном кронштейне, а экшн-камера размещается выше уровнем непосредственно на голове человека. Благодаря этому устройству возможна трансляция снятого на смартфон по принципу работы видеорегистратора: все, что видит экшн-камера, наблюдает и носитель гаджета.

Дистанционный держатель позволит с помощью пульта управления дать команду о начале фото или видеосъемки. Удаленно доступна еще одна функция: смартфон сможет снимать, поворачиваясь на 360 градусов под нужным углом.

"Ленивый" держатель для съемок фильма почти бесполезен, если вы, конечно, не снимаете блог или фильм о блогерах. Такое приспособление можно закрепить в удобном положении и делать, например, обзор, так как держатель-тунеядец предназначен для съемки анфас.

Объектив

Обычно в арсенале оператора их несколько: есть дешевые на китайских сайтах, есть и более дорогие. Они бывают на прищепках или на держателях-штативах, что тоже удобно.

Есть универсальные объективы-прищепки вроде Clip Lens, которые подходят на 90% смартфонов, а есть те, которые создаются под конкретную марку или модель. У прищепок, как правило, предусмотрены несколько видов насадок: Macro (дает десятикратное увеличение), FishEye (захватывает панораму, сильно искажая пространство и обеспечивая "замыливание") и Wide Angle (широкоугольный). На самом деле насадок еще больше, но специалисты советуют подбирать для своего смартфона объектив, который подойдет именно под вашу модель.

Фото: m24.ru/Сергей Блохин

К слову, участник Sundance Film Festival фильм "Мандарин" (2015 год) Шона Бейкера был снят при помощи объектива Moondog Labs 1.33х, который выполнен в формате насадки для iPhone. К сожалению, компания не выпускает объективы для других гаджетов. Его стоимость (как и стоимость всех устройств "под конкретную фирму") выше среднего и составляет около $175.


3.Стабилизатор

Кстати, что касается стабилизаторов изображения, то сразу оговоримся,что под этим словосочетанием чаще всего подразумевают общее наименование всех частей камеры, осуществляющих стабилизацию изображения. Например, когда речь идет о смартфонах, то здесь речь идет об оптической стабилизации, которая встроена в камеру и позволяет не делать "смазанные" картинки. Раньше для гаджетов требовались специальные приспособления, однако в современных устройствах камеры самостоятельно справляются с этой задачей.

Если же под стабилизацией вы подразумеваете отсутствие "шевеленки" (тряски) камеры в буквальном смысле, то тогда аксессуаром-стабилизатором становится специальный штатив – стедикам, который пригодится, если вы задумали снять что-то особенное в движении, или оператор вынужден много перемещаться при непрерывной съемке, но изображение при этом не должно страдать.

Фото: bestablecam.com

К слову, стедикам – название для конструкции не самое верное, так как приспособления под этим именем имеет право выпускать только фирма Tiffen, которая зарегистрировала торговую марку Steadicam. Однако в кинематографе это слово давно используется для обозначения съемки со свободным движением стабилизированной камеры. Таким образом стедикам – это сложно устроенный штатив.

Итак, стедикамы бывают индивидуальные – брендовые, предназначенные только под один вид гаджета-смартфон, или универсальные – на них можно использовать не только телефоны под разными брендами, но также экшн-камеру.

При выборе кроме прочих характеристик и цены обязательно следует обращать внимание на устройства с противовесом: часто его не хватает, и оборудование приходится нагружать дополнительно. Средняя цена стедикама – от 2,5 тысячи рублей.

Свет

Любые вспомогательные приборы, которые используются при съемке кинокамерой, подойдут и во время съемки со смартфона. Однако в случае, если снимать приходится в ограниченном пространстве (например, в маленькой комнате), где трудно было бы разместить большой объект и в придачу осветителя к нему, здесь на помощь придут специальные портативные подстветки, которые можно размещать на поверхности и подвешивать при необходимости за специальную ножку.

Стоят устройства недорого (около $4), и если купить сразу несколько, то можно хорошо осветить помещение с разных углов. Продаются такие лампы только на китайских сайтах, причем размер их составляет от 7 до 10 см, что,конечно, сильно ограничивает их возможности. Того же самого эффекта можно добиться с помощью настольных ламп с гнущимися ножками, которые можно купить в хозяйственном или канцелярском магазине. Если проявить фантазию, то такие лампы можно подвесить туда, куда требуется, и обеспечить дополнительный источник света.

Фото: moonselfie.me

Накопитель

Память смартфона – вещь не бесконечная, особенно, если речь идет о гаджетах Apple. Например, устройство с памятью 16 Гб хватит на небольшой промежуток времени, так как в действительности, например, на том же iPhone 6s только 12 Гб доступны для хранения данных. И если вы решите снимать видео в формате 4К, то одна минута в конечном итоге занимает 375 Мб, а значит на выходе свободной памяти устройства (если вы откажетесь от установки приложений, загрузки и хранения фотографий) хватит только на 32 минуты видео.

Если у вас гаджет с небольшим объемом памяти, то прежде чем начать снимать, следует посчитать, сколько времени у вас есть на то, чтобы делать это беспрерывно. В списке ниже мы привели примерные расчеты:

· 720p при 30 кадрах в секунду = 60 Мб/мин (1 Мб/сек)

· 1080 при 30 кадрах в секунду = 130 Мб/мин (2,2 Мб/сек)

· 1080 при 60 кадрах в секунду = 200 Мб/мин (3,3 Мб/сек)

· 4К при 30 кадрах в секунду = 375 Мб/мин (6,25 Мб/сек)

Стоит запастись жестким диском, куда вы будете скидывать отснятое, или специальным флеш-накопителем. Накопители нужно воткнуть в разъем для вашей зарядки. Со второй стороны эти устройства имеют usb-штекер. Использование накопителя позволит быстро переносить данные на компьютер. Память у таких "флешек" составляет в среднем от 8 до 32 Гб.

Звук

Позаботиться о звуке следует заранее. Можно воспользоваться "живым" естественным звуком, но вероятность брака очень высока. Лишние шумы могут сильно мешать, если запись идет на одной аудиодорожке, и фильм может сильно потерять в качестве из-за искажений голоса, неправильного распределения между громкостью речи и интершумом. Поэтому если озвучка фильма не предусмотрена, то профессионалы советуют использовать рекордеры (устройства, предназначенные для записи входящего сигнала на физический носитель).

Звук пишется отдельно, и при монтаже громкость голоса героев можно регулировать отдельно от интершума. Их можно использовать как во время съемок, так и во время озвучки. Профессионалы никогда не полагаются записи звука "на шумовик" камеры (или в нашем случае на сам смартфон).

Экономия на звуке может стать ошибкой скупого, который заплатит дважды: потом придется весь фильм озвучивать отдельно на постпродакшне, а это долго и дорого. Что касается непосредственно выбора, то, здесь все зависит от предпочтений: есть популярные на телевидении микрофоны-"петлички", которые прячутся под одеждой ведущего и гостей (звук при этом записывается отдельно, но в кадре актеры громче не говорят), при этом в случае с петличками штекер подключается напрямую к гаджету, что может помешать съемке.

Фото: shure.eu

А есть более мощные габаритные устройства-кирпичи – выбор на рынке довольно большой. Например, все в том же "Мандарине" был использован продакшн микшер с рекордером SD 664. Но такую профессиональную технику лучше брать в аренду: стоит этот аппарат сегодня $ 5000-6500.

Это, пожалуй, общий список самого необходимого, что нужно знать об оборудовании для съемки фильма на смартфон.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!