Человек есть бытие, посредством которого ничто приходит в мир.
Чем должна быть человеческая свобода, если посредством нее в мир приходит ничто?
Свободакак требуемое условие для ничтожения ничто не является свойством, которое принадлежало бы, среди прочих свойств, сущности человеческого бытия. Впрочем, мы уже заметили, что отношение существования к сущности у человека не такое, как у вещей мира. Человеческая свобода предшествует сущности человека и делает ее возможной, сущность человеческого бытия неопределенна в его свободе.
...сознание и есть непрерывный процесс ничтожения своего прошлого бытия.
Прежде всего нужно согласиться с Кьеркегором: тревога отличается от страха тем, что страх есть страх существ перед миром, а тревога есть тревога перед собой....
Именно в тревоге человек имеет сознание своей свободы, или, если хотите, тревога является способом бытия свободы как сознания бытия, как раз в тревоге свобода стоит под вопросом для самой себя.
Кьеркегор, описывая тревогу раньше вины, характеризует ее как тревогу перед свободой. Но Хайдеггер, о котором известно, что он был под влиянием Кьеркегора, напротив, рассматривает тревогу как постижение ничто.
Мы ответим вначале, что тревога не есть для нас доказательство человеческой свободы: последняя дается нам как необходимое условие вопроса. Мы хотели бы только показать, что существует специфическое сознание свободы, и у нас было желание показать, что это сознание являлось тревогой. Это означает, что мы хотели определить тревогу в ее существенной структуре как сознание свободы.
|
|
В тревоге свобода тревожится перед собой, поскольку она не побуждается, не сдерживается ничем. ...в качестве моей возможности существует дополнительная возможность перевернуть шкалу ценностей. Как раз тревога перед ценностями является признанием их идеальности.
Настоящего нет, оно обнаруживает себя в бегстве. Ч.2, гл.2, пар.2.
Смерть преобразует жизнь в судьбу.
Мир проваливается в бесконечную пыль мгновений.
Время отделяет меня от меня же самого, от того, чем я был, от того, чем я хочу быть, что я хочу делать, от вещей и других людей.
Пространство не может быть бытием. Оно есть неустойчивое отношение между существующими вещами, не имеющими никакого отношения между собой. Ч.2, гл.3, пар.2 стр. 211.
Нельзя «иметь» прошлое как «имеют» автомобиль или конюшню. Это значит, что прошлым нельзя владеть посредством настоящего бытия, которое по отношению к нему оставалось бы, строго говоря, внешним, как я остаюсь внешним по отношению, например, к моему вечному перу.
Но именно поэтому прошлое, которое похоже на ценность, не есть ценность. Для-себя в ценности становится собой, возвышая и основывая свое бытие; существует возвращение в-себе посредством себя; поэтому случайность бытия уступает место необходимости. Прошлое, напротив, является сначала в-себе.
|
|
|
|
Юпитер. Мы сами. У нас ведь одна страсть. Ты любишь порядок,Эгисф.Эгисф. Порядок. Это правда. Ради порядка я соблазнилКлитемнестру, ради порядка убил моего царя. Я хотел, чтоб царилпорядок ичтоб порядок был установлен мной. Я жил, не знаяжеланий, не зная любви, не зная надежды: я блюл порядок. Очудовищная и божественная страсть!Юпитер. Иные страсти нам неведомы: я - бог, ты рожден бытьцарем.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!