Тема 7. Марксистская философия



Социально-экономические и идейные предпосылки марксистской философии. Становление нового миропонимания: тезисы Маркса о Фейербахе, «Экономическо-философские рукописи» 1844 года Маркса, «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса.

Материалистическая диалектика как учение о саморазвитии природы, общества, человека путем разрешения противоречий. Маркс о научном методе восхождения от абстрактного к конкретному. Учение о социальной сущности человека, о его самодеятельности, опредмечивании, самоизменении и самообновлении. Новое понимание сознания по его функциям в социальной системе. Концепция отчуждения.

Материалистическое понимание истории; общественная формация и логика саморазвития общества в истории. Обоснование коммунизма; прогноз о науке как производительной силе общественного труда.

Тема 8. Постклассическая западноевропейская философия

Особенности постклассической западной философии: кризис идеалов Просвещения, рационализма, спекулятивной метафизики, переход к конкретным вопросам науки, практики, языка, культуры, повседневной жизни, отказ от целостных систем, плюрализм интерпретаций; сциентизм и антропологизм.

Позитивизм о проблемах научного познания (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, А. Пуанкаре). Проблемы герменевтики (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер).

Философия практики: прагматизм, инструментализм (Ч.С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

Философия жизни: А. Шопенгауэр – мир как воля и представление; Ф. Ницше – дионисийское и аполлоновское начала в культуре, воля и власть, переоценка ценностей в морали, науке, религии, посредственность и сверхчеловек; А. Бергсон: жизнь как творческий порыв, интеллект и интуиция, открытые и закрытые общества; О. Шпенглер: «Закат Европы», цивилизация и культура.

Образ человека в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), в психоаналитической философии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).

Философия истории М Вебера. Концепции постиндустриального, информационного общества (Ж. Фурастье, Белл, Гелбрейт). Особенности постмодернистской философии и ее влияние на политику и культуру.

Тема 9. Русская философия XIX–XX веков

Русская философия: ее духовные предпосылки, отличительные особенности, периодизация, главные направления и идеи.

Характерные черты отечественных и западных ориентаций. Проблема «Россия – Европа» в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова и идеи космизма. Философия В.С. Соловьева: критика западной философии, учение о цельном знании, смысл любви, развенчание мирового зла в повести об антихристе.

Западные ориентации в работах П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина, Д.К. Кавелина. Нигилизм Д.И. Писарева. Позитивизм и социологическая мысль (П.А. Лавров, Н.К. Михайловский, П.А. Кропоткин). Философский материализм Г.В. Плеханова, диалектический материализм В.И. Ленина.

Критика атеизма, человекобожия, материализма, интернационализма, марксизма, утопизма, нигилизма, кумиротворчества, ценностных установок западной технической цивилизации в работах И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева.

Анализ умонастроений российской интеллигенции в сборниках «Вехи», «Из глубины».

Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева. Б.П. Вышеславцев об этике преображенного эроса. Философия хозяйства С.Н. Булгакова. С.Л. Франк о русском мировоззрении и духовных основах общества. Философия Н.О. Лосского: интуитивизм, идеал-реализм, учение о свободе воли, о ценностях; характер русского народа. Философия совершенства И.А. Ильина: дух и целостность духовного акта, особенности Православия, души и культуры русского народа; основы христианской культуры, кризис безбожия и технической цивилизации, путь к новой России.

Учение об общественном идеале и о смысле жизни в работах П.И. Новгородцева, М.М. Тареева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка. Дискуссии о русской идее: история и современность.

 

 

Тема 10. Мир как единство многообразного,

Абсолютного и относительного

Мир как реальность, данная во внешнем и во внутреннем опыте человека, человечества. Обусловленность представлений о мире масштабом общественной практики. Проблема единства мира в философии, науке, религии.

Смысл поиска единства мира, единого в многообразном, абсолютного в относительном.

Категория субстанции как логическая основа понимания единства мира. Субстанция как причина самой себя, ее универсальность, самоопределение, самодвижение, самоформирование, качественная бесконечность. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимание субстанции: Ф. Энгельс о взаимосвязи и иерархии форм движения материи, Гегель об абсолютной Идее как субстанции-субъекте мирового процесса, иерархический персонализм Н.О. Лосского как модель единства мира. Универсальная субстанция и Бог как альтернативные идеи в «очищении» разума.

Значение единого и абсолютного в познании, в обосновании духовных ценностей, мировоззрения, смысла бытия человека.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!