Современное состояние обрядов и обычаев,



Т. Л. Листова

ПРОГРАММА СБОРА МАТЕРИАЛА ПО ОБЫЧАЯМ И ОБРЯДАМ, СВЯЗАННЫМ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА(При составлении программы были использованы программы, составленные РГО, Этнографическим бюро В. Н. Тенишева, В. Н. Харузиной и Институтом славяноведения.) // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 292-307.

 

I. Дородовой период

1. Отношение к бесплодию, причины бесплодия. Отношение к бездетной женщине в семье.

2. Меры против бесплодия (магические — амулеты, за­говоры, траволечение, молитвы — кому). Рациональные средства.

3. Обрядовые действия на свадьбе и во время первой брачной ночи, цель которых обеспечить деторож­дение.

4. Желательный пол. Способы определения пола (по животу, по длительности беременности). Способы воз­действия на пол ребенка.

5. Отношение к искусственному прерыванию беремен­ности. Какие существовали для этого средства.

6. Запреты для беременной женщины в еде, в работе, в поведении. (Например, нельзя перешагивать через забор, через веревку, через животных, смотреть на пожар, покойников.) На какие праздники особенно строго распространялся запрет работать, все ли виды работ были запрещены, распространялся ли запрет работать на мужа?

7. Могла ли беременная быть крестной? Какие поверья существовали на этот счет (умрет свой ребенок, ум­рет окрещиваемый). Почему?

8. Исполнение желаний беременной. Последствия от­каза для беременной и отказавшего (например, мы­ши съедят одежду). Можно ли давать беременной взаймы?

9. Считалась ли беременная нечистой?

10. Отношение к беременной женщине в семье. Работали ли беременные наряду со всеми вплоть до родов или их старались освободить (в семье, в коллектив­ных работах)?

II. Роды

11. Скрывание начала родов. Причины скрывания.

12. Где происходили роды (дома, вне дома — где?). Почему?

13. Представления о нечистоте родов, о нечистоте поме­щения, где они происходили. Нет ли запретов посещать дом, где происходили роды, и если есть, то для кого (девушек, пожилых людей...), в течение какого времени?

14. Прощалась ли женщина с домашними перед родами? Просила ли при приближении родов прощения у родственников, у посторонних? Исповедовалась ли? Были ли специальные молитвы для облегчения ро­дов, кому?

15. Могли ли присутствовать при родах девушки, муж? Считалось ли, что какие-то действия мужа могут облегчить роды (например, муж перешагивал через жену и т. д.)?

16. Есть ли поверье, что родильные муки могут быть перенесены с жены на мужа? Кто это мог сделать, каким образом?

17. Действия для облегчения родов: обводят вокруг стола, открывают все запоры и двери, развязывают пояса, дают что-либо для вызывания потуг, открывают «царские» ворота в церкви и т. д.

18. Оповещают ли о произошедших родах и как?

III. Повивальная бабка

20. Были ли специальные? Кто мог быть — вдова, пожилая, любая опытная женщина?

21. Когда звали бабку — при наступлении родов, после родов для ухода за новорожденным и роженицей?

22. Действия повивальной бабки, направленные на облегчение родов (магические, рациональные).

23. К каким святым обращались повивальные бабки с просьбой о помощи? Считали ли они кого-либо непосредственным покровителем своей специальности? Существовали ли какие-нибудь легенды о занятии той или иной святой повивальным делом?

24. Приносила ли повитуха, идя принимать ребенка, что-либо для роженицы и ребенка, приносила ли хлеб?

25. Действия повитухи с новорожденным, что значит «перебабить» ребенка?

26. Оказывала ли повитуха какую-либо помощь матери после родов — в уборке, хозяйстве?

27. Время пребывания повитухи в доме у роженицы или же время посещения. Причины. Приносила ли что-нибудь повитуха?

28. Вознаграждение, получаемое повитухой. Когда полу­чала (сразу же, в любое удобное время, на крести­нах и т. д.)? Сопровождалось ли какими-либо обрядами? В случае замещения бабки другими лицами (например, соседкой, свекровью и т. д.) полагалось
ли вознаграждение?

29. В каком виде было принято вознаграждение — денежное, подарки? Могла ли повитуха требовать себе вознаграждение, не считалось ли грехом брать за повивание деньги?

30. Могла ли повитуха по тем или иным причинам отказаться от просьбы прийти к роженице?

31. Считалась ли повитуха «нечистой» после принятия ребенка, могла ли сразу принимать следующего ребенка? Существовал ли обряд «размывания рук»? Когда «мыли руки» (до крестин, через два дня после родов, через двенадцать дней после родов и пр.). Где размывали руки (под «святыми», на пороге и пр.) ? Какой водой (освященной, наговоренной»)? Обмы­вали ли повитуха и роженица руки друг другу или одной из них? Дарила ли роженица что-либо (холс­тины, ручник) при этом повитухе? Кто присутство­вал при этом, кроме повитухи (только родители но­ворожденного, кумовья)? Умывалась ли повитуха святой водой?

32. Как называла повитуха принятых ею детей.

33. Существовал ли обычай навещать повитуху и оказы­вать ей помощь по хозяйству женщинами, у которых она принимала детей?

34. Отмечали ли специальный день — «бабин день», «бабины каши» — праздник повивальных бабок и ро­жениц на второй или третий день Рождества? Кто ходил к повитухе в этот день (мужья с женами, имеющие детей, одни женщины)? Что приносили бабке? Приглашали ли в этот день роженицы повивальных бабок к себе? Что им дарили? Угощали ли их кашей?

35. Как относились окружающие к профессии повиту­хи? Как отразились эти взгляды в представлениях о загробной жизни повитухи?

36.  Существовало ли поверье о загробной связи между повитухой и принятыми ею детьми (например, дети будут ей прислуживать).

IV. Ребенок

37.  Различаются ли обряды при рождении мальчика и девочки, при рождении первого ребенка?

38. Время, благоприятное для рождения. Зависит ли будущее ребенка от времени рождения?

39. Приметы о жизнеспособности новорожденного.

40. Представления о близнецах. Чем объясняют их рождение.

41. Представления о душе. Родится с душой, наделяет­ся после рождения, кем?

42. Действия с последом и пуповиной. Мыли ли, куда прятали, кто совершал все необходимые действия? Клали ли что-нибудь вместе с последом и пупови­ной, зачем? Существовало ли поверье о возможности повлиять на судьбу ребенка или роженицы через послед?

43. Первое купание новорожденного. Кто совершал, что клали в воду, когда в первый раз мыли, как часто мыли? Куда выливали воду после купания?

44. Заворачивали ли новорожденного в отцовскую ру­башку и зачем?

45. Посыпали ли его чем-нибудь (например, солью)? Зачем?

46. Что клали в колыбель? На какой день укладывали в колыбель, сопровождалось ли какими-либо обря­дами? Кто первый раз укладывал новорожденного в колыбель (повитуха, кума, мать) ? Окуривали ли колыбель, кто (повитуха, кума), чем (ладан, какая-либо трава)? Кропили ли одеяло, подушку и пр. свя­той водой? Что приговаривали при первом уклады­вании? Обязательность количества первых качаний. Вешали ли шейные крестики над люлькой ребенка?

47. Как стирали пеленки, где их сушили?

48. Можно ли было качать пустую колыбель?

49. Что делали, чтобы ребенок быстрее пошел, существовали ли какие-либо заговоры и молитвы? Что де­лали при первых шагах ребенка (например, «путы резали»)?

50. Можно ли было подносить ребенка к зеркалу?

51. Когда начинали кормить ребенка, как долго обычно женщины кормили детей, какую грудь нужно было давать первой?

52. Существовали ли какие-нибудь обряды при отнимании ребенка от груди?

53. Когда впервый раз выносили из дома, показывали ли до этого посторонним?

54. Как относились к детям, родившимся с физически­ ми недостатками? Существовало ли поверье, что они подменены нечистой силой?

55. Как узнать «подменышей»? Есть ли способ вернуть настоящего ребенка?

56. Существует ли обряд «перераживания» (символического рождения) больных детей? Не было ли «перепечения» детей в тех же случаях?

57. Где хоронили мертворожденных: на кладбище, за оградой, под порогом дома? Почему?

58. Какие существовали способы предохранения от порчи? Способы лечения при «порчах», «криках» и различных болезнях. Приглашали ли специальных лиц для заговоров? Тексты заговоров. Какими обрядами сопровождались?

59.  Когда первый раз стригли ребенку волосы, кто, куда сажали ребенка при этом? Стригли ли ногти? Со­храняли ли волосы и ногти?

60.  Подпоясывали ли ребенка — во время крещения, на 40-й день, через неделю и т. д.? Кто подпоясывал? Существовал ли особый обряд опоясывания младенца? К каким другим обрядам он приурочивался? Со­провождался ли этот обряд подарками?

V. Роженица

61. Сколько времени находилась роженица в постели?

62. Давали ли роженице что-либо для укрепления здоровья (водка с солью, хлеб с солью, траволечение)? Когда (сразу же после родов, первую неделю и т. д.)?

63. Мытье роженицы. Где происходило, кто помогал, на который день?

64. Представления о нечистоте роженицы, могла ли выходить на улицу, выполнять любую работу, есть вместе со всеми и т. д.? Не было ли запретов дотраги­ваться до огня, печи, печь хлеб, доить корову, выходить на улицу, заходить в другие дома?

65. Не было ли обычая уходить после родов к матери, а потом возвращаться домой? На какое время?

66. В течение какого времени запрещалось роженице посещать церковь? Считалась ли роженица «очистившейся» после крещения ребенка, после размывания рук, после молитвы 40-го дня?

67. Как относились к женщинам в период месячных очищений? Какие виды работ запрещено было вы­полнять (например, сажать, солить)? Можно ли бы­ло ходить в баню вместе со всеми? Ходить в церковь, молиться дома? Можно ли было выполнять различные обрядовые роли (например, свахи у невесты). Существовали какие-либо объяснения запретов? Су­ществовали ли представления о вредоносной силе месячной крови, способы порчи?

68. Где находилась роженица после родов (если роды проходили в доме, вне дома)? Оставляли ли роженицу одну?

69. Как погребали одновременно умерших мать и новорожденного?

70. Нет ли поверья о том, что умершая мать встает из могилы кормить грудного ребенка?

VI. Обычай женского посещения роженицы

71.  Как называлось, когда посещали, кто приходил, мог­ли ли идти беременные, девушки, женщины в период месячных очищений? Что несли, были ли обязательные блюда, которые несли роженице? Было ли совместное угощение?

72. Обязательность ответного посещения. Обязательность приглашения посетивших на крестины.

73. Существовал ли обычай празднования «родин»? Когда? Кто приглашался?

VII. Крещение

74. Считался ли новорожденный нечистым, в течение какого времени? Почему?

75. Отношение к некрещеному ребенку. Почему старались быстрее окрестить? Что говорили о ребенке, умершем неокрещеным (например, души обращают­ся в птиц, души летают, просят имени и т.д.)? Можно ли было поминать неокрещеного ребенка.

76. Как называют ребенка до крещения? Нет ли обычая называть всех неокрещеных мальчиков Иванами, а девочек — Марьями?

77. Какие имена наиболее распространены в данной ме­стности? Почему?

78. Магия одноименности. Не было ли обычая, если ребенок при смерти, кричать ему в ухо имя отца или матери? Не было ли принято, если дети в семье не жили, давать имя родителей или крестных?

79. Как выбирали имя (по святцам, по какому-нибудь родственнику, по желанию родителей и т.д.)? Как относились к появлению в одной семье детей с одинаковыми именами (в случае, если имена дава­лись по святцам)?

80. Могла ли повивальная бабка окрестить или «наложить имя» на новорожденного? Как происходил та­кой обряд? В случае, если ребенок оставался жив,требовалось ли церковное крещение, или лишь какие-либо дополнительные обряды? Какое имя давал ребенку священник в этом случае?

81. На который день совершался обряд крещения? Совершалось ли крещение в церкви перед определенной службой и почему?

 

82. Кто, кроме кумовьев, присутствовал при крещении? Присутствовала ли повивальная бабка?

83. Совершался ли обряд крещения на дому? Существо­вало ли различие в этом отношении между бедными и богатыми крестьянами (у богатых — крещение и миропомазание на дому, у бедных — в церкви)? Как готовили избу к обряду? Присутствовали ли при
этом посторонние?

84. Совершалась ли в «сороковой день» после рождения ребенка «сороковая молитва»? Возможна ли она была раньше или позже этого дня? Различались ли в этом крестьянские и церковные представления? Обязательно ли было при этом присутствие матери?

85. Кого предпочитали приглашать в кумовья — родственников (с материнской стороны или с отцовской), соседей, друзей? Можно ли было приглашать в крест­ные вдов, вдовцов, бездетных, несчастливых в браке, беременных женщин, женщин в период месячных
очищений? Предпочитали ли брать богатых, уважаемых и почему?

 

86. Каков предпочтительный возраст кумовьев? Имело ли значение соответствие возраста кумовьев и роди­телей?

87. В случае, если дети в семье не жили, кого брали в кумовья

88. Был ли специальный обряд приглашения в кумо­вья? Обращались ли за разрешением к родителям будущих кумовьев, если последние были молодыми? Кто приглашал в кумовья?

89. Приглашали ли тех же кумовьев быть восприемника­ми следующих детей? Считалось ли предпочтительным приглашать к каждому ребенку других крест­ных? Чем это объяснялось.

90. Не было ли поверья, что быть восприемниками незаконных детей приносит счастье?

91. Мог ли быть один восприемник (у мальчика, у девочки) и какого пола? Могли ли быть восприемни­ками заочно?

92. Возможность отказа от приглашения в кумовья. Охотно ли шли в кумовья? Учитывали ли молодые при этом возможность посвататься в эту семью или вступить в брак с той (с тем), с кем «стоял под крестом»?

93. Приметы, связанные с выбором пола первого крест­ника (можно ли было девушке крестить первую де­вочку, если нет, то почему и т. д.)?

94. Что несли кумовья (хлеб, полотно, ситец, коленкор — «ризки», рубашку ребенку, полотенце священнику, крестик)? Шила ли кума сама рубашку ребенку, обязательно ли было брать полотно своего изготовления? Кто платил за крещение? Подносила ли кума, придя за ребенком в избу, роженице «ризки» (кусок ткани)? Подносила ли «махотку» — кашу, завернутую в чистую тряпочку?

95. Угощали ли кума и куму до крещения? Обряды при отправлении в церковь. Купали ли ребенка перед крещением и кто, кто давал его кумовьям, кто нес в церковь?

96. Какие предметы давали кумовьям для того, чтобы оградить ребенка от сглаза по дороге в церковь?

97. Кто носил воду для крещения, как? Можно ли было в одной воде крестить нескольких детей, как называ­лись такие дети? Куда выливали воду после креще­ния?

98. Что делал кум с волосами ребенка, остриженными во время крещения (например, закатывал в воск и бросал в купель)?

VIII. Обряды по возвращении домой

99. Как возвращались из церкви: той же дорогой или другой?

100.Не было ли обычая, в семьях, где дети не жили, передавать ребенка после крещения в окно, спиной в дверь и т. д. С какой целью?

101.Существовал ли обряд укладывания ребенка на шубу, расстеленную шерстью вверх? Когда он совершался (до или после крещения, дважды — до и после крещения, после крестин)? Где расстилали шубу (в переднем углу, на пороге и пр.)? Кто и как производил обряд. Как объясняли эти действия?

102.Клали ли ребенку деньги (рядом с ним, в руку, на шубу)?

103.Встречала ли кумовьев с младенцем в сенях повитуха, одетая в шубу, шерстью наружу? Поднимала ли она (или кум, кума) младенца у печки? Что приговаривала при этом? Встречали ли пришедших дед и баба новорожденного с хлебом и солью?

104.Встречали ли кума и куму, вернувшихся с ребенком после крещения? Должны ли они были при этом сами достать пироги с высокой полки или совершить какие-либо другие обряды?

IX. Крестильный обед

105. Когда устраивали?

106. Кого приглашали — только кумовьев, бабку, молодежь, детей, соседей, родственников (с чьей сторо­ны), родных кума и кумы, женщин, посещавших роженицу?

107. Кто приглашал, формулы приглашения, звали ли «на кашу»?

108. Должны ли были приглашенные что-либо приносить? Обязательность некоторых приносимых предметов (например, тесть приносит живого петуха, женщины
приносят «махотки» или лепешки и т. д.).

109. Показывалась ли роженица гостям, если нет, то по­чему? Шли ли приглашенные женщины к ней с подношениями?

110. Кто готовил еду, приглашали ли для готовки бабу-повитуху?

111. Особенности сервировки стола для крестильного обеда. Покрывали ли скатертью? Должны ли были быть ложки красного цвета? Ставился ли на стол до подачи блюд определенный набор предметов (соль, хлеб, нож, красные ложки)?

112. Кто подавал еду на стол? Кто распоряжался всем обедом (повитуха, большуха, хозяин)? Совершал ли хозяин какой-либо обряд с хлебом в начале обеда? По­рядок угощения вином.

113. Распределение мест за столом на крестильном обеде. Садились ли члены семьи за стол? Молились ли вес перед обедом, зажигали ли свечку у иконы?

114. Что готовили, были ли обязательные блюда?

115. Обряды с кашей («бабина каша»):

А) назывался ли обед на крестинах «кашей»?

Б) подавалась ли каша, в какое время обеда? Кто го­товил — роженица, повитуха, кумовья? Ставилось ли одновременно несколько каш? Подавалась ли отдель­но «общая каша» в красной чашке, а «бабкина каша» — в глиняном горшке?

В) какими обрядами сопровождалась подача каши, кто их совершал — бабка, кумовья, все присутствующие? (например, покрывала ли повитуха голову скатертью, накрывались ли кумовья вместе ручником, приносили для этого обряда ребенка, что приговаривала повиту­ха. Повторяли за ней приговоры кум с кумою и т.п.?)

Г) разбивали ли горшок, в котором подавалась каша? Кто разбивал (повитуха, кум)? Какими обря­дами и приговорами это сопровождалось? собирали ли на кашу деньги, кому они шли? В какой форме собирали деньги (например, выкупали ли лож­ку, подкладывали их под пирог, положенный поверх горшка с кашей; клали деньги на дно стакана, вы­пив водку)? Традиционные названия этих денег (мла­денцу на зубок, бабке на зубок, бабке на кашу, роженице на кашу)? Что приговаривали, когда ели кашу?

116. Кормили ли отца ребенка испорченной едой, как это объясняли, кто подавал еду? Какие действия он дол­жен был при этом производить?

117. Подавался ли в конце обеда ржаной пирог— «бабкин зуб»? Раздавала ли повитуха его по дороге всем встречным (возвращаясь с крестин), что говорила при этом

118. Делали ли кумовья взаимные подарки во время обе­да? Сопровождалось ли это поцелуями? Имел ли обряд между кумом и кумой особое название? «Ку­мились» ли кумовья, которые уже раньше были ку­мовьями?

119. Делался ли подарок повитухе от роженицы, какими обрядами сопровождался?

120. Уходили ли кумовья с крестильного обеда послед­ними? Оставляли ли при этом новорожденному по­дарки (деньги, баранки, ситец, на который принима­ли ребенка из купели)? Как это делалось? Совершал ли кум обряд с караваем (или хлебом) для обмена подарками с родильницей? Вставала ли она при этом?

121.

а.     Устраивался ли «кумов обед» на крестинах для одних кумовьев до приглашения в дом остальных гостей? Кто и чем угощал, подавалась ли каша, ку­рица, обязательность этих блюд, какие и как произносились пожелания?

б.    устраивались ли после крестильного обеда «отдарки» для одних кумовьев? Подавалось ли при этом угощение и какое? Обменивались ли при этом кум и кума подарками? Какими? Имело ли даримое куму полотенце обязательно красные концы?

122. Присутствовали ли дети в доме во время застолья взрослых? Где они находились? Подавалось ли им угощение? Что именно (каши, блины)? Угощали ли на крестинах детей отдельно после ухода взрослых гостей? Кто это делал? Что приговаривали при этом? Какого возраста дети? Существовало ли половое разделение (к младенцу мальчику — мальчиков, к девочке— девочек)? Полагалось ли при этом девоч­кам ловить во дворе курицу (мальчикам — петуха)? Подавалась ли эта птица на стол? Каким способом? Участвовали ли в этом обряде кум с кумой?

X. Посещение роженицы и новорожденного после крещения

123. Устраивалось ли посещение роженицы и новорож­денного после крестин, когда (например, через неделю)? Кто приходил (напр., женщины из тех, кто был
на крестильном обеде)? Что несли «новорожденному на навески» (кашу, цыпленка, яичницу, бубли­ки)? Обязательность каких-либо блюд. Совершалось ли поднимание вверх этой пищи с приговором?

124. Приглашались ли кум и кума на это посещение? Какие подарки они приносили? Приглашалась ли пови­туха?

125. Устраивали ли хозяева обед для тех, кто навещал ро­женицу после крестин? Угощали ли пришедшие (только женщины, кум с кумою, и те, и другие вместе) хозяев тем, что принесли?

126. Выставляла ли баба-повитуха при этом свой горшок, в котором на крестинах подавалась (или варилась) каша? Какой обряд исполнялся с этим горшком, с какими наговорами (например, в Орловской губ. Кум поднимал бабкин горшок с наговором и разбивал его, а кума, подобрав черепки в фартук, выносила их во двор и выбрасывала с наговором)?

127. Шли ли после этого к роженице прощаться? Проис­ходило ли при этом надевание на крестника рубашки кумой и подпоясывание его поясом? Что произносилось?

Х1. Кумовья в последующих взаимоотношениях

128. Отношения родителей с кумом и кумой. Ходили ли к ним в гости, по каким дням? На какие семейные и календарные праздники приглашали кумовьев? Как относились к ссорам с кумовьями? Существовала ли взаимная поддержка кумовьев?

129. Отношения восприемников (кума и кумы) с крест­никами. Считалось ли, что восприемники перед богом отвечают за крестного сына или дочь? Обязаны ли были крестники почитать крестных отца и мать также, как и родных («У каждого человека три ма­тери: родная, крестная и мать — сырая земля»)?

130. Ходили ли крестники (крестницы) со своими родителями в «прощеные дни» масленицы к крестным «прощаться» (взаимно просить прощения)?

131. Отношения восприемников (крестного и крестной) между собой. Мог ли кум при куме говорить сальности, «поиграть» с ней?

132. Считались ли родственниками: восприемники между собой, кумовья по отношению к родителям новорож­денного?

133. Брачные запреты между кумовьями. Переходили ли они на детей? До какого колена? Возможность поло­вых связей между кумовьями.

134. Принимала ли крестная мать участие в семейном со­вете при выборе невесты крестнику? Ходила ли сва­тать невесту крестнику (вместе с другой женщиной).

135. Роль крестных на свадьбе. Обязательность пригла­шения. Закреплен ли какой-нибудь свадебный чин за крестными, как поступали в случае отсутствия крестных? Каковы обязанности крестных — заправ­лять свадьбой, держать венцы, везти приданое и т. д.? Благословляли ли крестные (или один из крестных, кто именно, в какое время свадьбы) жениха и неве­сту? Как это происходило? Где крестные сидели на свадьбе? Делались ли им подарки.

136. Подвергалась ли крестная каким-либо позорящим действиям в случае нецеломудрия ее крестницы? (Например, на нее надевали хомут).

137. Совершался ли на свадьбе крестными жениха обряд с караваем (или какая-либо часть обряда)? Какие действия совершал каждый из крестных? Должна ли была крестная при этом сидеть на печи?

138. Роль крестных на свадьбе крестников-сирот. Заменяли ли родителей? Ездила ли невеста в сопровождении крестного или крестной на могилы родителей?

139. Роль крестных на проводах в армию. Благословляли ли новобранца крестные вместе с родителями и как?

140. Не существовало ли верование о том, что связь между восприемниками и крестниками продолжалась и на том свете? (Например, крестники защищают от нападения чертей своих крестных.)

Современное состояние обрядов и обычаев,


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!