Вклад Г. Алмонда в исследование политической культуры.
Пионером использования понятия «политическая культура» в современной политической науке считают американского политолога Габриэля Алмонда.
Функции политической культуры
1) идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;
2) ориентации, объясняя смысл политических явлений;
3) адаптации и социализации - через освоение навыков поведения для реализации своих прав;
4) интеграции, направленной на сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп;
5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе символов, стереотипов.
три уровня ориентации граждан: их отношение
а) к политической системе,
б) к политическому процессу, определению политического курса,
в) к результатам и следствиям реализации политического курса.
Алмонд и Верба выделили три «чистых» типа политической культуры:
приходская, или парокиальная, характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования;
подданническая, ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан;
партиципаторная, отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.
Габриель Алмондв выделил четыре типа политической культуры:
1. Доиндустриальный тип: отсутствие ярко выраженных политических интересов, отсутствием стабильности политических институтов и насильственными формами деятельности.
|
|
2. Тоталитарный тип политической культуры: политическая апатия и конформизм.
3. Континентально-европейская политическая культура: механическое соединение элементов современной и доиндустриальной политической культуры, которое порождает у человека недоверие к традиционным политическим институтам и ориентацию на харизматического лидера.
4. Англо-американский тип политической культуры отличается плюрализмом ценностей, интересов, подходов и умением общества находить компромиссы в целях и средствах социального развития.
Особенности политической культуры современных россиян.
Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной России, отмечаются такие, как1)сакрализация власти, 2)муниципальные вольности, 3)общественно-политическая активность населения.
Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.
|
|
На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
1.радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
2.изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
3. переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.
В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;
|
|
- индифферентное( безразличное) отношение к политическому участию;
- персонализированное восприятие власти;
- предрасположенность к конформизму;
- неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
- подданническое отношение к власти;
- правовой нигилизм;
- нетерпимость к другим мнениям, принципам;
- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;
- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.
С точки зрения Александра Ахиезера (соц.философ) Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие христианская идея любви.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!