Семья – базовый социальный институт общества. Виды и формы брака. Проблемы и перспективы развития семьи и брака в белорусском обществе.
Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют и гомосексуальный или однополый брак — брак между лицами одного пола. Брак как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающий легитимность их потомства.
Также традиционно науке выделяют еще 3 формы брака, различающихся своей структурой:
1. Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, данная форма брака преобладает в современных развитых обществах.
2. Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами. Выделяют две формы полигамии: полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
3. Групповой брак — брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами.
Проблемы современной белорусской семьи необходимо расценивать как естественный и неизбежный феномен модернизации и трансформации общества. Изменения типа общества несут для населения наряду с положительными переменами и множество трудностей. Семейные отношения, являясь частью общественных отношений, претерпевают качественные изменения в процессе развития, мобильно приспосабливаясь к новым требованиям социума. Ослабление патриархальных устоев, усиление индивидуалистских ценностей, не обязательно приведет к исчезновению институтов семьи и брака. Но эти институты безусловно меняются и в основе изменений лежат новые ценности, расширение свободы выбора для мужчин и женщин, как в семейной, так и в социальной области равенство супругов, большие возможности для контактов между поколениями и для их самореализации.
|
|
Совершенствование семьи как социального института требует усиления государственной, семейной политик и обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций, укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
В последние несколько лет в Республике Беларусь принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение материального положения семьи и детей, состояния здоровья и системы образования подрастающего поколения.
|
|
Важным шагом по пути оказания дифференцированной помощи семьям, детям и родителям стало создание социально-педагогических учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей и др.
Деятельность такого рода учреждений направлена на улучшение условий воспитания детей в семье, гармонизацию супружеских взаимоотношений, совершенствование психолого- педагогической культуры родителей.
Социология культуры. Виды и элементы культуры. Ценности, стереотипы их роль в развитии общества.
Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
|
|
Культуру можно разделить на следующие виды:
1) по субъекту - носителю культуры - на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;
2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);
3) по генезису - на народную и элитарную;
4) по видам - на материальную и духовную;
5) по характеру - на религиозную и светскую.
Элементы культуры.
1. Язык. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
2. Ценности. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:
|
|
1) терминальные (ценности цели);
2) инструментальные (ценности средства).
Таким образом, ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтительное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.
В систему ценностей субъекта входят:
1) смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
2) универсальные ценности:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);
г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и др.);
3) партикулярные ценности (частные):
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.).
3. Нормы. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:
1) формализованные правила (все, что официально записано);
2) правила морали (связаны с представлениями людей);
3) образцы поведения (мода).
Возникновение и функционирование норм и место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.
4. Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения - это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания.
Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно. Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.
5. Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой - позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
6. Обряды, обычаи и традиции. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающих определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай - неписаные правила поведения.
Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 657; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!