Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрения в условиях глобализации современного мира



ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

 

 

1. Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрений;

Концепция миовоззрения имеется только в русской культуре, появл.30 г. 19 века

 

Самосознание- сознательно\бессознательная попытка рассказать себя, не противопоставляя остальным

Структура мировоззрения:

- жизненный опыт и его интерпритация

Дюльтей выделял : религиозное, художественное и научное мировоззрение

К 19 ст. Российская Академия наук – эволюционное мировоззрение

Для изучения мировоззрения : мифологического ( присутствует во всех культурах), религиозное, научное/художественное/ философское.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека или общества на ми в целом, на свое собственное место в мире, на оценку своей собственной деятельности в нем.

Мировоззрение ( С.А. Ниаольский) – под национальным мировоззрением следует понимать систему идей, взглядов, норм, которые сложились в истории и культуре народа. Проявляются в его поведении и действии , в обыденно-технических и экзистенциально0экстримальных ситуациях.

Главная особенность национального мировоззрения- активно направлено во вне ( мир) .

Это осознанное, рефлектированное мировоззрение складывается из протоформ:

 

1. Мироощущение

2. Мировосприятие

3. миросознание

4. Мировоззрение

 

С.Л. Франк: Национальное мировоззрение- это национальная самобытность мышления, это своеобразные духовные тенденции и ведущие направления- изучают путь направления самого национального духа. ( Исследование идей и философем)

 

Метод анализа мировоззрения – суммирование мыслей и впечатлений, которые вызываются этими впечатлениями.

3. Основные черты религиозных мировоззрений;

Основа – вера

Ряд фундаментальных идей:

1. Творение Богом

2. Предопределение

3. Целесообразность мирового устройства

4. Душа- особая сущность

5. Связь человека и Бога

6. Вера в воскрешение и посмертное существование

Формируется

- общий религиозный компонент ( включает наиболее общие признаки каждой религии)

- национальный компонент ( обряды, культы)

- конфессиональный ( специфика религиозной веры), своеобразие толкования божества, особое отношение к бессмертию

 Типы религиозных мировоззрений

 

 

От Я к Другому в диалоге

 Диалог – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуниуирующими сторонами - эффект понимания.

 

Виды диалога:

1. Логический ( обмен информацией)

2. Феноменалогический (Ситуация взаимодействует всем тем, что возможно)

 

О. Розенштокк-Хюсси – тема взаимоотношений Я-Ты ( мы нуждаемся в воссоздании образа другого , мыслю-говорю.)

«Я –ты» может быть абсолютизировано

 Язык- сложная и развивающаяся семиотическая система, которая является специфическим и универсальным средством объективации содежания.

 

 

 Основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений;

3 зоны диалога:

1. Мировоззренческая – с нового времени. Пределы и границы нашего познания.

2. Духовное существование – мощный научно-технический прогресс; Развитые страны стоят на ступени духовного развития.

3. Экономическая – острая зона где соприкасаются религия, наука и философия.

 

 

Основания диалога между наукой и теологией,

Научное мировоззрение во всех его измерениях имеет одно благо – получение власти над всем миром.

1.Знание выстаивается на постулатах , без которых оно не может существовать

-реальность мира

- его закономерность

- познаваемость

2. Научные доказательства условны, не обладают критерием абсолютности

3. В науке нет критериев, которые давали бы полную гарантию

4. нет возможности убедится, в истинности локальных научных закономерностей.

 

Следовательно :

1. Естественнонаучное знание не является мировоззрением, т. к. наука изучает только естественные явления

2. в решении вопроса о смысле жизни : основная - Проблема бытия Бога

3. В решении главнейшего вопроса жизни нет достоверности

Религия

1.Аппиляция к душе человека, к откровению, исповедание бытия Бога, бессмертия человеческой личности.

Смысл человеческой жизни – целостное познание Бога ( умм+сердце+тело)

2.Для подобного взгляда нет взаимных противоречий

3.ПР-ие удовлетворяет важнейшие потребности человека

4.Как и всякая научная теория требует веры

5.Указывает на факты, произошедшие со святыми людьми

6.Отношение к чуду

7.История Православия как факты

8.Все ипостаси истины в отличии, от древнего аналога

Вывод – все , что способствовало нравственному мировоззрению – есть разрешение проблемы соотносимости науки и религии для человека.

                                                                                                                           

5 моделей ( взаимоотношений религий)

1. Абсолютизм ( есть только одна истинная религия) – нетерпимость и неприятие остальных религий. Пример – крестовые походы

2. Приближение к истине ( в других религиях содержатся элементы истины) – диалог лишь для того, чтоб убедить в своей правоте другую сторону.

3. Единство сути ( все религии выражают одно и то же по сути, хотя выражены в различных формах) – все должны придти к общему согласию, общей религии.

4. Культурный релятивизм ( Признается многообразие функций религии, религия – образ жизни,) – религия – лишь определенная часть культурной системы.

5. Плюралистический диалог ( признание того, что бог присутствует в вере и жизни людей, который могут обращаться к разным религиям) – божественную реальность можно воспринимать по –разному.

 

 


[1] Петер Антес «Религии современности. История и вера», статья Райнера Флаше «Новые религии», стр. 250-278, М. «Прогресс-традиция», 2001.

[2] Религиоведение «Хрисоматия», статья С.Е. .Гречишникова « Нетрадиционные религии», стр.402-404, Минск, ООО «Новое знание», 2000.

[3] «Религиоведение», М.М. Шахнович, стр. 344-345, таблица предложена российским исследователем И. Я. Кантеровым, 2006.

[4] См.: Диалог. 1993. № 8 – 9. С. 17-18; Свободная мысль. 1993. № 5. С. 52; Вести. 1993. 23 октября; Российское обозрение. 1993. 20 января.

[5] См.: Вест. 1993. 23 октября; Российское обозрение. 1993. 20 янва

[6] См.: Астахова Н.В.Современные культуры Востока //http://www.analiculturolog.ru/upload/data/programms/3/11.htm

[7]См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

[8] См.: Рамачарака Религия и тайные учения Востока //http://www.litportal.ru/genre11/author5308/book23886.html

[9] См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

[10] Религии и учения Индии // http://www.waylove.ru/lib/energy/21/39.html

 

[11] Величкин С.В. Праздники и обряды Индии //http://biblio.india.ru/open.php?category=relig&f=velicho

[12] См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

 

[13] См.: Исмаилова Э.И. Китайская философия в контексте Восток-Запад //http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

[14] См.: Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае // http://daolao.ru/Contemp/sovr_dao.htm#5

[15] См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

[16] См.: Вэнь Цзянь,  Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае // http://daolao.ru/Contemp/sovr_dao.htm#5

[17] Вэнь Цзянь,  Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае // http://daolao.ru/Contemp/sovr_dao.htm#5

 

 

[18] См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

 

 

[19]См.: Религия Японии // http://voov.narod.ru/religion/yap.htm

[20] См.: Васильев Л.С. История религий Востока // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/index.php

 

 

[21] См.: Анисимов С.Ф., Аширов Н.А. Католицизм // http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st014.shtml

 

[22] См.: Анисимов С.Ф., Аширов Н.А. Христианство. Модернизм //http://religion.historic.ru/

 

[23] См.: Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии // http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/

 

[24] Васильев Л.С. История Востока, — М.: Высшая школа, 2003. — Том. 2. — 568 с.

[25] http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/FUNDAMENTALIZM_V_ISLAME.html ,Ольга Бибикова

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!