Германский мир в древности. Римские источники о германцах.
Северные соседи Римской империи — варварские, по оценке греков и римлян, племена германцев, кельтов, славян, фракийцев, сарматов — в первые столетия новой эры жили еще первобытно-общинным строем. Уровень развития этих племен был весьма различен, но к моменту массовых вторжений варваров на территорию империи в IV—VI вв. все они в той или иной мере и форме обнаружили признаки складывания классов и государства, очевидной становилась феодальная направленность изменений. Главной отраслью хозяйства у германцев было скотоводство, игравшее особо важную роль в Скандинавии, Ютландии и Северной (Нижней) Германии. Земледелие было на втором плане, но по важности уже мало уступало скотоводству, особенно к IV в. Местами еще сохранялись подсечно-огневое земледелие и перелог, однако преобладала эксплуатация давно расчищенных и притом постоянно используемых участков. Жители древнегерманских хуторов и деревень несомненно также образовывали некую общность. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев. Члены его селились если не вместе, то компактно. Но в повседневной хозяйственной практике роду уже не было места.
Германская община существовала именно объединение самостоятельно ведущих свое хозяйство большесемейных коллективов. «Индивидуальным собственником» в древнегерманской общине было, разумеется, домохозяйство. Глава семьи имел решающий голос во всех делах. Социальный статус германца определялся статусом его семьи, зависевшим от численности, родословной и общей репутации семьи и рода в целом. Всё это определяло степень знатности человека, Рабство оставалось патриархальным, Часть рабов трудилась рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, трехчастное деление соплеменников на знатных, свободных и полусвободных, (лит) Социально-политический строй древних германцев — это строй, характерный для высшей ступени варварства, военная демократия. Высшим органом власти было народное собрание или вече (тинг) племени, Созывалось от случая к случаю (но не реже чем раз в год) для решения наиболее важных дел, войны и мира, суд по тяжким преступлениям, посвящение в воины, выдвижение предводителей племени. Совет принцепсов - это было достаточно аморфное образование, объединявшее первых лиц племени.
|
|
Наряду с коллективной властью народного собрания и совета старейшин у германцев существовала индивидуальная власть племенных вождей. Античные авторы называют их по-разному: одних — принцепсами, дуксами, архонтами, игемонами, т. е. предводителями, других — так же, как своих правителей героической эпохи, — рексами или василевсами, иначе говоря, царями. Таким образом, в первичном значении термина конунг — это родовитый, благородный, следовательно, знатный и в силу этого достойный уважения и послушания человек, но никак не повелитель и не господин. По наблюдениям Тацита, конунг располагал весьма ограниченной властью и управлял соплеменниками, скорее убеждая и увлекая примером, нежели приказывая. Власть конунга была выборной. Избирали его на народном собрании из числа наиболее знатных мужей, еще не обязательно принадлежащих к одному роду, иногда по жребию, но чаще сознательным решением присутствовавших, поднимавших тогда своего избранника на щит. Особое место в древнегерманском обществе занимали предводители дружин Внутри дружины существовала своя специфическая иерархия, положение в ней определялось не столько знатностью рода, сколько личной доблестью.. (Допш, Неусыхин)
|
|
Реальной политической единицей древнегерманского мира являлось племя. Возникавшие время от времени племенные объединения строились не столько по родственному, сколько по территориальному признаку и в условиях непрестанных миграций нередко включали и негерманские (кельтские, славянские, фракийские) племена. Племенные объединения рубежа старой и новой эры были еще очень рыхлыми и непрочными. Сотня – Округ – Племя. Поскольку жизнь ставила перед племенем более разнообразные и сложные проблемы, чем перед округом или сотней, круг вопросов, обсуждавшихся на племенном собрании, был шире, а сами вопросы — серьезнее. Так, внешнеполитические дела имело смысл решать всем племенем сообща. Однако полномочия и функции собраний были в принципе одни и те же, принудить округа и сотни к выполнению своих решений племенное собрание было не в состоянии: все держалось на добровольном согласии соплеменников, объединенных в сотни и округа.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!