Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?



Городничий.(бьет себя по лбу) "...Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов… ...(в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте?.."

Монолог городничего является одним из самых ярких эпизодов в комедии "Ревизор" Гоголя. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский произносит свой печальный монолог после того, как выясняется, что Хлестаков обманул всех чиновников города N. В своем монологе городничий ругает себя за то, что поверил Хлестакову как "дурак" и "глупый баран".

Самый напряженный момент в развитии действия, когда почтмейстер приносит перехваченное письмо Хлестакова к Тряпичкину и городничий в присутствии многочисленных гостей узнает, что был обманут. Охватившее его исступление придает его положению в конце комедии некие трагические черты, которые, однако, отнюдь не возвышают его образа. Его злоба переходит на «бумагомарак», «щелкоперов», которые могут «вставить» его в комедию на посмешище всему свету. Это типичная ярость реакционера, боящегося и ненавидящего прогрессивную мысль, «либералов проклятых». При всем этом в сознании городничего собственный позор связывается с позором всего русского общественного порядка, и знаменитая фраза, обращенная не только к другим персонажам, но и к зрительному залу: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!.. Эх, вы…» — великолепно раскрывает адресата гоголевских обличений.

Билет 10

Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.

Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение

"Конь добрый" -
главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для
решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в
глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огром-ную, считавшуюся
непобедимой армию Наполеона. "Лошадь молодая" - царь Александр I и его
окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его
медлительностью..

В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений»(«Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

В начале произведения нам даётся небольшой эпиграф: " Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы", что будет в произведении и о чём говорится в нём. В произведении гением является простой пожилой человек, которого зовут Иван Иваныч и на нём чин из четырнадцати овчин. Он был уверен, что невозможностей нет, только надо найти правильный подход к этому делу. Он преодолел то, что не смогла сделать даже государственная власть. А ведь речь шла о том, чтобы поймать и вернуть деньги, который был должен почти всем людям из этого города обычный молодой ветряный человек, надоевший даже властям своей непорядочностью.
На меня вызвало это произведение чувства какого-то недопонимания, как мог этот молодой человек не вернуть долг бедной старушке, ладно всем остальным. И как могли государственные власти ничего не предпринять. Кроме этих чувств, мне понравилась смелость и умный подход к этому делу "старого гения", ведь он единственный правильно решил эту проблему и помог бедной старушке.Смысл эпиграфа заключается в том, что сущность гения браться за то, что остальным не по силу и довести его до гениального решения. А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного произведения.

Зинаида Гиппиус

Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,— верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем, — верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, — знайте!
И близко ее воскресенье.Схема рифмовки- абаб. Рифма-парная, женская, точная.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.

Типы рифмы

 Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова.

 С этой точки зрения различают: Мужская рифма – ударение падает на последний слог: "волна – она"; Женская – ударение падает на предпоследний слог: "летом – светом"; Дактилическая – ударение падает на третьем слоге от конца: "ухабинах – впадинах"; Гипердактилическая– ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: "почесывает – обтесывает".

Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной.

 Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: "обман – туман", и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например "я – меня", "мои – любви". Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки – нет, например: "море – много". Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: "вишни – лишний".
По положению рифм в строфе:

 Парная. Рифмуются парные стихи, первый - со вторым, третий - с четвертым. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.

 Перекрестные. Рифмуется первый стих с третьим, второй - с четвертым. АБАБ.

 Опоясанные или кольцевая.Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.

Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так, в общем, называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и так далее.

Билет 11


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!