Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий).



(13,14,15 как 1 вопрос)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ (А.А.Вербицкий) (вопрос номер 15)

 

"...В работе известного разработчика знаково-контекстной формы обучения А. А. Вербицкого дается психолого-педагогический анализ теоретических основ и принципов построения деловой игры. ..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-326.htm#$p326]

Теория знаково-контекстного обучения представлена в работах А.А.Вербицкого (1982, 1991) и является ярким примером реализации деятельностного подхода применительно к профессиональному образованию. Как отмечает А.А.Вербицкий (1991), в случае овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью мы сталкиваемся с противоречием, проявляющемся в том, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам профессиональной деятельности.

В концепции знаково-контекстного обучения решается задача моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций. При этом акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Знаково-контекстным, или, для простоты, контекстным обучением принято называть такое обучение, в котором с помощью всœей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста͵ а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.

Учебная информация предъявляется в виде учебных текстов ("знаково"), а сконструированные на базе содержащейся в них информации задачи задают контекст будущей профессиональной деятельности. Предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всœеми дидактическими средствами, формами, методами, среди которых одно из базовых мест занимает деловая игра.

 Учебная деловая игра наиболее полно соответствует представлению о новом, знаково-контекстном типе обучения, поскольку в ней находят свое отражение наиболее характерные его черты. В самом широком смысле учебная деловая игра может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами — с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык. Деловая игра сохраняет основные преимущества «абстрактного способа» обучения (понятийный характер знаний, сжатый масштаб времени овладения профессией и др.) и в то же время свободна от наиболее серьезных его недостатков, поскольку разрешает описанные выше противоречия между учебной и будущей профессиональной деятельностью. С помощью игровых форм обучения (метода анализа конкретных производственных ситуаций, разыгрывания ролей и др.) можно обеспечить воспитание не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых «должностных» качеств его личности — способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения.

"...В качестве представителя контекстного обучения деловая игра вносит в существующий учебно-воспитательный процесс новое качество в силу следующих своих особенностей: 1) системного содержания учебного материала, представленного в имитационной модели производства; 2) воссоздания структуры и функциональных звеньев будущей профессиональной деятельности в игровой учебной модели; 3) приближения обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную активность студентов, переходы от познавательной мотивации к профессиональной; 4) совокупного обучающего и воспитательного эффекта, поскольку совместный характер игровой учебной деятельности заставляет подчиняться нормам коллективных действий; 5) обеспечения переходов от организации и регуляции деятельности студентов преподавателем, ведущим игру, к самоорганизации и саморегуляции действий и деятельности самими студентами...

"...Психолого-педагогические принципы и особенности деловой игры <...> Исходя из перечисленных особенностей учебной деловой игры, можно сказать, что в ней реализуются следующие основные психолого-педагогические принципы.

1. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства и игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов. Таким образом, деловая учебная игра является сложным знаковым замещением двух реальностей — процессов производства («знак профессиональной среды») и содержания профессионального труда («знак профессиональной деятельности»). В соответствии с этим принципом разработчик игры должен создавать как имитационную модель производства, так и игровую модель профессиональной деятельности занятых в нем людей. Развертывание этих двух моделей в живом учебном процессе создает предметный и социальный контексты усвоения нового, развития профессионала.

2.  Принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности студентов.

3.  Принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций специалистов.

4.  Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений, развития

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности — достижение игровых целей служит средством реализации целей развития личности специалиста, целей обучения и воспитания. <

 

"...Разработчик игры в процессе ее конструирования исходит из необходимости мотивационно обеспечить двуплановость через задание той или иной системы стимулов, построение определенной процедуры игры, разработки игровых ситуаций. Первое, и наиболее простое, что может сделать и реально делает разработчик игры, — он задает систему целей, которые так или иначе приобретают для студента определенный смысл и тем самым становятся мотивами деятельности.

 

"...Как отмечают исследователи, для игры характерно обращение к личности в целом, а не только к ее интеллекту; игра превращает студента из потребителя информации в требователя, поскольку он должен понимать все содержание игры, собирать недостающую информацию, делать обобщения, теоретизировать, готовить необходимые материалы для себя и других участников. Итак, основой мотивации в учебной деловой игре является возможность подготовки и реализации самостоятельного движения познавательной деятельности, целеобразования и целеосуществления, порождения и снятия свободы выбора. Подобные мотивационные возможности вряд ли имеет какая-либо другая форма осуществления деятельности учения. Однако, чтобы эти возможности стали реальностью, необходимо готовить их на этапе психолого-педагогического проектирования игры, ее методического обеспечения.

"...В этой связи задача конструктора учебной деловой игры — не только имитировать реальные условия производства в обучении, но и обеспечить возможности для воссоздания или имитации тех противоречий, с которыми сталкивается специалист на пути познания и профессионального действования. Иными словами, необходима реализация принципа проблемности в содержании деловой игры при подготовке для нее конкретных производственных ситуаций или задач.

 

.Нельзя обойтись перечислением разыгрываемых ролей и функциональных обязанностей их носителей, как это имеет место в большинстве опубликованных методических разработок по деловым играм. Необходимо методически обеспечить содержательную сторону общения: по поводу каких содержаний, с какими полномочиями и интересами, какими средствами и на каком этапе движения игровой учебной деятельности участники должны и не могут не вступить в общение, диалогическое взаимодействие.

"...Участие в диалоге предполагает мыслительную и речевую активность человека, и только при этом условии достигаются продукты совместной деятельности, формируется профессиональное мышление.

 

"...Как писал С. Л. Рубинштейн, «наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие».

 

"... Таким образом, принцип проблемности реализуется в плане содержания учебного материала и в плане его развертывания в процессе игровой учебной деятельности. Проблемное содержание может быть задано в виде системы конкретных производственных ситуаций или задач, содержащих противоречивые, избыточные или неполные данные, неявно представленные альтернативы выбора, ситуации, требующие принятия решения, но разрешимые только при условии порождения недостающих альтернатив действия, и т. п. Процесс игровой учебной деятельности развертывается проблемно либо при несовпадении целей, позиций, интересов (в соответствии с различием имитируемых в игре производственных звеньев и игровых интересов участников), либо в случае неоднозначности интерпретации обучающимися смысла поступающей или порождаемой информации и предполагает специфическую форму общения — диалог, дискуссию. Качество личностных целей, позиций, интересов определяет качество совместной деятельности,которая может быть типа или сотрудничества, или соперничества.

 

"... В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в содержании профессиональной деятельности в обоих ее контекстах — предметном и социальном, возникает осознание своего места в системе отношений людей. Принятие в игре роли способствует развитию произвольного, сознательного, саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации, профессионального и общего развития личности специалиста.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!