Принципы построения и архитектоника кейсов (часть 2)



На приведенной ниже таблице представлены основные формы творчества, вкрапленные в формы обучения, интегрированные в кейс-метод.

Немаловажно и то, что метод анализа ситуаций позволяет использовать интеллектуальные технологии, которые получают особенно интенсивное развитие в последние годы. Возникновение интеллектуальных технологий представляет собой прямое следствие современной фазы образовательной революции.

Массовое распространение напряженной интеллектуальной деятельности неизбежно предопределило необходимость её совершенствования и оптимизации, что и составляет основное содержание интеллектуальной технологизации. В постиндустриальном обществе совершенно недостаточно быть умным человеком. Это общество требует ума высокой эффективности, способного к развитию, усваивающего передовые познавательные парадигмы и системы знания. Поэтому, с точки зрения развития, интеллектуальные технологии не являются законченными системами. Они не сводятся к схемам оптимальной мыслительной деятельности, а представляются развивающимися алгоритмами активного интеллекта.

Хотя создание кейса представляет собой творческий, а поэтому не

полностью алгоритмизированный, процесс, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса. Основными этапами этого процесса выступают:

1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация.

2. Формулирование целей и задач.

3. Определение проблемной ситуации.

4. Построение модели ситуации; проверка её соответствия реальности.

Исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации занимает определение и квалификация проблемы. При этом конструктору кейса необходимо не только сформулировать проблему, но и получить её описание в соответствии с некоторыми существенными параметрами.

Если создание кейса рассматривать как творческий процесс, то в нем можно выделить несколько этапов.

Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе обучения вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией её на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку проблемы, но и её решение.

Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.

Определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить её основные составляющие. Главными связями структуры проблемы выступают:

1) Внутренние основы, в качестве которых выступают необходимость, потребность, интересы и неизбежность.

2) Требования как совокупность форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы её разрешения.

3) Условия возникновения и решения проблемы, под которыми понимаются явления, воздействующие на её возникновение, существование, развитие и решение. Особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.

4) Деятельность людей по решению проблемы, включающая в себя совокупность познавательных и практических действий, методов и способов, которые направлены на решение проблемы.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.

Как отмечалось ранее, что термин «ситуация» является довольно многозначным. Обычно под ситуацией понимается нижеследующее.

Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т.п. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.

В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Теоретическим патроном, курирующим ситуацию, здесь является теория факторов и факторного анализа.

Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую, т.е. она - процессуальна.

После того, как определяется на основании приведенной ранее классификации разновидность ситуации, начинается сбор необходимой информации.

Собранная информация подвергается многократному аналитическому переосмыслению. И, наконец, происходит построение самого кейса, которое, в свою очередь, делится на определенные этапы.

Этапы построения кейса

В основе кейса лежат правильно сформулированные дидактические цели, которые служат основой «конструирования» ситуационного упражнения – обработка сначала тезисов, а потом собирание соответствующих материалов на предприятии, в учреждении, ведомстве, которое есть объектом анализа.

На этом этапе необходимо посетить фирму, опросить руководство и/или работников, получить конкретную информацию, которая может стать «сердцевиной» создаваемого ситуационного упражнения. Полученную информацию полезно сравнить с данными из других источников: местная торгово-промышленная палата, агентства регионального развития, фирмы экономического развития, консультационные фирмы, профессиональные периодические издания.

Надо также постоянно помнить о необходимости получить согласие руководства фирмы на использование полученных материалов с учебными целями и их публикацию в виде завершенного ситуационного упражнения.

Процесс создания кейса представляет собой сложную деятельностную систему и осуществляется в несколько этапов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебного курса, выявление его «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

3. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

4. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

5. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института.

6. Выбор жанра кейса.

7. Написание текста кейса.

8. Диагностика правильности и эффективности кейса. Речь идет о проведении методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

9. Подготовка окончательного варианта кейса.

10. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе.

Схематически процесс создания кейса можно отразить следующим образом:

На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.

Ситуационное упражнение должно

· быть написано интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);

· отличаться «драматизмом» и проблемностью;

· показывать как положительные примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшения сегмента рынка);

· выразительно определять «сердцевину» проблемы;

· соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вместе с тем текст ситуационного упражнения не может подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Созданный кейс может пройти соответствующую проверку на «пробном рынке».

Такой проверкой может быть, в частности, просмотр «эскиза» кейса работником фирмы на предмет соответствия описания реальной ситуации, интерпретации приведенных фактов и т.п. Проверкой может также быть мнение коллег автора и высказывание ими замечаний и предложений относительно учебной ценности кейса. Однако надо помнить, что основным объектом проверки должны быть определенные дидактические цели ситуационного упражнения.

Жанровые особенности кейсов

Кейс – это не просто умелый рассказ и не просто описание определенных событий на оптимальном количестве страниц. Как уже отмечалось, это, прежде всего, педагогический инструмент, который используется для достижения определенных учебных целей.

Структурно кейс, по мнению О.М. Михайловой [97], должен состоять из таких разделов:

· временная часть системы координат, то есть материалы должны четко отображать временную последовательность изложенных в кейсе событий;

· сюжетная часть, то есть в кейсе необходимое наличие четкой сюжетной линии в развития событий;

· разъяснительная часть кейсу, то есть ситуация, изложенная в кейсе, должна быть целиком (к мелочам) понятная читателю.

По нашему мнению, кейс как жанр характеризуется тремя составными частями:

1. Сюжетной частью, которая представляет собой совокупность действий, событий, которые раскрывают содержание кейса.

2. Информационной частью, которая содержит необходимую для анализа ситуации информацию.

3. Методической частью, которая разъясняет место данного кейса в курсе и формулирует задания по анализу кейса.

Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы

Ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения должно строиться на реальных событиях, в центре которых находится лицо, принимающее решение. Живой, повествовательный стиль в ситуационных упражнениях существенным образом отличается от обычного для исследователей и педагогов научного стиля. Удачные ситуационные упражнения часто подают диалоги между разными персонажами, применяются другие журналистские приемы и средства, которые помогают студентам почувствовать реальность ситуации. При написании текста автор ссылается на иллюстративные материалы, которые, с одной стороны, обеспечивают студентов необходимой для решения информацией, а с другой - оказывают содействие развитию в них способности анализировать основные моменты упражнения.

Дилеммы и проблемы, лежащие в основе ситуационного упражнения, случаются везде. Трудность большей частью состоят в том, чтобы из многих альтернатив выбрать наилучшую.

Прежде всего, следует получить разрешение на разработку, использование и публикацию ситуационной модели от «главного героя» - того, кто принимал решение, и (в случае необходимости) организации, где он работает. В некоторых деликатных случаях приходится ситуационные упражнения делать «замаскированными», скрывая настоящее имя лица, которое принимало решение или название организации. Большинство ситуационных упражнений в окончательном виде к началу их использования или публикации подаются на рассмотрение руководства организации, которая стала объектом рассмотрения в кейсе. К началу использования или публикации окончательный вариант ситуационного упражнения, как правило, может быть подписан лицом, принимающим решения.

Важной проблемой написания кейса является поиск информации, на которой он основывается. Один из наиболее эффективных источников — интервью с руководителями предприятия. Тот, кто хоть раз в жизни проводил такие интервью, недоверчиво улыбнется: «Сомнительно, что так просто эти люди и выложат вам информацию о своей деятельности!». В самом деле, они очень неохотно делятся с посторонними своими знаниями и опытом. Но не следует терять надежды и заранее отвергать такую возможность. Временами руководители предприятия идут на сотрудничество с исследователями, преследуя сугубо рекламные цели: через знакомство с кейсом о предприятии за несколько лет с организацией и ее продукцией смогут ознакомиться несколько сотен, а то и тысяч студентов.

Нужно напомнить руководителям предприятия о такой возможности, если считаете, что студенты являются его целевой аудиторией. Не нужно исключать и альтруистичного стремления некоторых менеджеров помочь национальному бизнес-образованию. Вместе с тем следует помнить, что они согласятся это сделать только тогда, если будут уверены в надежности интервьюера. Высокий имидж учебного учреждения именно в глазах бизнес-элиты, как и широкий круг общих знакомых, помогут получить необходимые рекомендации для поиска нужной информации. Возможно, следует попробовать начать поиск с общения с выпускниками вашего учреждения или их друзьями.

Разумеется, к разговору с руководителем нужно тщательно готовиться. Ритм жизни таких людей чрезвычайно быстрый, и в короткое время, отведенное для интервьюирования, нужно получить максимум полезной информации. Важно изучить предприятие или организацию еще до встречи с менеджером. Это поможет сформулировать и поставить точные и компетентные вопросы.

Умение задавать вопрос - большое искусство, которое приходит с опытом. Но от самого начала надо помнить, что большое значение имеет не только содержание, но и форма. Вопросы должны быть короткими, без длинных вступлений, сформулированные человеческим, а не «научным» языком.

Помните, что руководитель предприятия, как правило, не имеет опыта преподавательской работы, поэтому, ставя вопросы, старайтесь избегать профессионального преподавательского сленга. Такие термины, как «гносеологические функции», «познавательный эффект», «методика» и «методология», могут надолго исключить заинтересованность собеседника.

Далеко не все вопросы должны быть направлены «в корень проблем». Часто большего результата можно достичь, ставя косвенные вопросы, которые только опосредствованно касаются предмета вашей заинтересованности.

Западные эксперты советуют при проведении интервью придерживаться ряда простых правил.

1. Внимательно, не перебивая, слушайте собеседника. Никогда не спорьте и не давайте советов. Цель вашей встречи состоит в том, чтобы собрать необходимую для кейса информацию, а не предоставить консалтинговые услуги.

2. Определенная информация передается в невербальной форме – выражение лица, жесты и т.п. Как и в любой другой организации, есть вещи, о которых не принято говорить посторонним, например, рабочий климат в компании, отношения между людьми и т.п. Но и о них можно узнать, если быть внимательным к эмоциям собеседника, выраженных в жестах, мимике и т.п.

3. Выясните, с чем из услышанного можно ознакомить других людей, а что - должно остаться конфиденциальной информацией. Следует всегда обращать особое внимание на этику кейса, который не должен наносить ущерб его героям, которые согласились поделиться с разработчиками своей информацией.

Следует также подумать о других нетрадиционных источниках информации, как, например, Интернет, разговоры с конкурентами предприятия, его поставщиками и потребителями, отраслевыми экспертами или аналитиками разных инвестиционных фондов. Полезными также могут быть работы и проекты студентов и статьи в печати.

Для кейсов свойственно значительное многообразие жанров. Задача разработчика заключается в том, чтобы сформулировать и реализовать такие жанровые особенности кейса, которые могли бы оптимально реализовать его дидактические цели. Классификация кейсов по жанрам представлена предлагаемой ниже таблицей.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения героя в будущем.

В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

· личностные кейсы, в которых действуют конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

· организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

· многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

Влияют на жанры кейса и способы подачи материала. Здесь необходимо серьезно задумываться над возможностями используемого публицистического жанра.

Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до несколько страниц, рассчитан на то, что он займёт часть двухчасового практического занятия. Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.

По использованию приложений бывают кейсы с приложениями и кейсы без приложений. Кейсы с приложениями обычно предполагают формирование навыков расчетов и анализа статистической информации.

Наконец по типу методической части кейсы бывают вопросными кейсами, при разрешении которых студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсом-заданием, который формулирует задачу или задание.

Опыт показывает, что кейс превращается тогда в эффективное учебно-методическое произведение, когда получает всестороннюю не только научную и методическую, но и жанровую проработку.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!