Выразительность и изобразительность музыки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра музыкального педагогического образования
Конспект лекций
по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания»
для студентов очно-заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиля: Педагог дополнительного образования
образовательного уровня бакалавриат
Донецк 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра музыкального педагогического образования
Конспект лекций
по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания»
для студентов очно-заочной и заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиля: Педагог дополнительного образования
профиля: Начальное и дошкольное образования
образовательного уровня бакалавриат
УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры музыкального педагогического образования Протокол № _2_ от «_12_» __10____ 2016г. |
|
|
Донецк 2016
Актуальность разработки предлагаемых методических рекомендаций к лекциям по учебной дисциплине «Теории и технологиям музыкального воспитания» обусловлена тем фактом, что имеющиеся учебные пособия и учебники не всегда освещают все дидактические аспекты педагогики. Целью методических рекомендаций является систематизация и обобщение информации дидактического характера по изучаемой дисциплине, и помощь обучающимся в структурировании учебного материала и определении главных дидактических идей, что будет способствовать повышению качества знаний.
Методические рекомендации составлены на кафедре музыкального педагогического образования.
Составители:
канд.пед.наук Н.В. Слота
Научный редактор: канд.пед.наук, доцент Г.В. Марченко
© Донецкий педагогический институт, 2016
Содержание
Лекция 1.Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
1.1. Музыка как вид искусства …………………………………..…………………….....5
1.2. Научные основы музыкального воспитания детей……………….…………………..9
Лекция 2. Понятие музыкальности и музыкальной культуры, их структурные компоненты и пути развития.
|
|
2.1. Определение музыкальности ……………………………………………………….15
2.2. Определяющая роль музыкальной деятельности в развитии личности ребенка……..……………………………………………………………………………...17
2.3.Характеристика основных методов и приемов музыкального воспитания…………………………………………………………………………………24
2.4. Использование интерактивных методов музыкально-сценического обучения вокального коллектива в учреждениях дополнительного образования………………28
Лекция 3. Слагаемые педагогического мастерства.
3.1.
Рекомендованная литература……………………………………………………………29
Лекция 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
Музыка как вид искусства
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.
Что представляет собой музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства, выразительные возможности музыкальных средств? В чем проявляется познавательное и воспитательное значение музыки?
|
|
Специфика искусства по сравнению с другими формами общественного сознания (наука, мораль, религия) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.
Формой мышления в искусстве выступает художественный образ. Это основа любого вида искусства, а средство создания и воплощения художественных образов – главный критерий принадлежности к различным видам искусства.
Современные ученые часто не разделяют понятия «художественный образ» и «музыкальный образ». Музыкальный образ можно назвать художественным образом. Но понятие «художественный образ» – это более широкое понятие, которое объединяет образы искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрального, архитектурного и т.п.).
Современные философы, в частности И. Фролов, определяют художественный образ как форму отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.
Музыкальный образ представляет обобщенное отражение в музыке явлений действительности и духовного мира человека.
|
|
В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.
Выдающийся психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.
Выразительность и изобразительность музыки.
Выражение образного содержания музыкального произведения, его основной мысли передается с помощью средств музыкальной выразительности.
К средствам музыкальной выразительности относятся: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия и т. д.
Темп –это степень скорости исполняемого произведения.
(Allegro, moderato, lento – скоро, умеренно, медленно)
Следующее средство музыкальной выразительности – Динамика
(f, p, mf, mp, крещендо, диминуэндо).
Штрих – это способ звукоизвлечения, способ пения, способ игры на инструментах (легато, нон легато, стаккато).
Ещё одно средство музыкальной выразительности тембр. Это звуковая окраска голоса или инструмента.
Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос.
Существует несколько основных типов голосов:
1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:
- тенор – самый высокий мужской голос, бывает лирическим или драматическим;
- баритон – средний мужской голос;
- бас – наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными.
2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:
- сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
меццо-сопрано – низкий голос;
контральто – самый низкий по диапазону голос.
Эти же голоса в хоре называют: сопрано (высокий женский), альт (низкий женский), тенор (высокий мужской), бас (низкий мужской голос).
Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности – мелодии.
Мелодия – главная музыкальная мысль, одноголосно выраженная музыкальная мысль (восходящая, нисходящая, скачкообразная).
Лад – это согласованность звуков по высоте (мажорный и минорный).
Но не всегда веселые музыкальные произведения написаны в мажоре, бывают исключения. Смена лада также влияет на характер произведения. Например, в фортепианной пьесе великого французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» мелодия движется по звукам, захватывающим и мажорное, и параллельное минорное трезвучие. Определить лад здесь невозможно: мажор и минор всё время «мерцают». От этого мелодия становится лёгкой, воздушной, как бы прозрачной, её очертания кажутся «размытыми»
Ритм – это согласованность звуков по длительности звучания.
Музыкальная форма.
Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».
Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).
Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).
Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.
Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.
Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.
Сонатная форма, вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений. В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности. Сонатная форма состоит из трёх основных разделов: экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем); разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие); реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).
Музыкальные жанры.
Музыкальный жанр – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием (определение Т.В. Чередниченко).
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения.
Это две большие группы:
- инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
- вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
- обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
- массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
- концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
- театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций
Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Жанр (от фр. genre – род), – исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
Стилемназывается сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. В понятие стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особенности, например, «стиля Бетховена». Кроме того, Бах был одним из крупнейших композиторов 18 в. и во многих отношениях воспроизводил нормы, свойственные другим авторам той эпохи, поэтому мы можем говорить о «стиле 18 в.», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, в том числе и Баха».
Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4756; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!