О модели взаимоотношения Церкви и государства



Концепция К. Победоносцева: идеальное состояние взаимоотношений Церкви и гос-ва заключается в их тесной взаимосвязи, взаимопроникновении их до фактически полного сочетания интересов и устремлений, т.е. создания единого государственно-церковного организма. В такой ситуации становится ясной борьба Церкви против врагов государства (социалисты, революционеры) и наоборот.

 

Николай 2: искренне верующий, испытывал особую связь с Иовом Многострадальным (родился в день его памяти). Рассматривал царское служение как служение Христу, т.е. ощущал себя действительно Божиим помазанником. В внутренней политике следовал заветам отца. В эпоху его правления канонизировано больше святых, чем за всю синодальную эпоху! Мученический венец - самый главный показатель-итог его жизни. В его правление проявляется кризис во взаимоотношениях Церкви и государства: стремительная десакрализация персоны монарха в обществе, стремление Церкви к каноническому устройству (Собор, Патриаршество), реформы 1905 г. (создание Думы), свобода вероисповедания и т.д. - реалии новой эпохи!!!!

 

2) проблема свободы вероисповедания:

а) изменившиеся реалии церковной и общ. жизни: 1903, 1905 гг. - принятие закона о веротерпимости и свободе вероисповедания. Как следствие - потеря Церковью ряда привилегий (напоминаем, что по "Основным законам" Н I вводился запрет на прозелитизм, уход из православия - уголовное преступление). Данный вопрос дебатировался на религ.-фил. собраниях 1901-1903 гг.: главный докладчик кн. Волконский, говоривший о необходимости веротерпимости, восклицал: "вы православный по убеждению, или страха ради иудейского" (т.к. РПЦ - господствующая Церковь), говорил о необходимости отмены наказания за уход из православия.

(также вспомни письмо о. Иоанна Кронштадтского, в котором святой Иоанн пишет, что нельзя предоставлять человеку свободу собственной совести). Антитезис Волконскому - позиция архим. Антонина (Грановского): идея солидарности религий чужда православию..."либералы совести около Христа оспаривают место Будде и Магомету. Нет, Христос не может сжиматься. Он везде все и вся исполняяй". Пассивной ли свободы желают иные исповедания (религии), или активной (прозелитизм, пропаганда собственного вероучения)? Другие религии не имеют права на существование, хотя и функционируют. Д. Мережковский: "если мы подходим ко Христу, то вопрос о насилии исчезает сам собой".

Епископат второй половины XIX в.: общая характеристика; наиболее значительные архиереи, их церковная деятельность, богословские идеи.

 

· 1865 Синод принял решение об открытии в каждой епархии викариатств, последовавшее за этим увеличение числа архиереев (не были четко определены права и обязанности викарных епископов).

· Особое положение было у епископов-ректоров Духовных Академии, вся деятельность которых сосредотачивалась на управлении вверенными их попечению школами.

· Увеличение епископата натолкнулось на серьезную кадровую проблему. Число ученых монахов, способных к архиерейскому служению, было весьма ограничено. Для решения этой задачи в 70-е годы стали чаще хиротонисать принявших постриг вдовых священников. Такие архиереи, лучше знавшие приходскую жизнь, проявляли больше заботы о приходском духовенстве.

 

· Первенствующим членом Синода с 1856 года был митрополит Новгородский и Петербургский Григорий (Постников), почитатель и друг митрополита Московского Филарета, основатель выходившего с 1821 года богословского журнала «Христианское чтение». Это был покровитель духовного просвещения и замечательный проповедник.

 

В проповедях, обращённых к простому народу, он избегал догматических тем. Язык прост; ясен, доступен неученому человеку. В 1855 г. митрополит Григорий написал книгу «Истинно-древняя и истинно-Православная Церковь», в которой спокойно и благожелательно полемизировал против старообрядческого раскола. Как и митрополит Филарет, он был настойчивым приверженцем перевода Священного Писания на русский язык.Святитель 4 года занимал столичную кафедру, но за это время паства успела его полюбить.

 

После его кончины 17 июня 1860 года преемником по Петербургской кафедре и в Синоде стал митрополит Исидор (Никольский), многоопытный архиерей.(1860-1892)

(В 1825 он окончил СПбДАсо степенью магистра), принял постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. До назначения на Петербургскую кафедру в 1860 Исидор был епископом Полоцким, экзархом в Грузии, Киевским митрополитом. После кончины митрополита Филарета преосвященный Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Занимался благотворительностью. Он был главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Скончался в 1892.

 

митр. Палладий Раев-Писарев (1892-1898) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода.

 

· Московская кафедра

1868-1879 митр. Иннокентий (Вениаминов)– известный миссионер, просветитель Аляски (см. билет по миссионерству)

1879-1882митр. Макарий (Булгаков)Историк Церкви, богослов и ординарный академик Академии наук с1854 года.

 

1882 по 1891 митрополитИоанникий (Руднев) (1826 – 1900).

Закончил КДА. В 1861–хиротонисали в епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Также занимался благотворительностью. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал там противораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. Введенный в состав Синода, митрополит Иоанникий был там твердым защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888 году в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных митрополит высказался против отпевания инославных. Мнение Московского митрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. В 1891 году, после кончины митрополита Киевского Платона (Городецкого), митрополит Иоанникий был переведен на его место из Москвы, что было следствием нерасположения к нему правящих сфер. В1898 был назначен первоприсутствующим членом Синода.

Святитель Феофан Затворник.

Георгий род. 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. 1837– окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.

1841– принял монашество (Феофан) и окончил академию. Затем будущий святитель преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 году иеромонаха Феофана направили в Иерусалим в составе Русской Духовной Миссии. Феофан посетил Святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Он изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. В 1855 –преподавал в СПДА, затем был ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года он – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года - ректор СПДА.

1859– хиротонисан во епископаТамбовского и Шацкого. Он устраивал церковно-приходские и воскресные школы, заботился о повышении образования духовенства. 1863– на Владимирской кафедре. Все духовные академии избрали его почетным членом, а СПДА удостоила и званиядоктора богословия. В 1866 по прошению он был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. 1872– ушел в затвор. Совершал богослужения, занимался истолкованием Священного Писания и переводом творений древних отцов и учителей, писал много писем. Оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Наиболее значительные труды: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Скончался – 6 января 1894 года. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. В 1988– прославлен в лике святых.

Святитель Игнатий Брянчанинов.

 Род. 5 февраля 1807 г. в селе Покровском Вологодской губернии. Димитрия влекла иноческая жизнь, но отец отдал его в Главное военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Читал творения святых отцов. Принял решение стать монахом. Это намерение укрепилось после знакомства с оптинским старцем Леонидом (Львом) (Наголкиным). 1826 – окончил Училище в чине поручика (был уволен со службы из-за болезни).

 Поступил послушником в Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, затем был и в других обителях. 1831 – пострижен в монашество (в честь Игнатия Богоносца), рукоположен во иеромонаха и назначен игуменом ЛопотоваПельшемского монастыря. С1833 года отец Игнатий –настоятель Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга в сане архимандрита.

1857– хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В 1861 году по прошению епископ Игнатий уволен на покой из-за болезни. Святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где впоследствии был погребен.

Им написаны «Приношение современному монашеству», «Отечник» – сборник изречений и примеров из жизни древнего монашества, множество писем, подготовлены к изданию пять томов его трудов. Он изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям современности. В круг его знакомых входили А. С. Пушкин, И. А Крылов, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, протоиерей Петр Турчанинов, М. И. Глинка, А. Ф. Львов, Н. В. Гоголь, К. П. Брюллов, П. С. Нахимов и др. Скончался – 30 апреля 1867 года; причислен к лику святых в 1988 году.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!